Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиографические примечания и краткие заметки к исследованию
3. См.: Дзэами то Дзэнтику (Дзэами и Дзэнтику).— Нихон сисо тайкэй (Большая серия японской мысли). Т. 24. Токио, 1974. с. 549 (далее—Дзэами и Дзэнтику). 4. См.: Кадзума Кавасэ. Кадэнсё (Фуси кадэн) [Предание о цветке (Предание о цветке стиля)]. Токио, 1971, с. 190 (далее—Кадзума Кавасэ). 5. Поэтические состязания, как известно, широко практиковались в аристократической среде как изящный досуг уже в эпоху Хэйан. Интересные описания подобных и других состязаний см.: Горегляд В. Н. Ки-но Цураюки. М., 1983, с. 43—44. 6. См., например, содержательную статью Д. Э. Харитоновича «Средневековый мастер и его представления о вещи» в сборнике «Художественный язык средневековья» (М., 1982). См.: также: Памятники средневековой латинской литературы Х— XII вв. (пер. М. Л. Гаспарова. М., 1972), где, в частности, можно найти такие строки: «Я изложенье мое писал для себя и для близких—//Ибо величие тайн умаляется дальней оглас-кой; //Став уделом толпы, становится важное пошлым, //Самое большее—трем друзьям я дарю эту книгу...» {Марбод Ренн-ский. О камнях, с. 288). 7. Дзэами и Дзэнтику, с. 523. 8. Там же. Нужно также иметь в виду, что тайная передача знаний стала позднее характерна и для культуры Дзэн. 9. Там же, с. 522. 10. Уместно напомнить о тех чертах японского XX столетия, которые создали определенную атмосферу вокруг национального наследия. Это век преобладания в массах материальной культуры, когда непосредственная религиозная продуктивность, столь характерная для предыдущих эпох, почти исчезла и все большую власть над сознанием стали приобретать проза жизни, практические интересы, рассудочность, что наложило свою печать на бытование и восприятие классики, старины. Это общемировой процесс, и, скажем, русская литература второй половины XIX в. с огромной силой выразила предчувствие угашения в мире духа служения трансценденталиям — единству, истине, благу. Достоевский писал: «Покажите мне связующую настоящее человечество мысль хоть вполовину такой силы, как в тех столетиях. И осмельтесь сказать, наконец, что не ослабели, не помутились источники жизни под этой „звездой", под этой сетью, опутавшею людей. И не пугайте меня вашим благосостоянием, вашими богатствами, редкостью голода и быстротой путей сообщения! Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало; все размягчилось, все упрело и все упрели! Все, все мы упрели!» (цит. по: Ф. М. Достоевский. Полное собр. соч. в 30-ти томах, т. 8. Л., 1973, с. 315). | 11. Дзэами дзюрокубусю хёсяку (Комментированное собрав ние 16 трактатов Дзэами). Т. 1. Токио, 1974, с. 1 (далее—Комментированное собрание...). 12. В этом отношении интересна творческая судьба выдающегося актера XX в. Хисао Кандзэ (1925—1978). Будучи крупнейшим актером Но, он успешно работал как режиссер и как актер и в театре современной драмы (синеэки), ставил эксперименты на сцене Но. Хисао Кандзэ написал книгу «Цветок, передаваемый от сердца к сердцу» (Кокоро кара кокоро э цутау-ру хана), изданную посмертно (Токио, 1979). Книга родилась как плод многолетних размышлений автора над трактатами Дзэами. Вот как он говорит об этом: «Учение Дзэами постоянно работало на выделку моего мастерства. Я думаю, что мне удалось прийти к ясному творческому методу благодаря размышлениям над образом мыслей Дзэами как в ходе моей собственной актерской практики, так и в процессе воспитания молодых актеров» (с. 142). В трудах, вышедших после смерти Хисао Кандзэ и посвященных его творчеству, он постоянно, сравнивается с Канъами как человек, вдохнувший новую жизнь в театр Но. Критики усматривают даже некий символический смысл в том, что этот актер, как и Канъами, умер в 52 года.; Кратко о творчестве X. Кандзэ см.: Анарина Н. Г. Японский театр Но. М., 1984, с. 169—171, 181—184. 13. Очень небольшой по объему трактат Мусэки исси (занимает всего полторы страницы современного японского печатного текста) почти целиком переведен и процитирован в книге «Екёку — классическая японская драма» (М., 1979), с. 15. 14. В настоящей работе мы неоднократно будем прибегать к слову «органический», и хотелось бы пояснить, в каком именно роде. Организм, согласно словарю В. И. Даля, есть «стройное целое», где господствуют живые внутренние связи, закономерности и процессы. Поэтому понятие «органический» в первую очередь несет в себе представление о жизненном, живом, естественном, своеобразном, непосредственно переживаемом. Естественное и живое, как и духовное, неподвластны в полной мере рассудочному восприятию, для их познания важно и развитие интуиции. Понятие «органический» применимо не только к природно-биологическим явлениям, но и к явлениям духовной жизни, и это немаловажно помнить при изучении японской, культуры. Театр Но, творчество актера, учение Дзэами — плод преимущественно языческой духовности (синтоистско-буддистско-даосская мистерия), причем такой духовности, которая органична для японской культуры и для отдельного актера (это живое переживание, своеобразное целое). Это не отвлеченная, «философическая» духовность. Подчеркнем только, прибегнув к формулировке П. Флоренского, что «...сверхрассудочность духовной жизни... не должна быть смешиваема с иррациональностью естественной жизни как биологического явления» (Флоренский П. А. Столп и Утверждение Истины. М., 1914, с. 608). 15. Подлинное имя—ёсимото Фудзивара (1320—1388). Поэт-аристократ, знаток поэзии и старины, автор ряда трактатов по теории рэнга; осуществлял деятельность по возрождению танка в поэзии. Упоминается в нашей научной литературе. См., например: Конрад Н. И. Японская литература. М., 1974, с. 292; Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979, с. 163. 