Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии создания информационного повода
Приведем замечательный диалог Хлестакова с Бобчинским из гоголевского «Ревизора», который очень хорошо раскрывает суть информационного повода. Хлестаков:...Не имеете ли и вы чего-нибудь сказать мне? Бобчинский: Как же, имею очень нижайшую просьбу. Хлестаков: А что, о чем? Бобчинский: Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, 90 Глава 4. Практически е аспекты планирования и проведения пресс-конференци й ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчин-ский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков: Очень хорошо. Бобчинский: Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский. Хлестаков: Очень хорошо. Приведенный выше диалог героев гоголевского «Ревизора» по динамике и аргументации своей до боли походит на беседу не слишком посвященного в секреты журналистской кухни заказчика и опытного, искушенного жизнью исполнителя. Ситуация исключительно проста: некто {заказчик, у Гоголя — Петр Иванович) очень хочет, чтобы о нем узнали. Не важно, кто — целевая аудитория определена крайне расплывчато: «вельможи разные». Лишь после первого хлестаковского «очень хорошо» Бобчинский набирается неслыханной смелости просить довести нужную информацию и «до государя»; так, при случае... ведь кто-то должен узнать, что он просто живет на свете и все у него хорошо. Заметим, что «информационный повод» такого сообщения определен неконкретно. Собственно, его нет вовсе! Оттого слова потенциального исполнителя Хлестакова походят скорее не на согласие оказать собеседнику «пустяшную» информационную услугу, а на стремление поскорее разговор завершить, избавившись от не вполне адекватного просителя... Справедливости ради следует заметить, что схема «человек — информационный повод» широко используется организаторами предвыборных кампаний в СМИ. Еще с 50-х гг. прошлого века известна «модель иерархии степеней воздействия» Роберта Дж. Левидноа и Гари Э. Стай-нера1, согласно которой поведение человека рассматривается как «серия шагов от представления о товаре (человеке) до окончательного принятия решения в пользу товара (человека)». В зависимости от количества и качества предоставляемой информации изменяется и отношение к товару (человеку). Исходя из этого понятно, что менеджеру вполне достаточно провести несколько последовательных кампаний, которые не изменят общего стратегического направления, однако расставят нужные акценты. В этом случае на первом этапе работы дается общее представление о человеке; на втором — дополнительные знания, и, таким образом, 1 Lauridge R.J. and Steiner G.A. Journal of Marketing. 1961. October. P. 61. 4.2. Технологии создания информационного повода 91 процесс идет по нарастающей. Другими словами, человек (кандидат) выступает в роли ньюсмейкера, и все, что происходит с ним в рамках предвыборной кампании, рассматривается как информационный повод. Этот подход закреплен соответствующими федеральными законодательными актами. Правда, и в обычной, не связанной с выборами, жизни информационный повод, строящийся по принципу «живет такой парень», активно используется российскими СМИ. Другое дело, что выдавать такого рода продукцию за «чистую» журналистику становится все сложнее. Это приводит к тому, что те издания, которые хотят получить определенное вознаграждение за публикацию материалов о подобных «героях» и при этом сохранить собственную высокую репутацию, стараются «спрятаться» за специальные рубрики. Наиболее популярными из них можно считать «Мнение руководителя», «Пресс-релиз» и т. п. Раз уж речь зашла о рекламных текстах (а означенные выше публикации относятся именно к этой категории), то напомним, что, согласно теории рекламы, композиция рекламного текста включает в себя: ♦ слоган (девиз; заголовок); ♦ завязку (зачин; вводную часть; лид); ♦ информационный блок, выполняющий в том числе и функцию информационного повода; ♦ дополнительную информацию или справочные данные. Так что без информационного повода, как без воды, как пелось в популярной в свое время песенке, «и ни туды, и ни сюды»... Хотя приведенные выше примеры — это скорее «игра в журналистику». Если же работать «по-взрослому», формулируя тему и подбирая (моделируя) информационный повод, вариант «с Петром Ивановичем», описанный Гоголем в «Мертвых душах», скорее всего не пройдет. Если бы г-н Бобчинский знал о таком явлении, как информационный повод, диалог бы мог стать более конструктивным. Сам термин «информационный повод» вошел в профессиональную лексику отечественных журналистов сравнительно недавно: где-то на рубеже 90-х гг. прошлого века, когда в стране стала появляться жестко выдержанная во временных рамках новостная журналистика, не допускавшая, например, ситуации, когда вернувшийся из командировки корреспондент задерживал репортаж на несколько дней. Надо отметить, что и раньше требовали актуальности и соответствия строгим временным рамкам, но тем не менее в абсолют этот критерий отбора материала никто, кажется, не возводил... 