Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые подходы к обучению биологии
Ключевые понятия. Подход к обучению, подходы к обучению биологии — личностно-ориентированный, гуманитарный, аксиологический, культурологический, региональный. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл понятия о подходе к обучению. 2. Называть новые подходы к обучению биологии и аргументировать необходимость их использования для повышения качества подготовки учащихся. Национальный проект «Образование» ориентирует педагогов на качественное обучение, воспитание и развитие личности учащихся. Результатом воспитания является накопленный ими социальный опыт, сформированная система признанных обществом ценностей, необходимых в жизни. Развитие предполагает освоение учащимися внутреннего, индивидуально-психического, внешнего, общечеловеческого потенциала с конкретными изменениями способностей и разных аспектов направленности личности — потребностей, установок, мотивов и идеалов. Важную роль в воспитании и особенно в развитии личности играет обучение. Как целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, освоения способов действия, накопления опыта ценностного и творческого отношения к различным объектам при взаимодействии учащихся с учителем обучение в зависимости от возникающих социальных требований, новых идей и подходов обогащается и совершенствуется. Большое значение для улучшения качества предметной подготовки учащихся имеет реализация подходов к обучению. В методической и педагогической литературе понятие о подходе встречается часто. С позиции М. И. Поташника, категория «подход» представляется как совокупность важных суждений, определяющих стратегию педагогической деятельности — теоретической, исследовательской и практической. На основе работ Н.Д.Андреевой, Т.С.Калиновой, Л.Н.Сухоруковой, И.Н.Пономаревой, А. Г. Хрипковой по отношению к школьной биологии важно указать на такие подходы, как личностно-ориентированный, деятель-ностный, культурологический, аксиологический, гуманитарный и региональный. Личностно-ориентированный подход к обучению призван обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. В связи с этим содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к изучаемому материалу, его виду и форме. Они влияют на становление духовных и интеллектуальных качеств, обеспечивая социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Принимая эти суждения по отношению к биологическому образованию, отметим, что понимание и усвоение его содержания необходимо связывать с активной позицией учащегося. При этом важно признавать индивидуальность и самоценность каждого человека, его развитие как индивида, наделенного субъектным опытом (И.С.Якиманская, 1996). При употреблении этого термина подчеркивается принадлежность опыта конкретному человеку как носителю собственной биографии. В данной ситуации учащийся ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта отношения к объектам живой природы. Включенность субъектного опыта в процесс познания биологических объектов конкретизирует понятие о биологической образованности. Обучить биологии в принципе можно любого. А учиться, чтобы быть биологически образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе потребностей, интересов и мотивов. Таким образом, возникает возможность сформулировать объективные условия для реализации личностно-ориентированного подхода к изучению биологии в школе. 1. Использование материала общеобразовательного смысла, разнообразных форм, методов и средств организации деятельности, позволяющих реализовать субъектный опыт учащихся. Для этого необходимо: а) формировать представления о структуре и функционировании биологических систем разных рангов, биологическом разнообразии, эволюции, их роли в биосферных процессах, путях и способах решения продовольственной, экологической, технологической и валеологической проблем, значении живого для существования каждого из учащихся; б) включать приемы выполнения умственных и практических действий при познании и преобразовании объектов живой природы — анализ конкретной и классической ситуации, установление причинных и целевых связей на местном материале, выполнение практических работ в природе и др.; в) культивировать эмоциональные коды личностного смысла — обмен биологической информацией, составление и реализация плана поддержания и улучшения собственного здоровья, сохранения растений и животных в местности своего проживания, соблюдение народных традиций, обычаев. 2. Создание на занятиях атмосферы заинтересованности каждого учащегося — доброжелательность, включение в познавательную деятельность, выполнение заданий, имеющих личностный смысл. 3. Применение дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать соответствующие для него вид и форму учебной деятельности. 4. Поощрение стремления каждого учащегося находить собственный способ решения биологической задачи или проблемы. 5. Создание ситуаций общения, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в методах работы, а также диалог с товарищем. Вопросы для актуализации материла. 