Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок: понятие, классификация. Конъюнктура рынка. Емкость рынка. Доля рынка, контролируемая фирмой. Привлекательность рынка. Рыночное окно, рыночная ниша.
Рынок (в широком смысле) – система взаимосвязей между экономическими субъектами (производство и потребитель), предполагающие свободу производства, обмена, потребления, ограниченная правами контрагентов и общества (рынок продавца: мало продавцов, рынок покупателя: мало покупателей). Рынок (в узком смысле) – совокупность реальных и потенциальных потребителей (реальный рынок, потенциальный рынок). Реальный рынок – совокупность всех реальных потребителей товара от производителя. Реальный рынок фирм – потребители отдельных марок. Потенциальный рынок – в принципе могут приобрести, но не приобретают. Потенциальный рынок фирм – потенциальный потребитель + реальные потребители других марок.
Параметры рынка: 1) емкость рынка Емкость рынка – совокупный/полный уровень спроса на определенный товар на исследуемом рынке. Реальная емкость – совокупный уровень реального спроса, предъявляемый к товарам определенного вида всех фирм (объем продаж). Потенциальная емкость – совокупный уровень реального и потенциального спроса на данном рынке. Еp=Еr+PV · Ep – потенциальная емкость · Er – реальная емкость · PV – потенциальный объем продаж (если все потенциальные потребители предъявят запрос) 2) Доля рынка Абсолютная доля рынка – часть рынка, занимаемая фирмой (объем продаж фирмы поделить на реальную емкость рынка). Относительная доля рынка – та часть рынка, которую мы занимаем по отношению к конкуренту (объем продаж поделить на объем продаж конкурента). > 1 – конкурент продает больше =1 – одинаково < 1 – конкурент продает меньше По потреблению: · Первичный спрос (проникновение) – для товаров повседневного спроса – тот % потребителей, которые хотя бы один раз приобрели нужную нам марку. · Вторичный спрос – процент людей, который повторно приобрел, из тех, кто купил первый раз. 3) Коэффициент (интенсивность) потребления Коэффициент потребления – среднее количество потребления нашей марки к среднему потреблению товара в целом. Доля рынка=первичный спрос*вторичный спрос*коэффициент потребления 4) Динамика рынка Динамика рынка – темпы изменения рынка в течение определенного периода времени в сопоставляемых единицах. Темпы > 1, 4 (ускоренный рост) 1≤ темпы ≤ 1, 4 (рост) Темпы =1 (стагнация) 0, 7< темпы < 1 (сворачивание) Темпы < 0, 7 (кризис) 5) Степень монополизации рынка Степень монополизации рынка – рост монополизации, спад конкуренции. · Долевой показатель концентрации (CR) CR=∑ Ri CR – совокупная доля нескольких фирм с максимальным объемом продаж · Индекс Херфиндаля-Хершманна (IHH) IHH=∑ R2i=(R1+R2+Rn)2 IHH – показатель равномерности распределения рыночных долей (не более 50 фирм следует рассматривать) · Интенсивность конкуренции U=1-IHH 6) Сегмент рынка Сегмент рынка – совокупность потребителей товара, схожих между собой по тем или иным признакам. · Целевой рынок Целевые потребители – группа потребителей, на удовлетворение определенных потребностей которых ориентируется фирма · Уровень сегментированности рынков ü Количество сегментов ü Степень однородности сегментов (насколько они схожи внутри себя) ü Четкость границ между сегментами ü Реальная и потенциальная емкость сегментов ü Возможность открытия рыночной ниши (сегмента потребления, в котором работает один производитель) 7) Насыщенность Насыщенность – показатель, отражающий степень удовлетворения спроса га данном рынке по количественным и качественным характеристикам. 8) Конъюктура рынка Конъюктура рынка – конкретная экономическая ситуация, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, сложившимися на данный момент. Барьеры входа: · Необходимость инвестиций · Жесткая конкуренция · Законодательное ограничение · Технологии · Эффект опыта присутствующих на рынке операторов · Затраты на переключение потребителя · Отсутствие ноу-хау · Высокая приверженность покупателя существующим маркам · Поставщики Барьеры выхода: · Противодействие со стороны инвестора · Ликвидация · Куда пойдет персонал
Привлекательность рынка: · Уровень насыщенности рынка · Емкость рынка · Динамика изменения рынка · Рентабельность · Уровень сегментированности · Характеристики микро- и макросреды.
Рыночное окно - группа потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются в результате использования других товаров. Рыночная ниша – представляет собой незанятое или не полностью занятое место на рынке, которое позволяет предприятию проявить свои преимущества перед конкурентами.
|