16.См., например, очерк Сюити Като «Тактика Дзэами и учение о театре Но» в книге «Дзэами и Дзэнтику»: «Тайное предание у Дзэами есть не что иное, как скрытая тактика поведения актера по отношению к зрителю и актеру-сопернику» (с. 515—527). 17. Кадзума Кавасэ, с. 4. 18. Комментированное собрание... т. 1, с. 1. 19. Изложение истории театра Но см.: К.онрад Н. И. Театр Но.— Восточный театр. Л., 1929; Анарина Н. Г. Японский театр Но. М.. 1984. 20. Дзэами и Дзэнтику, с. 515. 21. Об этом правиле см. Комментарий, часть III, беседа 2, № 10. 22. О танце кусэ-но май см. Комментарий, часть II, раздел «Женщина», № 7. 23. Там же, с. 544. 24. Там же, с. 515. 25. Минору Нисио. Тюсэтэкина моно то соно тэнкай (Средневековые явления и их интерпретация). Токио, 1973, с. 307 (далее— Минору Нисио. Средневековые явления...). Вот что пишет исследователь: «...хотя мы нигде не находим документальных упоминаний о том, изготовлял ли Дзэами маски Но, однако не будет странным предположить, что он пробовал свои силы в вырезании масок на острове, где он не мог ни петь, ни танцевать, где он был одинок, не имея учеников, которым мог бы передать свое учение». Среди актеров Но бытует легенда, что одна из старинных масок под названием бэсими вырезана Дзэами. 26. Дзэами и Дзэнтику, с. 546 (предположение высказано Акира Омотэ). 27. Акад. Н. И. Конрад в «Очерках японской литературы» (М., 1973) посвятил отдельный очерк культуре эпохи Муромати, где утверждается: «Если в литературе Муромати есть что-либо, прямо адекватное всей эпохе в целом, то этим будет именно Но. По Но можно понять эпоху, проникнуть в ее сокровенный дух» (с. 239). 28. «Даосская идея всеобщей связанности вещей и существ сыграла важную роль в возникновении сознания единства с природой, а отсюда и единения природы и искусства» (Борони-на И. А. Классический японский роман. М., 1981, с. 65). См. также: Горегляд В. Н. Дневники и эссе в японской литературе Х-—Х1П вв. М„ 1975, с. 208—218; см. также: Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979, с. 211—223. У китайского поэта Су Ши есть такое знаменитое изречение: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет» (цит. по: Заводская Е. В. Восток на Западе. М., 1970, с. 86). 29. Минору Нисио. Дзэами-но Но гэйрон (Учение Дзэами о театре Но). Токио, 1974, с. 434. В другой своей работе о Дзэами Минору Нисио пишет: «Теория искусства, созданная Дзэами, не только превосходит поэтические теории танка и рэнга того времени, но и занимает самое высокое положение в истории японской культуры в целом... Более того, она может указать направление развития искусства будущего». И далее: «Это теория искусства мирового значения» (Минору Нисио. Средневековые явления..., с. 309). 30. Здесь и далее выдержки из трактатов цит. по изданию Дзэами и Дзэнтику (см. примеч. 3). 31. Кадзума Кавасэ считает, что первые пять частей трактата—это точное воспроизведение идей Канъами, а части VI и VII могут считаться самостоятельным опусом Дзэами (см. Кадзума Кавасэ, с. 185). 32. См. фундаментальный труд Нарукава Такэо «Философия цветка у Дзэами» (Дзэами: хана-но тэцугаку) (Т.. 1980), с. 31—32, а также работы Дзинити Кониси, Тоёитиро Ногами» Сюити Като. 33. Некоторые исследователи полагают, что Дзэами получал наставления от отца постепенно на протяжении всего их творческого общения (см., например: Кадзума Кавасэ, с. 179). Другие считают, что «Предание» является предсмертными беседами Канъами 34. Такэо Нарукава. Философия цветка у Дзэами, с. 32. 35. Такие эпохи в жизни народов один из французских психологов XIX в., Ж. Тард, условно назвал «эпохами господства обычая» в противовес «эпохам господства моды», которые, по его мнению, утвердились в Европе после Возрождения. Мы решаемся привести пространную цитату из его книги «Законы подражания» (СПб., 1892) в силу того, что сама книга стала библиографической редкостью, а характеристика традиционного общества, которую она содержит, весьма выразительна. «Во-первых, в эпохи господства обычая, там, гдеискусство нарождается самостоятельно, оно развивается из ремесла... Так было в Египте, Греции, Китае, Мексике и Перу и во Флоренции. Архитектура, готическая и всякая другая обязана своим возникновением каменщикам, живопись XIV века — переписчикам, украшавшим книги виньетками... современная музыка —церковным певчим... литература — всем, кто желал рассказывать, трогать, убеждать. Во-вторых, в те же эпохи произведение искусства отвечает не потребности узнать новое, что более свойственно эпохам господства моды, когда любопытство чрезмерно возбуждено впечатлениями, приходящими извне, но сладостной и все усиливающейся потребности снова увидеть и найти то, что уже известно, что мы любим, понимаем, чем восхищаемся... Тогда... от эпопеи или драмы мы требуем не интереса, поддерживаемого незнакомым сюжетом или сенсационной развязкой, а выразительного воспроизведения легендарных вымыслов, знакомых нам с детства, — смерти Прометея, Геркулеса, несчастий Эдипа, драмы сотворения мира, грехопадения, смерти Роланда и т. д.» «В такую эпоху искусство бывает не скажу ремесленным, но профессиональным, потому что оно образуется путем медленного накопления эстетических приемов, передаваемых отцом сыну вместе с разными полезными рецептами... Привычка обращаться сердцем и умом назад, к прародителям и их заветам, требует, чтобы и искусство было волшебным и живым отображением этого прошлого, еще полного жизни и веры в себя и в свою будущность... Во времена моды, напротив... искусство становится ремеслом чаще, чем ремесло искусством, а любопытство, составляющее отличительную черту такого времени, требует обманчивого, раздражающего удовлетворения, которое и доставляется изобретательными людьми. Тогда появляются шаблонные и написанные по заказу драмы и романы, повествующие о небывалых происшествиях, фантастические картины, музыка будущего, эклектические памятники. Эпоха, жаждущая новинок, требует художников, обладающих только богатой фантазией, времена, исполненные любви и веры, требуют художников, проникнутых этими чувствами» (Тард Ж. Законы подражания. СПб., 1892, с. 340—342). 