![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4.
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В этой главе мы попытаемся помочь читателю составить верное представление о процессе планирования процесса PR-деятельности. Здесь будут рассмотрены следующие вопросы:
Независимо от того, будет ли в своей работе специалист по связям с общественностью прибегать к использованию методов теории игр или «колеса Бернштейна», в любом случае ему придется предпринимать некоторые действия, направленные на построение рабочего плана PR-кампании. Логичным было бы предположить, что планирование всегда предшествует действию, однако в реальности (как в области связей с общественностью, так и в любой другой сфере человеческой деятельности) все может обстоять иначе. Довольно часто вместо планирования PR-деятельности довольствуются всего лишь ответом на просьбы и запросы, поступающие от общественного окружения организации. Вместо разработки рабочего плана рекламной кампании, компания, занимающаяся производством продуктов питания, может заявить представителю того рекламного агентства, к услугам которого она обращается: «Я хочу плакат формата А4 с фотографией нашего супа». Аналогичным образом компания, занимающаяся торговлей лесоматериалами, которая озабочена надвигающимися изменениями в правовом законодательстве, регулирующем продажу лесоматериалов, может обратиться к консалтинговому PR-агентству с просьбой: «Не могли бы вы изготовить для нашей компании листовку, в которой было бы объяснено, почему мы переходим от английской системы мер к метрической?». Вероятная реакция PR-консультанта на подобную просьбу будет вполне предсказуема: «Да, конечно». Попытка узнать у клиента, каких конкретно результатов хочет добиться данная компания, и предложить иное решение данной проблемы вместо того, чтобы сделать листовку общераспространенного формата А4, требует от PR-специалиста некоторой смелости. В главе 3 мы рассматривали модель коммуникации. Напомним, что ее основные характеристики можно суммировать следующим образом: «Кто говорит, кому и какую реакцию вызывает сообщение?» Модель планирования коммуникационной деятельности можно было бы сформулировать схожим образом: «Почему и кому мы хотим сказать нечто; как нам следует это сделать и каким образом мы сможем оценить эффективность наших действий?» Иллюстрацию этой модели вы найдете на рис. 4.1.
Зачем: цели и задачи Планирование начинается с анализа. Это может означать обращение к ключевым пунктам основ деятельности компании: цель существования организации (зачем?); характер ее деятельности (что?); экономический (социальный, политический) контекст, в котором действует и пытается позиционировать себя данная организация (где?). Безусловно, не следует начинать планирование PR-деятельности до того, пока организация не сможет ответить сама себе на данные вопросы. Предположим (исходя из целей данной главы), что организация уже проделала предварительную работу, определила свои стратегические задачи и обратилась теперь к планированию определенных PR-мероприятий. Воспользуемся для этой цели уже описанным выше примером компании, которая занята торговлей лесоматериалами (назовем ее GoodWood), и предположим, что ее основной PR-целью является увеличение числа своих потребителей, а также поддержание репутации в отношении уровня обслуживания потребителей. Стратегической задачей этой конкретной PR-деятельности может являться заблаговременное информирование потребителей об изменениях системы мер, с тем, чтобы они не были застигнуты врасплох предстоящими изменениями. Как правило, общая цель PR-деятельности задает общее направление работы. Задача PR-деятельности это уже нечто более специфическое, она указывает вам тот конкретный результат, которого вы стремитесь достигнуть. Итак: задача вашей PR-кампании заключается в том, чтобы сохранить благоприятное отношение потребителей к вашей компании, чего предстоит добиться с помощью создания листовки, посвященной проблеме предстоящего изменения системы мер. Эта задача соответствует и общей цели — поддержанию репутации компании в отношении уровня обслуживания потребителей. Если листовка окажется действительно полезной или если компания GoodWood окажется единственной из всех лесоторговых компаний, которая предприняла подобного рода действия, листовка может оказаться полезной для достижения общей цели компании GoodWood — то есть увеличения числа потребителей: новых потребителей может привлечь стиль и содержание листовки, которая будет выгодно смотреться на общем фоне отсутствия информации со стороны других рыночных игроков. Что: сообщение Даже тогда, когда сообщение кажется простым и понятным, следует еще раз обратить внимание на содержание вашего сообщения и убедиться в том, что вы сами правильно понимаете то, что хотите сказать. К примеру, по мнению компании GoodWood, ее сообщение должно заключаться в следующем: «Начиная с 1 октября все наши товары будут продаваться измеренными не в футах и дюймах, а в соответствии со стандартами метрической системы измерений». Однако если клиенту своевременно посоветовать еще раз обдумать содержание сообщения, то, возможно, компания добавит к своему сообщению: «мы также приносим нашим потребителям свои извинения за любые возможные неудобства». Точка зрения PR-консультанта на содержание этого же сообщения может быть иной, возможно, что он считает полезным дополнить PR-сообщение компании следующим образом: «По настоянию Европейского Союза мы вводим у себя использование метрической системы мер; мы понимаем, что данное решение может вызвать для вас некоторые неудобства; но со своей стороны мы обещаем предпринять все необходимые меры для того, чтобы помочь вам и вашему бизнесу адаптироваться к новым правилам». Безусловно, это не означает, что сообщение примет именно эту форму; важно лишь, чтобы в нем содержались те пункты, которые могли бы способствовать отражению критики в адрес компании, а само сообщение содействовало повышению репутации компании в глазах ее потребителей, Кто: получатель До сих пор, говоря о получателях, мы имели в виду только лишь потребителей (реальных и потенциальных) компании GoodWood. Однако, в случае грамотной работы по планированию PR-кампании, мы можем обнаружить существование и иных видов аудитории. Вполне возможно, что нам следует обращаться не только к потребителям, а рассчитывать также и на другие сегменты общественности, которые мы должны учитывать при разработке своего PR-сообщения. Поскольку новые правовые нормы Европейского Союза окажут воздействие на всех участников рынка лесоматериалов и это произойдет в одно и то же для всех компаний время, безусловно, можно понять, что возникшая ситуация не является проблемой исключительно лишь компании GoodWood. Однако те методы, к которым будет прибегать компания GoodWood для того, чтобы наилучшим для себя образом разрешить возникшую ситуацию с изменением правил рынка, могут включать в себя также и обращение к другим сегментам своего общественного окружения. Репутация GoodWood, которой она пользуется в деле обслуживания своих потребителей, может улучшиться, если, скажем, отраслевой журнал, специализирующийся в области торговли лесоматериалами, опубликует статью, в которой будут освещены усилия компании по адаптации к новым рыночным условиям. Интерес прессы местного и общенационального уровня, а также интерес потребительских организаций может усилиться, если провести какое-либо специальное мероприятие, организатором которого выступит компания GoodWood, а его проведение будет связано с введением новой метрической системы. Подобное мероприятие, в котором примет участие тот сегмент общественного окружения, который мы называем «потребителями», может быть адресовано не только одной этой целевой аудитории. Да и целевая аудитория «потребителей» нередко имеет внутреннее разделение, в данном случае от случайных покупателей товара типа «сделай сам» через энтузиастов или частных столяров, начинающих свой собственный бизнес, и далее, вплоть до крупной фирмы, занимающейся строительными подрядами. Объединение всех этих типов аудитории в одну было бы ошибкой, способной привести к отчуждению от компании одного или более сегментов ее потребительской аудитории. Как: программа действий Проблема, «как» организовать планирование PR-кампании, включает в себя вопросы когда, где и сколько, то есть означает необходимость составления рабочего расписания и рассчитанного бюджета программы PR-деятельности. На пути составления эффективного рабочего плана могут возникнуть легко предсказуемые ограничения. К примеру, одним из первых таких ограничений может стать финальная дата: в нашем случае следует приложить усилия, чтобы обязательно закончить проведение всех мероприятий до 1 октября; но остается еще один момент: за сколько именно времени до 1 октября? Другим ограничителем является та сумма денег, которую компания GoodWood согласится выделить на финансирование PR-кампании. Но как только соглашение относительно всех вопросов, связанных с расписанием работы и ресурсами, будет достигнуто, начнется период, когда PR-специалист должен проявить все свои способности и все свое воображение. Мы знаем, что должно содержаться в нашем PR-сообщении, и мы знаем, кому это сообщение адресовано. Однако каким же образом мы доведем это сообщение до нашей целевой аудитории? Мы можем организовать день открытых дверей компании GoodWood, на котором будет проводиться раздача новых правил измерения. Мы можем также разослать пресс-релизы в различные виды СМИ или же наладить личный контакт с известными представителями СМИ и предоставить им информацию о деятельности компании. Мы можем рекомендовать проведение социальной рекламы в прессе. Мы можем лоббировать нашу точку зрения в Министерстве торговли и промышленности вместо разворачивания широкой рекламной кампании. Мы можем разослать личные письма всем нашим потребителям. Или мы можем просто-напросто сделать то, что клиент попросил нас сделать, когда обратился в наше PR-агентство: выпустить для потребителей листовку формата А4 и ждать, когда они прихватят ее с собой, когда в очередной раз придут за покупками в компанию GoodWood. Итак, теперь мы приступаем к рассмотрению тех возможностей, которыми мы располагаем при работе над данным заказом, не упуская при этом из виду тот факт, что первоначальная просьба клиента является всего лишь одним из многих вариантов решения проблемы. Уровень эффективности: оценка проделанной работы Первое, что следует учитывать, заводя разговор об оценке, — это то, что оценивать что бы то ни было и как бы то ни было возможно только по отношению к некоторому заданному стандарту. Если перед тем, как приступить к реализации какой-либо уже разработанной PR-программы, вы не знаете, что думают люди о вашей деятельности, то большого смысла спрашивать людей о том, что они о вас думают, нет; ведь в любом случае вы уже не сможете внести изменения в свою программу. Интересно отметить, что об анализе и оценке эффективности PR-деятельности написано множество глупостей, причем авторы этих опусов принадлежат как к числу тех, кто полагает, что точная оценка эффективности PR-мероприятий — это всего лишь расхожий миф PR-специалистов, так и к числу своего рода «изобретателей» сложных и псевдонаучных систем оценки успешности PR-кампаний (которые, кстати сказать, предлагаются вам зз немалые деньги). Однако та точка зрения, что анализ и оценка эффективности PR-деятельности является важным элементом процесса планирования и осуществления PR-мероприятий, получает все большее признание как среди собственно PR-специалистов, так и среди их клиентов (которые в конечном итоге и оплачивают проведение PR-кампаний). В настоящее время в индустрии связей с общественностью предпринимаются попытки стандартизировать систему оценок эффективности PR-деятельности, а журнал «PR Week» даже включил в свой список номинаций новую категорию «Приз за качество». Оценка одного из претендентов, получившего приз в этой номинации в 1998 г., приведена в «PR: примеры из практики 4.1».
