Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос: понятие, основные характеристики (уровень, динамика, тенденции изменения). Детерминанты спроса. Типы спроса и соответствующие задачи маркетинга.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Базовые понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос, товар. Потребность, ее формы, уровень осознанности и активности потребности. Классификация барьеров формирования запроса. Концепция иерархии потребностей Маслоу и другие модели. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Основные концепции маркетинга.
Нужда – чувство нехватки чего-либо, ощущение дискомфорта от несоответствия реального состояния желаемому. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Спрос (=запрос) – желание, не имеющее барьеров к удовлетворению. Товар - все, что может удовлетворить чью-либо нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечение внимания, использования или потребления (продукт, услуга, развлечение/впечатление, событие, личности, географические достопримечательности/места/собственность, организация, информация, идеи).
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Формы потребности: · Нужда - чувство нехватки чего-либо, ощущение дискомфорта от несоответствия реального состояния желаемому. · Желание - нужда, которую можно выразить в конкретных чертах объекта, пригодного для ее удовлетворения. Желание принимает ту или иную специфическую форму под влиянием характеристик самого потребителя и его окружения. · Запрос – желание, не имеющее барьеров к удовлетворению. Состояния потребности: • рефракторное – вероятность пробуждения потребности какими-либо стимулами близка к нулю; • внушаемое – потребность пассивна, но может быть возбуждена; • активное - потребность осознана субъектом, субъект ищет способы ее удовлетворения. Уровень осознанности потребности: 1) конкретным человеком (насколько потребность осознана и может быть вербально описана) 2) группой (насколько потребность осознана и может быть вербально описана) Низкий уровень – непонятно, чего хочет человек. Высокий уровень – сформированы четкие требования (активизация: сформированы требования, поиск). УО = ПО / П * 100 % • УО - уровень осознанности потребности потенциальной целевой группой; • ПО - количество потребителей, осознавших потребность; • П - количество всех потенциальных потребителей, относящихся к целевому сегменту. Уровень активности потребности: 1) Индивид · Низкий уровень – привлечено небольшое количество источников для поиска · Промежуточный уровень – привлечены внешние источники информации, формируются требования к товару, рассматриваются альтернативы, сравнение, выбор · Высокий уровень – определен запрос 2) группа УА = ПА / П * 100 % • УА - уровень активности потребности потенциальной целевой группой; • ПА - количество потребителей, активизировавших потребность; • П - количество всех потенциальных потребителей, относящихся к целевому сегменту.
Барьеры - препятствия, не позволяющие субъекту сформировать и предъявить запрос. Классификация барьеров формирования запроса: 1) Внешние • дальнего окружения ü накладываемые социумом ü накладываемые географическим местоположением ü накладываемые отсутствием товара • ближнего окружения ü накладываемые неодобрением семьи, близких ü накладываемые коллегами по работе ü накладываемые производителем 2) Внутренние, присущие потребителю • Состояние здоровья (физические ограничения) • Финансы • Несоответствие выгод и цены на товар • Дефицит времени • Ощущение риска, связанное с приобретением товара • Психологические проблемы (страхи)
Концепция иерархии потребностей по Маслоу: · Потребности этические: в совершенстве мира, справедливости. · Потребности эстетические: в гармонии, красоте. · Потребности в самовыражении, самореализации, самоутверждении, самосовершенствовании. · Потребности в познании · Потребности в духовной близости, признании, уважении, авторитете. · Потребности в принадлежности социальной группе, в определенном социальном статусе. · Потребности в безопасности, уверенности. · Потребности физиологические: в тепле, пище, одежде, жилище, комфорте, отдыхе.
