Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок: понятие, классификация. Конъюнктура рынка. Емкость рынка. Доля рынка, контролируемая фирмой. Привлекательность рынка. Рыночное окно, рыночная ниша.






Рынок (в широком смысле) – система взаимосвязей между экономическими субъектами (производство и потребитель), предполагающие свободу производства, обмена, потребления, ограниченная правами контрагентов и общества (рынок продавца: мало продавцов, рынок покупателя: мало покупателей).

Рынок (в узком смысле) – совокупность реальных и потенциальных потребителей (реальный рынок, потенциальный рынок).

Реальный рынок – совокупность всех реальных потребителей товара от производителя.

Реальный рынок фирм – потребители отдельных марок.

Потенциальный рынок – в принципе могут приобрести, но не приобретают.

Потенциальный рынок фирм – потенциальный потребитель + реальные потребители других марок.

 

Параметры рынка:

1) емкость рынка

Емкость рынка – совокупный/полный уровень спроса на определенный товар на исследуемом рынке.

Реальная емкость – совокупный уровень реального спроса, предъявляемый к товарам определенного вида всех фирм (объем продаж).

Потенциальная емкость – совокупный уровень реального и потенциального спроса на данном рынке.

Еp=Еr+PV

· Ep – потенциальная емкость

· Er – реальная емкость

· PV – потенциальный объем продаж (если все потенциальные потребители предъявят запрос)

2) Доля рынка

Абсолютная доля рынка – часть рынка, занимаемая фирмой (объем продаж фирмы поделить на реальную емкость рынка).

Относительная доля рынка – та часть рынка, которую мы занимаем по отношению к конкуренту (объем продаж поделить на объем продаж конкурента).

> 1 – конкурент продает больше

=1 – одинаково

< 1 – конкурент продает меньше

По потреблению:

· Первичный спрос (проникновение) – для товаров повседневного спроса – тот % потребителей, которые хотя бы один раз приобрели нужную нам марку.

· Вторичный спрос – процент людей, который повторно приобрел, из тех, кто купил первый раз.

3) Коэффициент (интенсивность) потребления

Коэффициент потребления – среднее количество потребления нашей марки к среднему потреблению товара в целом.

Доля рынка=первичный спрос*вторичный спрос*коэффициент потребления

4) Динамика рынка

Динамика рынка – темпы изменения рынка в течение определенного периода времени в сопоставляемых единицах.

Темпы > 1, 4 (ускоренный рост)

1≤ темпы ≤ 1, 4 (рост)

Темпы =1 (стагнация)

0, 7< темпы < 1 (сворачивание)

Темпы < 0, 7 (кризис)

5) Степень монополизации рынка

Степень монополизации рынка – рост монополизации, спад конкуренции.

· Долевой показатель концентрации (CR)

CR=∑ Ri

CR – совокупная доля нескольких фирм с максимальным объемом продаж

· Индекс Херфиндаля-Хершманна (IHH)

IHH=∑ R2i=(R1+R2+Rn)2

IHH – показатель равномерности распределения рыночных долей (не более 50 фирм следует рассматривать)

· Интенсивность конкуренции

U=1-IHH

6) Сегмент рынка

Сегмент рынка – совокупность потребителей товара, схожих между собой по тем или иным признакам.

· Целевой рынок

Целевые потребители – группа потребителей, на удовлетворение определенных потребностей которых ориентируется фирма

· Уровень сегментированности рынков

ü Количество сегментов

ü Степень однородности сегментов (насколько они схожи внутри себя)

ü Четкость границ между сегментами

ü Реальная и потенциальная емкость сегментов

ü Возможность открытия рыночной ниши (сегмента потребления, в котором работает один производитель)

7) Насыщенность

Насыщенность – показатель, отражающий степень удовлетворения спроса га данном рынке по количественным и качественным характеристикам.

8) Конъюктура рынка

Конъюктура рынка – конкретная экономическая ситуация, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, сложившимися на данный момент.

Барьеры входа:

· Необходимость инвестиций

· Жесткая конкуренция

· Законодательное ограничение

· Технологии

· Эффект опыта присутствующих на рынке операторов

· Затраты на переключение потребителя

· Отсутствие ноу-хау

· Высокая приверженность покупателя существующим маркам

· Поставщики

Барьеры выхода:

· Противодействие со стороны инвестора

· Ликвидация

· Куда пойдет персонал

 

Привлекательность рынка:

· Уровень насыщенности рынка

· Емкость рынка

· Динамика изменения рынка

· Рентабельность

· Уровень сегментированности

· Характеристики микро- и макросреды.

 

Рыночное окно - группа потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть прямо удовлетворены специально созданным для этого товаром, а удовлетворяются в результате использования других товаров.

Рыночная ниша – представляет собой незанятое или не полностью занятое место на рынке, которое позволяет предприятию проявить свои преимущества перед конкурентами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал