Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не очень обремененные делами пожарные с невероятным энтузиазмом взялись за дело. И сделали все отлично.
Режиссер, как всякий трудящийся человек, получает за свой труд. Семья, аппетит, запросы и всякие обстоятельства требуют иногда расходов, которые не покрываются зарплатой. И режиссер пускается во все тяжкие, чтобы покрыть «разрыв». Ставит спектакли на телестудии, по радио, руководит сразу двумя или тремя драматическими кружками, читает лекции, преподает и пр. Всякая работа уважаема. Но халтура никакими обстоятельствами жизни режиссера оправдана быть не Может. Халтура» — термин церковный. Так называлась служба вне церкви — отпевание покойника на кладбище, крещение на дому, соборование и прочие обряды, совершаемые наспех, за особую плату. Халтурой в театральном деле называется не просто дополнительная работа вне театра, а всякая творческая работа, сделанная кое-как, наспех, безответственно. Работать халтурно в собственном театре режиссеру совесть не позволяет. Халтурить предпочитают «на стороне». У каждого из нас может быть свое «хобби». Но любовь к деньгам — не «хобби». Она отвратительна в каждом человеке. И очень заметна, когда этой страстью заражены те, кому надлежит воспитывать людей. Не стоило бы касаться темы денег, если бы жизнь не поставляла нам многочисленные примеры того, как на этом самом пороге спотыкались многие способные режиссеры. Режиссеру, если он слабый или даже средний артист, не стоит играть в своем театре. Даже в экстренных случаях замены заболевшего исполнителя. Однако немало режиссеров, заблуждающихся в оценке собственных актерских дарований, охотно играют в своих спектаклях, исправно получая за это разовую плату. Актеру могут простить скверное исполнение роли, режиссеру — никогда. Его авторитету приходит конец, если актеры начинают иронизировать: «Нас учит одному, а сам-то что делает?!»... То, что позволительно актеру, не всегда позволительно режиссеру. Хочет того режиссер или нет, но, систематически принимая от актеров мелкие услуги, подарки, денежные займы и прочее, он ставит себя в некую зависимость от людей. Дает им известные права на особое отношение. В одном городе режиссер установил с актерами такую норму отношений, что многие молодые актеры говорили ему, совсем не молодому человеку, «ты». После репетиций он частенько отправлялся вместе со всеми ужинать. Вечно между ним и актерами шли расчеты, перерасчеты: «За вчерашнее с тебя рубль тридцать», «С меня два двадцать» и т. п. Может быть, когда-то этот режиссер пользовался уважением. В период, который я застал, на репетициях этого, режиссера царила атмосфера удивительной безответственности. Слова режиссера цены не имели. Актеры делали что хотели. Режиссеру казалось, что все к нему относятся хорошо. Каково же было его удивление и огорчение, когда он узнал, что все его «друзья» уже не раз просили руководство театра заменить этого режиссера более серьезным, требовательным человеком. В Ленинград был приглашен известный режиссер. Но едва он принял театр, в его кабинете появились какие-то люди из телестудии, госэстрады. Еще не поставив ни одного спектакля, режиссер подрядился сделать телепостановку, радиопередачу, программу для эстрады... Когда же режиссер настоял на постановке сделанной им инсценировки классического романа и выяснилось, что он присвоил себе чужой труд, — наступил конец карьере этого режиссера. Режиссер по поручению общественных организаций города поставил праздничное представление на стадионе. Он отнесся к этому заданию добросовестно. Работал честно, самоотверженно. Сделал хорошее дело. И, конечно, получил за это какое-то денежное вознаграждение. Коллектив театра отнесся к этой работе режиссера вполне доброжелательно. Никто не ставил в упрек то, что его большая работа была оплачена. Режиссер сделал своей второй профессией постановки новогодних елочных представлений. Ставил их он быстро, за 3—4 ночи. Из года в год повторял когда-то придуманные номера и игры. И, хотя в этих елочных халтурах он занимал своих актеров, их уважение он так и не приобрел. Жизнь сложна, и еще не всякий труд может дать моральное удовлетворение, радость. Не все занимаются любимым делом. Но ведь в искусство никто не идет по принуждению. Никого не могут заставить петь, играть, режиссировать. Не любишь театра — уходи из него. Займись каким-нибудь другим делом. Работать в театре только из-за денег — значит оскорблять искусство и тех, кто отдает ему всего себя по призванию. Профессиональность определяется не тем, что искусство из увлечения становится средством к существованию. В профессиональное искусство идут те способные люди, которые уже не могут отдавать ему лишь часть своего времени, часть своей души. Режиссер по закону имеет право жить в отдельном номере гостиницы, пользоваться легковым автомобилем театра, ездить в мягком вагоне и пр. Но настаивать на выполнении только своих собственных законных требований — нехорошо. Проверить, все ли члены коллектива устроены, обеспечены, обязан не только администратор. По закону режиссер не ответствен за то, что простуженную актрису не догадались привезти в такси, что на сцене выездного спектакля нестерпимый холод, что за кулисами нет графина с водой. По закону. А по совести? По моральному долгу?
|