36. Дзинити Кониси. Ногакурон кэнкю (Исследование п© теории Но). Токио, 1972, с. 114. 37. «...существо трансляции традиционной культуры состоит в том, что с помощью ряда специальных приемов духовная личность учителя возрождается в ученике. В тех случаях, когда эта передача личности имеет место, культура воспроизводится, в противном случае — нет» (см.: Семенное В. С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты.—Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма. М., 1985, с. 42; 38. Известна традиция искания учителя в художественной среде в средневековой Японии. Человек уходил в странствие из родительского дома и, найдя себе учителя, оставался жить около него и перенимать его знания. Свободно избранный учитель (по принципу духовной потребности или практической необходимости) играл в судьбе личности не меньшую роль, чем родители. Человек как бы дважды рождался: сначала через родителей, «физическим» рождением, и оно определяло его нрав, темперамент, привычки и т. д. (генетика), а затем через учителя «метафизическим» рождением на поприще, что формировало его духовную жизнь. Искание мудрости как высшей цели жизни происходило всегда через посредство учителя и в античном мире, и в Китае, и в Индии. 39. Конфуций говорит в Лунь-юе: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 153). Неточное и в Японии, и в Китае есть и причина и цель, поэтому ему придается такое исключительное значение. Устремление к нему не является движением назад. Это циклическое, круговое движение и назад, и в будущее (графически это движение по окружности от точки, расположенной на окружности: чем более мы от нее удаляемся, тем ближе к ней же продвигаемся). Отсюда возникает замкнутость, завершенность, самодостаточность одного цикла. 40. Философское и мистическое толкование дао (яп. до) см, в древнем памятнике китайской мысли Дао дэ цзин основоположника даосизма Лао-цзы (Древнекитайская философия. Т. 1, М., 1972). «Дао имеет и самое широкое толкование как общий закон движения природы, построения макрокосма и более локальное — как путь жизни человека, как его внутреннее предназначение, движение к истине... С понятием дао связано осознание бытия как процесса, где результат имеет ничтожное преходящее, эфемерное значение, а сам процесс как таковой составляет смысл и суть» {Николаева Н. С. Японские сады. М., 1975, с. 163). Как известно, в японском языке названия многих профессий образуются с помощью иероглифа до как второго компонента в слове. Искусство актера называется словом гэйдо — «путь исполнительского искусства». Осознание профессии как «пути» означает, что совершенствование в ней служит развитию самосознания и самосовершенствованию личности (см. Гундзи М. Японский театр Кабуки. М., 1969, с. 134). Слово «путь» в подобном контексте yе должно ассоциироваться с понятием простого движения. Путь в искусств е— это состояние развертывания творческих потенций человека. Переводчик Дал дэ цзина на эстонский язык советский буддолог Л. Мялль пишет: «Русское слово «путь» годится для перевода дао только при условии, если знать, что это не дорога, по которой ходя туда-сюда, а внутренняя направленность, ход явлений, процесс природы» (см,: Мялль Л. Светлый путь и темный путь.— Ученые записки Тартуского гос. университета. Текст и культура. Труды по знаковым системам, XVI, 635, с. 110). Замечательное соединение художнического, философского и жизненного представлений о дао мы встречаем в классическом труде В. М. Алексеева «Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту» (Пг., 1916). И наконец, одним из примеров весьма вольного, но и весьма характерного для ненаучных кругов толкования дао может служить следующее высказывание: «Слово «Дао» для меня — воплощение мудрости вообще» (Герман Гессе. Что значит для меня индийская и китайская духовность.— Восток —Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1982, с. 184). 41. Это утверждается, в частности, в исследовании И. А. Борониной «Классический японский роман», с. 65: «...каждая вещь, велика ли она или мала, имеет свое „дао", по-своему переживает свой путь и сопричастна Абсолюту». 42. Профессионализм, мастерство высоко ставились даже в самых простых занятиях. Мы отсылаем читателя, скажем, к «Запискам от скуки» Кэнко-хоси, к дану № 109, который начинается словами: «Некий мужчина, слывший знаменитейшим древолазом...» (пер. В. Н. Горегляда. М., 1970, с. 96). 43. Об этом см.: Минору Нисио. Догэн и Дзэами. Токио, 1973. 44. Минору Нисио. Средневековые явления..., с. 300. 45. О «полисемантичности» языка средневекового человека см. книгу: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.. 1972, с. 14. 46. В качестве примера приведем высказывание исследователя китайской классической философии: «В „Книге Перемен" * искони были два аспекта — философский и мантический. Благородные люди в периоды бездействия рассматривали ее философски, чтобы критически оценить своё личное поведение, а в периоды деятельности гадали по ней, чтобы разрешить сомнительные вопросы» {Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1960, с. 72). 