Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режиссер с головы до ног⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50
Режиссер — член большого коллектива. Но даже самый молодой и неопытный режиссер — руководитель. Актеры могут жаловаться на нетворческую атмосферу, режиссер — нет. Он обязан ее создавать. Актеры могут жаловаться на творческую неудовлетворенность. Режиссер — нет. Жалобы на неорганизованность, бесплановость, расхлябанность в устах режиссера — это жалобы на самого себя. Бранить пьесу, которую театр взял для постановки, — значит бранить себя. Сетовать на неверное распределение ролей — значит сетовать на собственную беспринципность. У режиссера большие права. Их не надо уступать. Уступил режиссер право назначения на роль — его немедленно берут в руки актеры. Упустил право определять зрительный образ спектакля — его возьмет художник. Беда режиссеров не в том, что их права ограничены, а в том, что права свои они не используют. Авторитет... Начинающему режиссеру он представляется Синей птицей. В погоне за ней он избирает порой слишком короткий, но очень опасный путь — «защитника интересов» коллектива. Копеечная популярность у обязательной для всякого театра группы недовольных, непременных во всяком коллективе любителей побрюзжать, ничего общего с авторитетом не имеет. Отказавшись от причастности к руководству, режиссер фактически отказывается от власти, которая ему дана. Признав «своим», недовольные все чаще будут его Будут его звать на семейные торжества и, может быть, даже пригласят столоваться. При нем обиженные перестанут сдерживаться и распустят языки. Но пройдет еще немного времени, и стареющая героиня пошлет его «стрельнуть» для нее сигарету, а актер на правах старшего по возрасту пошлет в гастроном за «маленькой». Его в глаза будут хвалить за простоту и доступность, дружно признают отличнейшим малым, но как режиссер он в театре уже кончился... Режиссер, впутавшийся во внутритеатральные интриги, распри и склоки, режиссер — участник тайных сборищ, группировок — жалкая фигура... Режиссер всегда, при всех обстоятельствах должен быть руководителем, командиром, в известном смысле старшим. Дружить, веселиться, спорить или обсуждать дела театра он может, соблюдая только творческие интересы, только интересы дела. Между режиссером и актерами всегда должна быть некоторая дистанция. Речь, разумеется, идет не о надутой важности, барском покровительстве или чванстве. Начальственный тон, черствость и сухость, так же как развязность и наигранная демократичность, одинаково нетерпимы в руководителе. Дистанция между режиссером и актерами лишь в том, что режиссер видит дальше и знает больше, чем актер, что мера его ответственности за весь театр неизмеримо большая... Как-то в фойе Художественного театра, где мне была назначена встреча с Леонидовым, я обратил внимание на то, как почтительно здоровались и обращались к Леониду Мироновичу актеры, равные ему по положению, званиям, возрасту. Леонидов для всех был режиссером. Режиссером нельзя быть с одиннадцати до двух, с семи до десяти. Наша профессия не имеет выходных дней и отпуска. У режиссера нет неслужебного времени, нетеатральных отношений. Творческое и личное, дело и жизнь в нашем искусстве неразделимы.
|