92 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс-конференций В «Литературной газете» образца 80-х гг. вторая тетрадка начиналась с полосы «Семь дней в...» («...в сентябре», «...в октябре» и т. д.), которую готовил отдел международной информации. Критерий отбора материалов — как заметок от зарубежных корреспондентов, так и собственных, в том числе и переводных, — был таков: а при чем тут «семь дней»?.. Другими словами, есть информационный повод, заставляющий обратиться к этому сюжету именно сейчас, на уходящей неделе, или нет. В начале 90-х гг., когда на рынке заявил о себе новым стилем в журналистике ежедневный «КоммерсантЪ», подход к информации стал постепенно меняться. Вышеозначенное издание строило свою информационную стратегию на двух фундаментальных принципах: наличии списка персон и организаций-ньюсмейкеров и перечне гарантированно востребованных читателем тем. Кроме того, газета пообещала аудитории, что в ней не будет слова «позавчера», т. е. каждая публикация будет иметь информационный повод того дня, когда она была «изготовлена» журналистом. Таким образом, два простейших (базовых, если угодно) элемента подбора информационного повода для материала можно представить следующим образом: ♦ ЧТО произошло (начало визита официальной делегации; подписание важного контракта; завершение фестиваля и т. д.; значимый факт, гарантированно привлекающий внимание аудитории); ♦ с КЕМ это приключилось (классический пример из британской репортерской школы: если человека укусила собака, это еще не новость, а вот если человек покусал пса...). Закон суров, но это закон, и журналистам пришлось многому научиться прежде, чем «информационный повод» стал нормой их профессиональной жизни. Дело доходило до курьезов: скажем, отдел бизнеса узнает о планах крупного торгового концерна из Словении открыть сеть в Москве и Петербурге. Размер инвестиций соответствует показателю, включенному в перечень гарантированных тематик (от миллиона долларов и выше). Но для появления в газете заметки этого недостаточно: не хватает информационного повода, к числу которых относятся, в частности, регистрация проспекта эмиссии, заключение крупной сделки, пуск объекта или... пресс-конференция организаторов-устроителей (сам факт встречи, обычное интервью, данное корреспонденту «Ъ», информационным поводом не считалось). Посему опытные журналисты, набрав достаточный материал, зачастую ставили собеседников в тупик такой оговоркой: «Только давайте договоримся, что это было не интервью, а пресс-конференция, и кроме меня на ней присутствовали, запишите...», — после чего корреспондент называл имена заранее предупрежденных коллег из «братских» СМИ. На случай, если кто-то поинтересуется, что это за пресс-конференция такая была и кто 4.2. Технологии создания информационного повода 93 на ней был (заметим, что люди, способные «поинтересоваться» во благо соблюдения одного из основополагающих принципов редакционной политики, в «Ъ» часто находились). Другая весьма распространенная проблема, возникавшая в то время с информационными поводами, касалась временных рамок: их было непросто соблюсти, не нарушив требования deadline'a, особенно если мероприятие проходило во второй половине дня. Это позже в газете станут допускать оговорки, вроде: «В понедельник поздно вечером...» (такое «оправдание» позднего обращения к событию может содержаться в номере, вышедшем в среду) и т. п. А до того повод, как и в первом случае, приходилось... моделировать. Моделирование ситуаций, направленных на создание информационного повода, — кратчайший путь к публикации. Требования самих СМИ постоянно меняются, причем в сторону ужесточения. Это касается в первую очередь качественных печатных изданий, сотрудничество с которыми не