47. См.: Нисио Минору. Догэн и Дзэами. Токио, 1973. 48. «Синтетизм» содержания трактатов Дзэами роднит их с древними и средневековыми трактатами по искусству, известными, например, в Китае, Индии (см., например: Шептуно-ва И. И. Очерки истории эстетической мысли Индии в новое и новейшее время. М., 1984, с. 35). 49. В советской научной литературе идея мономанэ не полу» чила пока подробного истолкования. Она упоминается в ра'^о^ т^х А. Е. Глускиной, Т. П. Григорьевой, Л. Д. Гришелевой, Н. И. Конрада, В. Н. Марковой. Самая общая предварительная характеристика мономанэ дана Н. Г. Анариной в книгах «Еке ку—классическая японская драма» (М., 1979) и «Японский театр Но» (М., 1984). 50. См. переводы трактатов на английский и французский языки (примеч. 1). 51. Вот что пишет исследователь о раннем периоде китайского театра: «Говоря о зарождении театрального искусства, интересно отметить, что, как в древних обрядах, в искусстве актеров /о, так и в светских представлениях первых веков нашей эры наиболее распространенным... методом изображения людей был метод подражания, метод копирования. Он был даже закреплен в специальном термине „ся сян" —„играть, копируя" (или „представлять, подражая"), сами же исполнители назывались сянжэнь —„копирующий" („подражающий")» Гай-да И. В. Китайский традиционный театр Сицюй. М., 1971, с. 16). Насколько позволяет судить наша литература об индийском театре, там не существовало специфической идеи подражания. Принцип перевоплощения назывался «выражение». «воспроизведение» (анукрити, анукиртана), под которым разумелось воспроизведение определенных эмоциональных состояний героя, целью которого было «вызвать у зрителей особую, эстетическую эмоцию—„расу"». (Гринцер П. А. Бхаса. М., 1979, с. 32—33). 52. Дзинити Копией. Исследование по теории Но. Токио, 1972, с. 79. 53. Там же, с. 82. 54. Там же, с. 85. 55. Напомним, что все трактаты Дзэами обращены только к первому актеру труппы, исполняющему главные роли. 56. Может возникнуть вопрос: зачем такая творческая широта? Она вытекает из специфики самого времени. Присущее средневековому японцу и в ранний, и в классический период чувство духовной полноты и цельности жизни рождало в нем потребность в универсализме деятельности, и наоборот. Духовный климат средневекового Востока и средневекового Запада одинаково пронизан этим чувством, что создает стадиальную близость средневековых культур Востока и Запада. Но при этом картина мира на Востоке и на Западе сложилась совершенно разная: в одном случае перед нами утонченный языческий пантеизм, в другом—христианский мир сверхъестественного Бога. Об универсализме творчества в средние века см., напр.. кн. Я. Бицилли «Элементы средневековой культуры» (Одесса. 1919), где, в частности, читаем: «„Энциклопедичность*'—закон Средневекового творчества. Готический собор со своими сотнями и тысячами статуй, барельефов и рисунков, изображающих... всю историю человечества от грехопадения до Страшного суда, является великой энциклопедией, „библией для неграмотных"; ему соответствуют те многочисленные трактаты на/латинском и народном языках, в стихах и в прозе, под названием „Образа мира", „Зерцала мира", „Сокровищницы" и проч., в которых грамотные люди могли найти исчерпывающие ответы на все вопросы, руководство во всех житейских казусах... Кто желал стать „клириком", т. е. правильно образованным человеком, шел с раннего детства в школу и сидел в ней до тех пор, пока не выучивал всех наук, какие только были изобретены людьми, от скромной грамматики до царственной: теологии... Только универсальное знание почиталось истинным знанием, потому что в мире все связано одно с другим, все держится вместе. Человечество есть только дробь космоса, и его жизнь является частью космической жизни» (с. 2). См. также: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 263. 57. См. характеристику эпохи Муромати как эпохи «самурайской культуры» у Н. И. Конрада в «Очерках японской литературы», у Сабуро Иэнага в «Истории японской культуры» (М., 1972). 58. См. книгу Минору Нисио «Учение Дзэами о театре Но», с. 402. Во-первых, в «Предании» уже выделены амплуа «старик» и «женщина», а как амплуа «воин» Нисио Минору рассматривает роли «с открытым лицом», т. е. роли без маски, ибо это всегда персонаж-мужчина. 59. Сведение всех амплуа к числу три символично: оно выражает идею полноты, универсальности мастерства. См. также о трех телах Будды в Комментарии, часть IV, № 29. 60. Мы уже указывали однажды, что мономанэ психологически близко состоянию самадхи, известному" индийской духовной традиции (см.: Японский театр Но, с. 193—194). 61. Ср. с традиционным набором средств художественной выразительности, например, у индийского актера. В его арсенале в добавление к названным есть еще и мимика, специальные движения глаз (см. об этом: Котовская М. П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с. 21). Автор указывает, что в трактатах по театральному искусству существовало подразделение «средств актерской выразительности на четыре вида: 1) движения тела, рук и ног; 2) мимика лица, специальные движения глаз; 3) голос; 4) костюм, украшения и т. п., которые отождествляются соответственно с искусством танца, актерской игрой, речью и вокалом, а также оформительским искусством». 62. Здесь мы не будем останавливаться на техническом вопросе о переходе от внешнего подражания к внутреннему, так как он относится к проблеме мастерства, которую мы не рассматриваем. 