PR: примеры из практики 4.1.
Оценка BATV: BRITISH AIRWAYS
BATV является внутренней системой телевизионного вещания, существующей в рамках компании British Airways. Бюджет этого проекта составляет 3, 5 миллиона фунтов стерлингов, из которых 100 000 фунтов тратится на проведение исследований и оценку эффективности проделанной работы. В 1997 г. было проведено исследование (по методу фокус-групп, которые были составлены из сотрудников различных подразделений компании British Airways), и информация, полученная в ходе этого исследования, помогла составить представление о том, что сотрудники компании думают о своем предприятии, а также стала основой для определения организационной редакционной политики BATV. Существует несколько типов исследования и измерения. Методы диагностического анализа и исследования развития направлены на определение того, как аудитория оценивает стиль и содержание вещания BATV; комментарии в отношении обозреваемых отделений компании собираются в ходе еженедельных дискуссий на различных сайгах, причем зарубежные отделения, реже посещаемые, опрашиваются по телефону; оценка выполнения поставленных стратегических задач производится с помощью независимых исследователей по согласованным критериям оценки, а для получения информации о цифровых показателях просмотра, привычках и барьерах телевещания проводится оперативное исследование. Кроме того, British Airways проводит исследования по оценке эффективности работы своих подрядчиков. 8 1998 г. BATV выиграла учрежденный журналом «PR Week» «Приз за качество». Комиссия по определению победителя в своих комментариях отдельно отметила, что компания BATV использует методы научного исследования не только для целей оценки выполненной работы, но и для целей формирования стратегии развития BATV на будущее. Источник: PRWeek Public Relations Awards 1998. Компания GoodWood может произвести оценку эффективности вышеупомянутой программы своей деятельности с помощью простого подсчета раздела рынка лесоматериалов до и после введения новой системы измерений или же с помощью подсчета потребителей в типичный день до и после введения новой системы мер. Компания GoodWood может также провести небольшой опрос, в ходе которого потребителям будут задаваться вопросы о том, как они узнали о предстоящем введении новой системы измерений; По результатам проведенного исследования эффективности проделанной работы оба, как PR-специалист, так и его клиент, делают для себя соответствующие выводы. Результаты такого исследования помогают клиенту оценить эффективность деятельности компании для того, чтобы решить, как проводить свою PR-деятельность в дальнейшем и, в случае необходимости, видоизменить ее. На рис. 4.2 изображена динамическая модель анализа эффективности PR-деятельности. Источник: Watson (1997).
«РR-внутренний» и «PR-внешний» На примере GoodWood мы могли видеть, как для формулирования своей PR-стратегии компания прибегает к использованию внешнего PR-агентства, которое проводит PR-мероприятия в интересах и от имени компании. Однако многие организации используют для проведения PR-работы свой собственный персонал. Подобные внутрикорпоративные отделы по связям с общественностью могут иметь совершенно разную структуру и состоять как из одного-единственного пресс-агента, так и представлять собою сложное подразделение со штатным составом в пятьдесят и более человек. В то же время внешние PR-консультанты могут работать как в своих кабинетах, так и в многоэтажных офисах здания компании. Такие фирмы, как British Airways (чья работа по оценке проведенных PR-мероприятий описана в «PR: примеры из практики 4.1»), как правило, используют для проведения своих PR-кампаний комбинированный подход, совмещающий работу внутрикорпоративных отделов по связям с общественностью с «внешними» PR-агентствами (специализирующихся на определенных разновидностях PR-мероприятий), работающими по контракту. Использование тех или иных приемов, либо «внутренних» PR-подразделений, либо «внешних» PR-консультантов имеет свои преимущества и недостатки. Существует также множество способов совместного использования «внутренних» и «внешних» связей с общественностью.
«PR-внутренний» Ниже мы приводим главные преимущества использования внутрикорпоративных связей с общественностью.
|