сводится к примитивному торгу, а предполагает соблюдение всех правил классического PR. Например, газета «Ведомости», появившаяся почти на десять лет позже «Коммерсанта», в своей «Догме» (так называется документ, в котором прописаны основные требования информационно-корпоративной политики этой российской «дочки» «Wall Street Journal» и «Financial Times») утверждает: «Тусовка ньюсмейкеров (конференция, выставка, парламентские слушания и т. д.) не может служить поводом для статьи сама по себе. Необходимо существенное событие (сделка, объявление о новом крупном проекте)». Другими словами, если на конференции, пресс-конференции или еще каком-нибудь мероприятии кто-то что-то озвучил, следовательно, это уже случилось, произошло. Соответственно писать об этой сделке, запуске проекта и т. п. нужно было в момент события, а не тогда, когда его участники или организаторы посчитали нужным об этом заявить... Еще одно важное требование к информационному поводу из той же «Догмы»: «Намерение подавать иск или передать информацию в прокуратуру не является новостным поводом. Дождемся самого иска или -возбуждения дела». Логика ясна: новость нужно отделять от «ожидания новости», слова — от дел, намерения, которые на практике могут так и остаться намерениями, — от фактов... В этой связи вспомнилась такая шутка из «раннего» «Коммерсанта»: «Какой повод, какой повод... Я об этом впервые услышал — вот вам и повод!..» Искренне, но неубедительно... 94 Глава 4, Практические аспекты планирования и проведения пресс-конференций Дабы не уподобляться упомянутому в самом начале гоголевскому персонажу, обращаясь к СМИ с целью «быть замеченным» и, как следствие, оказаться «упомянутым», «стать героем материала» и т. д., необходимо знать и понимать профессиональные требования, предъявляемые журналистами к собственным материалам. И стараться требования эти учитывать, а еще лучше — соблюдать. В этой связи — несколько практических советов: ♦ Говоря об информационном поводе, необходимо учитывать фактор периодичности. Помните, ежедневное издание возьмется за сюжет, имеющий информационный повод «вчера» или «сегодня»; в некоторых случаях — «завтра», «на днях», «в ближайшее время». Еженедельник работает соответственно в недельном поле: что уже случилось за прошедшие семь дней и что может случиться до «нашей очередной встречи с читателем». ♦ Если ваше событие, ваша информация, как говорится, «с душком», не спешите опускать руки: возможно, ее получится реально «оживить», «обновить». Жизнь — она ведь не стоит на месте; что с того, что решение о выпуске облигационного займа было принято на прошлой неделе? А со списком банков, уполномоченных на его обслуживание, когда определятся? Словом, взглянем на ситуацию шире и выясним, какие из ожидаемых событий претендуют на роль нового информационного повода... ♦ У вас на руках — прекрасная фактура, но с информационным поводом придумать ничего не удается. Один из простейших вариантов — разместить информацию со ссылкой на «непроверенные источники» на каком-нибудь, пусть даже скандальном, сетевом ресурсе. После чего будет уместным и оправданным «подсказать» серьезным СМИ «проверить» появившиеся сведения (заметим, что «отслеживание»; ситуации по уже появившимся в СМИ публикациям — один из эле- ментов фирменного стиля вполне респектабельного немецкого еже- недельника «Der Spiegel»). ♦ Бывает так, что повод кажется вполне подходящим, но круг СМИ, готовых на него «клюнуть», непростительно узок. Как его расши- рить, как привлечь к событию дополнительное внимание? Можно использовать в качестве «приманки» человека с громким именем, сделав упор на его возможном участии в мероприятии... Рассмотрим такой пример: в мае 1996 г., во время приватизационных аукционов, одна компания никак не могла подать заявку на участие в конкур- 4.2. Технологии создания информационного повода ____________________ 95 се (ее недоброжелатели всякий раз находили формальные поводы отказать в принятии бумаг). Тогда решено было привлечь прессу. Обзвонить какое-то количество журналистов и призвать их на помощь-(пусть и в завуалированной форме) — задача, требующая сообразительности. Кто даст гарантию, что шестая попытка подать документы окажется решающей? Это цель всего медиа-мероприятия, но вовсе не факт, а пресса «клюет» на факты... Тогда был избран такой путь: в добрый десяток редакций позвонил сотрудник данной компании, знавший