63. Мы употребляем слово «космос» не в естественнонаучном, но в философском значении. Космологический характер японской традиционной культуры, древней и средневековойу-сближает ее с античностью, культурой Индии, Китая. Через эстетическое созерцание природы средневековый японец устремлен к природе в экзистенциальном смысле, и в этом устремлении есть огромная сила искания возвышенных содержаний бытия. Но жажда выйти за пределы личного существования ради; растворения в космическом «дыхании» и «ритме» на самом деле чревата опасностью вылиться в порабощение человеческой. личности космической иерархией (фатализм и власть магии & средневековом японском обществе). Русский философ-персоналист Н. А. Бердяев называл идеализацию космической гармонии и жажду человека слиться с ней «космическим прельщением» и характеризовал его следующим образом: «То, что я называю космическим прельщением, есть экстатический выход-за пределы личного существования в космическую стихию, надежда на приобщение к этой первостихии... Но это всегда было^ не столько выходом из замкнутого существования личности к. мировому общению, сколько снятием самой формы личности и ее растворением. Это есть порабощение человека космосом,, основанное на иллюзии приобщения к его внутренней бесконечной жизни. Но в космическом прельщении, как и во всяком-почти прельщении человека, ставится тема, которая имеет значение и требует разрешения. Человека справедливо мучит его» отчужденность от внутренней жизни природы, он не может вынести давящего механизма природы, он, в сущности, хочет возвращения космоса внутрь человека... Но вернуть себе космос человек не может на путях космического прельщения. От рабства у механизма природы он возвращается к рабству у пандемонизма природы» (Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939, с. 86). Японский эстетизм (его следует отличать от слова «эсте-ство», которое мы понимаем как культурную упадочность)» первостепенное значение идеи организма и органического, решаемой в мистико-биологическом ключе, — типичный образец. подобного мировоззрения. Изучая японскую традиционную культуру, на наш взгляд, необходимо помнить о преобладании в ней; утонченного космоцентризма, когда подлинная мудрость мыслится как растворение человека в космической закономерности бытия, когда центром всех устремлений является природа. Любопытно, что эстетическое начало, обладая притягивающей силой, логически связано с магией, и ярко выраженное эстетическое напоминает магию. 64. Книга А. Ф. Лосева и В. П. Шестакова «История эстетических категорий» (М., 1965) ставит вопрос о необходимости изучения теории и истории эстетических категорий как одной из важнейших отраслей гуманитарного знания. В Японии, Индии у Китае эстетика как теоретическое и практическое знание слагалась главным образом как учение о понятиях, идеях и категориях, и поэтому изучение японской эстетики всегда будет главным образом изучением истории и теории категорий. 65. В нашей научной литературе идея югэн почти не изучена; о ней упоминают чаще всего в связи с именем Дзэами. Некоторые размышления о югэн мы встречаем в книге Т. П. Григорьевой «Японская художественная традиция», где югэн трактуется как «сокровенно-прекрасное» (с. 251). С. Н. Соколов в статье «Эстетические основы и художественные принципы живописи,, хайга"» толкует югэн в контексте своего материала как «затаенное откровение» (Искусство Японии. М., 1965, с. 100). А. Е. Глускина переводит югэн как «сокровенная суть», «скрытая красота» (Театр и драматургия Японии. М., 1965, с. 35). У В. Н. Марковой югэн— «скрытый (сокровенный) и тайный» (Театр и драматургия Японии, с. 68). Н. И. Конрад предлагал понимать югэн как «мистический, чарующий» (Очерки японской литературы, с. 273). 66. См.: Такэо Нарукава. Философия цветка у Дзэами, с. 41. 67. См.: Танидзаки Дзюнъитиро. Похвала тени.— Восточное обозрение. 1939, № 1. 68. Цит. по: 'Такэо Нарукава. Философия цветка у Дзэами, с. 41. 69. Знаменитые пушкинские строки «горит Восток зарею новой» или строки современного советского поэта Н. Рубцова «горит, струясь, небесный свет»—примеры непроизвольных, но по существу своему очень не случайных и очень точных поэтических ассоциаций света с теплом и огнем. Свет может порождать тепло и огонь, который издревле был символом духовности и чистоты. 70. См.: Минору Нисио. Учение Дзэами об искусстве Но, с. 446. 71. Цит. по: Такэо Нарукава. Философия цветка у Дзэами, с. 42. 72. Ёдзё (эмоциональный отклик, «послечувствование») предполагает большую творческую активность воспринимающего сознания, его обязательное соавторство с поэтом или художником, это «специфический способ или метод восприятия» {Николаева Н. С. Японские сады. М., 1975, с. 169). В поэзии ёдзё является особым художественным приемом, который побуждает «читателя продолжать текст за его рамки, додумывать, воображать, создавать новую, внетекстовую реальность (...ёдзё— букв. „избыточное чувство")» (см.: Дьяконова Е. М. Текст и интерпретация текста. Психология и социология чтения в Японии.—Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1985, с. 99). 73. Мо§апи Т. 2еаггп апй Н1з Тпеопез оп N0, с. 51. Кстати, ^реводчик книги Ногами на английский язык Рёдзо Мацумо-то предлагает переводить югэн как „1гап8сепйеп1а1 рпап^азт" — «трансцендентное мечтание» (с. 35). 74. Цит. по: Сайге. Горная хижина. Пер. В. Н. Марковой-, М., 1979, с. 65. 75. Цит. по: Такэо Нарукава. Философия цветка у Дзэами,. с. 44. 76. Кэнко-хоси. Записки от скуки, с. 101. 