Модель процесса формирования потребности: Детерминанты – факторы, влияющие на осознание потребностей. Внутренние: 1) Для индивидуального потребления · Социально-демографические характеристики (пол, возраст) · Личностные особенности (роли, статусы, ценности, мировоззрение, стереотипы, подверженность влиянию извне) · Психографические (стиль жизни, темперамент, мышление, представление о самом себе) · Характеристики физического состояния (здоровье, отношение к ЗОЖ, готовность тратить деньги на поддержание) 2) Для домохозяйства · Социально-демографические (этап жизненного цикла семьи, материальное положение, наличие детей) · Личностные особенности семьи (ценности, стиль жизни, уровень согласия, важность поддержания согласия) · Физическое состояние (здоровье)
Основные концепции маркетинга: • Производственная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым товарам. Главная задача менеджера – достижение высокой эффективности производства продукции и ее оптимальное распределение. • Товарная концепция утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. • Сбытовая концепция утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. • Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами. • Концепция холистического маркетинга – основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Здесь признается, что необходим интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя 4 компонента: 1) Маркетинг взаимоотношений – это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами компании (покупателями, поставщиками, дистрибьюторами и др.) 2) Интегрированный маркетинг – задача разработать маркетинговые мероприятия и составить полностью интегрированную маркетинговую программу по созданию, продвижению и представлению ценности для потребителей. Мероприятия бывают разные, традиционно их принято описывать как маркетинг-микс (комплекс маркетинга). 3) Внутренний маркетинг – обеспечение приятия надлежащих маркетинговых принципов всеми сотрудниками организации. Включает наем сотрудников, а также их стимулирование к высокому уровню обслуживания. 4) Социально ответственный маркетинг - понимание этического, экологического, правового и социального контекста маркетинговых мероприятий и программ.
Спрос: понятие, основные характеристики (уровень, динамика, тенденции изменения). Детерминанты спроса. Типы спроса и соответствующие задачи маркетинга. Спрос – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене (есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве). Спрос: • индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), • общая величина спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). Спрос на товар подчиняется закону спроса. Закон спроса – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах. Динамика спроса - изменение с течением времени спроса на товары и товарные группы. Измеряется соответствующими индексами по совокупной товарной массе, товарным группам и отдельным товарам. Учет динамики спроса является одним из принципов маркетинга, наряду с созданием условий для максимального удовлетворения потребностей рынка и активным воздействие на потребителей. Детерминанты спроса: Факторы (детерминанты) спроса – факторы, определяющие величину спроса. Основным является цена товара. Также выделяют ряд других факторов спроса, которые принято называть неценовыми. К неценовым факторам спроса относятся: • Доходы потребителей. При увеличении доходов увеличивается спрос на товары нормальной и высшей ценовой категории и уменьшается на товары низшей категории, поскольку люди, ранее вынужденные приобретать их, получают возможность купить более качественный продукт. • Размеры рынка. Увеличение числа покупателей приводит к увеличению спроса, уменьшение – к его сокращению. Размеры рынка могут варьироваться из-за изменения численности населения (например, пик или спад рождаемости определяет на спрос на детские товары) или при продвижении товара на рынки других стран. • Инфляционные ожидания. Опасение роста инфляции приводит к увеличению потребления ряда товаров (особенно первой необходимости – соль, крупы) впрок еще до ее начала. • Наличие и цена заменителей. Заменители – это товары, выполняющие те же или почти те же функции; аналоги. Рост цены на один из товаров группы (например, марку одежды) приводит к тому, что часть потребителей из экономии переходит на более дешевые модели. Некоторые товары имеют также дополняющие товары – то есть удовлетворяющие аналогичные потребности. Так, дополняющими товарами для любителей активного образа жизни будут велосипед и роликовые коньки. • Вкусы и мода. Предпочтения потребителей могут изменяться под влиянием моды, рекламы и других факторов, вызывая соответствующие изменения спроса. • Сезонность. Спрос на многие товары (новогодние украшения, дубленки, садовые принадлежности, купальники) колеблется в зависимости от времени года. Типы спроса и соответствующие задачи маркетинга: • Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования. • Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека. • Скрытый спрос - это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. • Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п. • Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): - часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения. • Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддержать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. • Чрезмерный спрос - это, когда уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае " демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации. • Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга - убедить таких любителей отказаться от таких привычек.
|