своих собеседников лично. И в каждом случае он произнес примерно один и тот же текст (тихо, почти шепотом): «Завтра мы подаем заявку на участие в приватизационном конкурсе по компании X, подаем в шестой раз и завтра мы ее подадим, это точно! Хотите стать единственным журналистом, который видел все это своими глазами? Тогда — только тихо, не рассказывайте всем подряд — приезжайте завтра» туда-то и во столько-то. Оказавшиеся в состоянии обведенного вокруг пальца, прибывшие в означенное время по одному адресу журналисты быстро сообразили, что ни о каком эксклюзиве речи не идет; сразу же стало понятно, чем эта... легкая ложь (говоря языком «разведенной» прессы) или «смоделированный информационный повод» (изъясняясь «а 1а работник пресс-службы»), продиктована... «производственной необходимостью». Но отступать было поздно и, в общем-то, некуда: само по себе мероприятие заслуживало внимания. Хотя бы потому, что «сюда нагнали столько прессы», которая из беспристрастного наблюдателя моментально превратилась в участника событий. А вот пример с успешным моделированием информационного повода: в одном московском университете ожидался визит первой леди Франции. Интерес со стороны французских журналистов, работающих в Москве, был гарантирован. Но возникал вопрос — как быть с прессой российской? Ведь за исключением не столь многочисленных почитателей Франции, для которых Бернадетт Ширак — персона, имеющая неоспоримый авторитет; использование термина newsmaker в данном случае неуместно, особенно если вспомнить «любовь» франкофилов ко всему англоязычному. Среди приглашенных (а критерием отбора являлся статус лица) значилась и Людмила Путина, но дать гарантии, что она будет, никто, естественно, не мог (в отличие от г-жи Ширак, с которой все было обговорено более чем за месяц). Тогда организаторы мероприятия с нее, с жены президента России, и решили начать, пригласив прессу на освещение встречи «первых леди России и Франции». Подкрепили приглашение хорошим бэкграундом об истории встречи двух дам и т. д. Интерес был обеспечен. Редкий журналист, узнавший уже по прибытии, что Людмилы Путиной не будет, развернулся и покинул мероприятие. Таким образом, «покупая» прессу на информационный повод, главное его грамотно и убедительно сформулировать. Для этого вполне подходит «не вся правда» о событии или «правда с элементами домысла, PR-фантазии». Если же этот элемент несколько перешагивает допустимые рамки (как в случае с подачей заявки на аукцион), макси- 96 Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения пресс-конференций мум, чем рискует дезинформировавший общественность пиарщик, — это попасться на глаза своим «жертвам-журналистам» либо непосредственно на мероприятии, либо в течение ближайшей недели после того. Но разве можно сравнить эти «издержки» с похвалой начальства (так эффективно и столь недорого!) и возросшей репутацией в глазах коллег по медиа-сообществу. Не исключая, к слову, и самих журналистов: умные люди признают и собственную доверчивость, и тем более профессионализм других... Другое дело, что второй раз на этот же крючок кто-нибудь вряд ли попадется. Но на то оно и искусство (создавать информационные поводы), что требует постоянной тренировки и воображения... Как еще можно смоделировать информационный повод? ♦ Используя громкое имя: приглашая прессу на мероприятие, сообщите о договоренности с кем-то из важных ньюсмейкеров, изъявивших желание принять в нем участие. ♦ Хотя внутренние инструкции некоторых СМИ запрещают использование в публикациях таких определений, как «уникальный», «не имеющий аналогов», «беспрецедентный» и т. п., сами журналисты на подпадающие под такие дефиниции события охотно «покупаются». Здесь, правда (как и во всем остальном), надо знать меру. Скажем, глупо сообщать СМИ, что «компания X пошла на беспрецедентный шаг, открыв офис по продажам услуг в универсаме ЦУМ». Но если сказать, что «предоставляемая услуга во многом уникальна для российского рынка» или «не будет преувеличением утверждать, что на сегодняшний день аналогов этой разработке не существует», на вас, скорее всего, обратят внимание. ♦ Помните, что, согласно той же «Догме» газеты «Ведомости», «журналист должен относиться ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скептицизмом. Ценность для читателя — главный критерий при выборе тем для освещения», т. е. основной информационный повод.
|