77. Рождение и расцвет театра Но свидетельствуют о том,. что самурайская культура уже прониклась к этому моменту идеалами предшествующей хэйанской классики. В японской художественной традиции мы нередко наблюдаем подобную закономерность. Новое художественное явление всегда рождается в» молодых сословиях и, чтобы утвердить себя, делает резкий ры-. вок вперед, отрицая поначалу прошлое, затем нередко так же резко возвращается назад, облагораживается старыми идеалами, достигает таким путем полного расцвета и целиком вписывается в традицию. Так происходило во все известные эпохи истории японской культуры. На смену синтоистской культуре эпохи Нара пришла культура, вдохновленная буддизмом и конфуцианской книжностью, — наступил изящный Хэйан, который в; расцвете своем признал, вобрал в себя нарскую культуру, включив синтоистских богов в буддийский пантеон. Самурайская культура утвердилась на почве новых «философских» школ в-буддизме (особенно Дзэн, Сингон), отрицая хэйанский «магический» буддизм. Расцвет самурайской культуры в эпоху Муро-мати был шагом назад к хэйанским идеалам {моно-но аварэ^ югэн.), приятием их и освоением и, таким образом, облагораживанием нового. Городская культура позднего средневековья возникла как нечто совершенно новое по отношению к культуре Муромати, но расцвет ее, особенно в годы Гэнроку, сопряжен с освоением идеалов и хэйанской классики, и Муромати, и даже древней Нара. Наконец, культура XX в. возникла в прямом-отрицании художественных традиций предшествующих эпох, но прочно укоренилась только тогда, когда проявила уважение к национальной традиции и совершила возврат к ней (с 60-х годов XX в.). Эпохи Нара и Хэйан—это культуры родо-племен-ной и родовой аристократии; Камакура и Муромати—эпохи господства самурайской культуры; культура Эдо'—создание горожан, третьего сословия — буржуазии. Культура Мэйдзи — Сева рождена к жизни европейски ориентированной японской интеллигенцией. Идея югэн, пришедшая в самурайскую культуру из поэтических теорий поэтов-аристократов, привела к расцвету самурайской культуры. Она утвердилась не только в искусстве, но и в обществе, стала в конце концов составной частью структуры -художественного мышления японцев, символом их эстетического видения мира в целом. 78. Первое в нашей научной литературе упоминание этого трактата встречаем у Т. П. Григорьевой в книге «Японская художественная традиция». 79. Сюити Като утверждает, что мономанэ— это «реалистическое отображение сценического характера» (Дзэами и Дзэн-тику, с. 536). 80. Мы выбираем слово «очарование», сознательно следуя установившейся в советском японоведении традиции обозначать-этим словом влекуще-прекрасное японской эстетики (например,, идея моно-но аварэ трактуется как «очарование вещей» в трудах Н. И. Конрада и во всех других работах и т. д.). Выбор слова «очарование» для нас не случаен, ибо одно из содержаний японского средневекового искусства — это магия безупречной красоты. 81. См.: Глазычев В. Л. Поэтика японской архитектуры.— Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1985, с. 179. 82. Между прочим, о поэзии увядшего цветка замечательно сказано Тургеневым: «...я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах... Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека» {Тургенев И. С. Собрание сочинения. Т. 6. М., 1955„ с. 273). 83. Говоря о цветке как о символической идее или идеальном символе, мы хотим тем самым подчеркнуть, что это понятие, как и югэн, далеко выходит за рамки простой эстетической категории. По образцу платонической традиции его можно было бы с известными оговорками назвать «эйдосом» как он трактован С. С. Аверинцевым: «Эйдос—...идеальная сущность в своей конкретной явленности, пластически завершенный предмет интеллектуального созерцания» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 319). 84. У исследователя европейского средневековья читаем: «...мудрость замыкалась в узком кругу, цехи становились религиозно-магическими объединениями» [Харитонович Д. Е. Средневековый мастер и его представление о вещи. В кн.: Художественный язык средневековья, с. 33). См. также: Идеи эстетического воспитания. Антология. Под ред. В. П. Шестакова. Т. 1. М, 1973. 85. Есть и другие варианты перевода на русский язык этого известного афоризма Дзэами, в которых слово но понимается как название театра: «Жизнь кончается, искусство Но—никогда» (Гришелева Л. Д. Театр современной Японии. М., 1977, с. 44); «Есть предел человеческой жизни, но нет предела Но» {Григорьева Т. П. Японская художественная традиция, с. 26). Между прочим, этот афоризм Дзэами любопытно перекликается с известнфым афоризмом Гиппократа: «Жизнь коротка, искусство вечно». 36. Хризантема считается в Японии символом долголетия; в „р^цйости этому цветку приписывалась магическая сила. Первые празднования «дня хризантем» зафиксированы в японских ^етоР^^ в VII в., когда пили «хризантемовое вино» из «хри-зантемовых чарок». В старину в Японии существовал обычай омываться росой, собранной с хризантем (для этого с вечера да 1).веты клались хлопья ваты). Согласно поверью, эта роса омывала с человека старость и болезни. См., например: Сэй-сё- •нагон• Записки у изголовья. М., 1975, с. 33. @7. Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1971, с. 217. §8. Конечно, в античном мире цветы играли немаловажную тюл& в «культурном быте»; и там существовал особый праздник Р03- Но все это по масштабам и по месту в духовной жизни общества несравнимо с Японией. §9. Современное слово ханагата («звезда труппы»), например употребляется в тех случаях, когда актер обладает осле-пи^льной красотой. См. об этом: Кандзэ Хисао. Кокоро ёри ко-коро ни цутауру хана (Цветок, передаваемый от сердца к сердцу*» Токио, 1979, с. 18. 90- Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 5. М., 1963—1966, о4" ^ 91- ТЬе 5есге1 о? Мо Пауз. 2еагш'5 Кайеизпо. Токио, 1968, с 5^-" 6. 92. Такэо Нарукава. Дзэами: хана-но тэцугаку (Дзэами: ф^ософия цветка). Токио, 1980, с. 33. 93. Тоуо1сШго Nоёат^. 2еап-п апД Шз ТЬеопеа оп Мо. Токио, 1973. с- 62» 65- 94. Как подчеркивает В. В. Малявин, «Китайское представление о реальности как пределе форм запрещает субстантивиза-цик? понятий, требует готовности пересматривать их. Тем самым оно выступает образом жизненного роста культуры как процесса постоянного определения человеком самого себя через его ^^определение» („Народы Азии и Африки". 1986, № 1, с. 99). Японская средневековая художественная мысль, как и китайская, находилась в плену известного философского тезиса о тог»(, что всякая определенность уже тем самым есть ограниченность. В этом далеко не универсальном подходе заключено все обаяние дальневосточной эстетической мысли. 95. См., например, труды Минору Нисио о театре Но, в ча-.сткости его книгу «Дзэами-но Но гэйрон» (Токио, 1974), с. 408. ^.Григорьев А. Литературная критика. М., 1967, 'с. 142. 97. Мы употребляем слово «мистический», как употребляют.^го японские ученые для определения момента выхода человеческого духа к космическому единому. Но здесь важно учиты-дагь, что внехристианская и дохристианская мистика была не свободна от наследия древнего магизма. В японской народной обрядовости, например, роль магических элементов чрезвычайно велика (см.: Глускина А. Е. Заметки о японской литературе и театре. М., 1979). Поэтому принципиально важно отличать. магию («чародейство») от мистики («таинство»). Магия—это первоначальная техника человека, направленная на общение с-космическими силами, которые могут дать власть над природой и человеком. Магия рождает чувство «заколдованности» мира (отсюда — «чары, очарование, чарующий» как постоянные поэтические образы в японской классической литературе), она не-духовна, так как находится во власти детерминации (фатализма). Разновидности 'современной магии (оккультизм, теософия, антропософия) культивируют наиболее физиологические стороны и способности человека. Двигаясь по этому пути, «маг», во все времена, ищет не истины, а господства, власти над стихией своего существа и других. Магия завораживает человека, сковывает его волю. Элементы древней магии, безусловно, содержатся в мистике, на которую опирается Дзэами. В самом спектакле зритель театра Но последовательно подвергается определенным эмоциональным чарам. Существенно также понимать, что мистика буддийского Востока своей отрешенностью, погруженностью в неконкретное единое отличается, скажем, от христианской, особенно мистика христианского Востока,. которая есть, по представлениям самих мистов, или «таинни-ков», общение человека с Богом, оказывающее на человека во-леосвобождающее воздействие, дающая ощущение духовной свободы. Мистика буддийского Востока—это холодная мистика тождества, она не знает тайны любви личности к личности (человека к Богу); ее цель—не спасать личность, а спасаться от личности ради растворения в космическом едином. 98. Ср., например, с тремя главными обетами христианской монашеской аскезы: бедностью, послушанием и целомудрием. В цеховых статутах средневековой Европы также делается упор на обязательность благонравного образа жизни для мастера. И здесь художник должен был «украситься добродетелями и отвратиться от вина и продажных женщин». 99. Религиозное спасение, приобщение к художествам и ремеслам посредством школы и метода и непременная поступен-ность пути возрастания приводят к тому, что в японской средневековой традиции мы не встречаем того, что на языке европейского средневековья называлось чудом, благодатью, пророческим вдохновением. Буддизм лишен мессианского начала, О значении «школы» в античном и ближневосточном мире см. главу «Мир как школа» в книге С. С. Аверинцева «Поэтика ран-невизантийской литературы», с. 150—182. 100. См. примеч. 97. 101. Под «заданной истиной» мы имеем в виду истину догматическую: в средневековье, как известно, истину не ищут, а.познают ее содержание через проникновение в смысл издревле -данных догматов. Югэн, мономанэ, хана— это догматы об истине творчества. Протест против религиозного познания истины в догматах, постепенно вызревший и в Японии с рождением в яей интеллигенции как сословия (после буржуазной революции 1868 г.), был протестом против заданности истины, ее догматического выражения. Наступила эпоха безграничной духовной свободы: эпоха искания истины на внедогматических путях, что привело к созданию новых догматов, ибо, как хорошо известно, единственный способ выражения истины в слове есть догмат. Само греческое слово «догмат», происходящее от глагола «думать, полагать, верить», «обозначает собою мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением человека, а также определившееся, твердое, неизменное решение человеческой воли» (см. Богословская энциклопедия, СПб., [б. г.], т. 1, с. 752). Догмат может быть научно определен как «сверхрассудочный синтез» {Флоренский П. Столп и Утверждение Истины, с. 506). 102. О микики см.: Комментарий, Вступление, № 13. 103. В «Илиаде» глупый человек называется человеком с -«неумным сердцем». Одиссей размышлял и принимал решения «в милом сердце». В «Ригведе» сердце является органом познания. «Происхождение сущего в не-сущем от-крыли//Мудрецы размышлением, вопрошая в [своем] сердце (цит. по: Ригведа, пер. Т. Я. Елизаренковой, М., 1972, с. 263—«Гимн о сотворении мира»), В «Упанишадах» ум господствует в сердце. «Что такое самость? Это состоящее из познания, среди дыханий жизни, внутри сердца светящееся я» (Брихадараньяка-упанишада, IV, 3). В буддийских текстах «сердце» обозначает и «глубинную сущность», и «субъект», причем используется это безо всякого ^различения. Дзэнский патриарх Риндзай объяснял, что «сердце»—это «истинный человек без титула», как бы «первозданный лик» человека. Даосы различали «три сердца»: сердце человека — безрассудное сердце; сердце дао — светящееся сердце; сердце неба — сокровенный проход, изначальное отверстие. «У буддистов также есть понятие о „трех сердцах" — искреннем,.глубоком, готовом дать обет. Обладающий этими „тремя серд-: цами" непременно родится на Том берегу» («Баоцзюань о Пу-Мине», пер. Э. С. Стуловой. М.. 1979, с. 344). В трактатах по воинским искусствам Китая и Японии сказано, что сердце излучает энергию, которая называется волей, и что это такая воля, которая равнозначна мышлению. Японский «Словарь старинных слор» (Кого дзитэн. Токио, 1969) указывает, что в японской классической литературе слово «сердце» употреблялось в девяти значениях, которые говорят прежде всего о том, что сердце для «средневековых японцев являлось средоточием воли, разума и чувств. Словарь дает 395 примеров употребления слова и словообразований с ним в памятниках средневековой литературы, главным образом в «Манъёсю» и в «Повести о принце Гэндзи». В культуре европейского и русского средневековья, в религиоз-яо-философской традиции слову «сердце» принадлежит особая роль. О сердце речь чуть ли не на каждой странице Библии; только в Ветхом завете, подсчитано, слово «сердце» встречается 851 раз (см. указ. книгу С. С. Аверинцева, с. 63). Читающий Библию не может не заметить, что она отдает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести. В Библии только Бог проникает в сердца. «Я есмь испытующий сердца и утробы» (Апок., 2, 23). «Бог... он знает тайны сердца» (Пс. 43, 22). Поэтому сердце часто уподобляют бездне. В этом же смысле греческая мудрость любила изречение «познай самого себя». В сердце по-библейски заключена подлинная красота и ценность человека: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но потаенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа...» (Петра, I, 3—4). Сердце в Библии есть абсолютный центр личности. В средневековой культуре Запада существует реально-телесный культ §асгё-Соеиг как символ любви. Сердце как средоточие духовной жизни занимает выдающееся место в ранневи-зантийской и русской средневековой традиции, что отражено в неисчислимых изречениях святоотеческой литературы (см.: Добротолюбие. Пер. Епископа Феофана. Т. 1—5. М., 1895, 1900). Вопрос о значении библейского термина «сердце» поставлен П. Флоренским в кн. «Столп и Утверждение Истины», с. 187, 267, 535). См. также работу 77. Д. Юркевича «Сердце и его знанение в духовной жизни человека» (Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1860, кн. 1, с. 63—118). Научные данные о сердце как об иерархическом центре организма содержатся, например, в кн. И. П. Павлова «Курс физиологии» (М., 1924), глава «О смерти человека». В целом библейская мистика сердца отличается от индийской (веды, упанишады) и буддийской не только большей разработанностью. Если библейское сердце есть орган любви и личность определяется тем, что она любит и что ненавидит, то в индийской мистике сердце изливает холодный и чистый свет отрешенного духа, оно бесконечно выше всякого действия, всякого добра и зла, и потому Атман сердца абсолютно непогрешим. По-библейски же сердце может «гореть», «ожесточаться», «каменеть»; оно может быть греховно и быть в раздвоении («не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»). Недаром в русском языке «сердиться» и «сердечность»—слова одного корня. ПРЕДАНИЕ О ЦВЕТКЕ СТИЛЯ (ФУСИ КАДЭН), ИЛИ ПРЕДАНИЕ О ЦВЕТКЕ (КАДЭНСЁ)
[ВСТУПЛЕНИЕ]
Так вот: говорят, действо саругаку-эннэн[1], если доискиваться до его истоков, либо возникло на родине Будды, либо унаследовано от эры богов[2]. Миновали, однако, те времена, отделились от нас эпохами, потому невозможно, не по силам ныне узнать[3] древний стиль этого действа. Что до искусства, которым в наши дни тешится множество людей, то оно получило прозвание саругаку в правление императрицы Суйко, когда принц Сётоку[4] повелел Кокацу Хадано[5], и тот создал шестьдесят шесть[6] пьес для исполнения на торжественных пиршествах, с тем чтобы они и содействовали спокойствию в Поднебесной, и приносили усладу людям. С тех пор люди из поколения в поколение, подражая образу природы, состязались в подобного рода игре. Вслед затем потомки того самого Кокацу продолжили это искусство. Все они отправляли храмовые действа в святилищах Касуга и Хиэ[7]. Поэтому на праздничных богослужениях этих обоих святилищ достигли теперь такого расцвета представления наших собратьев из провинций Васю и Гасю[8]. Потому также — подражая старине, да и восхищаясь новшествами — никак не следует менять возвышенный стиль[9] саругаку в дурную сторону. Ведь и вправду, назвать несомненным мастером[10], видно, можно только того, чьи речи не бывают низменны, чей облик несет в себе сокровенную красоту[11]. Помысливший вступить на наш путь, главное, не должен склоняться на другие пути. Вот только поэтическому искусству надлежит всецело предаваться, ибо оно является украшением представлений фугэцу-эннэн[12]. Вообще говоря, все те наставления о занятиях [саругаку], что с юных лет впитывал я, созерцая и слушая[13], укладываются в такую весьма приблизительную[14] запись: Первое [правило]. Любострастие, азартные игры, чрезмерные возлияния — таковы три строгих запрета. Они установлены людьми издревле. И еще [правило]. Укрепляйся в занятиях. Надмение[15] непозволительно.
|