1. Назовите известных ученых, разрабатывающих теорию личностно-ориентированного подхода к обучению. 2. Просмотрите журнал «Биология в школе» и обратите внимание на освещение обозначенной проблемы. Какие ее аспекты рассматриваются в большей (меньшей) степени? Какие вопросы, с вашей точки зрения, требуют дополнительного освещения? Деятельностный подход предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания. Деятельность — это целесообразное изменение человеком окружающей действительности. Преобразуя природу, человек изменяет и свое сознание, проявляясь как субъект собственного развития. Но признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающихся, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Реализация познавательного аспекта деятельности предполагает в первую очередь формирование и применение интеллектуальных способов действия — анализировать, сравнивать, классифицировать и систематизировать биологические объекты, выражать явления живой природы в виде логических схем и обобщающих таблиц, аргументировать результаты опытов, формулировать выводы и др. При этом в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и степени сложности биологического материала важно находить оптимальные варианты их сочетания и применения в процессе обучения. Практический аспект деятельности призван обеспечить усвоение способов изучения и оценки состояния живой природы и ее отдельных компонентов, составления, обсуждения и представления товарищам информации о них. Он также важен для обучения учащихся выполнению трудовых дел: регулирование численности отдельных видов растений и животных; распространение биологических и экологических знаний среди учащихся младших классов; озеленение территории школы и кабинета биологии; поддержание санитарно-гигиенического состояния классного помещения; культивирование здорового образа жизни. Большое значение имеет работа учащихся в акциях и кампаниях, посвященных Дню окружающей среды, Всемирному дню здоровья, Дню птиц, Неделе леса, Неделе сада и др. Реализация игрового аспекта деятельности должна обеспечивать получение учащимися умений общаться, овладевать способами самообразования, пропаганды идеи сохранения природы и поддержания здоровья. Для этого тематика игр должна быть связана с поиском решений проблемы улучшения состояния среды обитания живых существ, включая человека, интересной и значимой в образовательном плане на основе привлечения образованных людей с высокими гражданскими идеалами и морально-волевыми качествами. В сфере игровой деятельности открываются широкие возможности для творческого роста учащихся. У них возникает возможность собирать и анализировать информацию об объектах живой природы, составлять выступления от имени специалистов, формулировать вопросы, аргументировать и отстаивать свои позиции. Особое значение имеют выступления, в структуру которых включают материалы, полученные лично учащимися при исследовании живой природы в местности своего проживания. Коммуникативный аспект деятельности выступает как интег-ративный фактор познания, игры, труда и культуры отношения к природе. При этом коммуникация, или общение, обеспечивает взаимодействие учащихся в коллективной работе при реализации ими общественных, личностных, психологических отношений и использование специфических средств, прежде всего языка (А. А. Леонтьев, 1999). Общение в сфере биологического образования порождается потребностями совместной деятельности учащихся, реализуемой в ходе познания различных объектов живой природы. Общение включает три взаимосвязанных процесса — коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Для того чтобы общение реализовалось во всех трех его проявлениях при обучении биологии, важно создавать определенные условия. Первое из них — актуализация мышления и поведения, когда необходимо думать, говорить, действовать. Второе — стимулирование эмоционального состояния, повышение уровня мотивации и творчества. Третье — создание ситуации обязательного речевого взаимодействия. Четвертое — ориентация обучения на психическое развитие учащихся (переключаемость внимания, анализ, аргументация и преобразование используемой информации, оптимальное ее выражение, культура речи и отношений между партнерами). Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните и назовите ученых, которые создавали и обогащали деятельностную теорию обучения. Почему она является актуальной в сфере образования? 2. Какими суждениями вы дополнили бы характеристики познавательного, практического, игрового и коммуникативного аспектов деятельности учащихся при обучении биологии? Гуманитарный подход к обучению биологии также важен. Одни авторы представляют его смысл как сложный способ усвоения личностно-значимого потенциала биологии (Б.Д.Комиссаров). Другие считают, что он заключается в изучении такого биологического материала, который способствовал бы формированию у подрастающего поколения мотивов человечности, человеко- и природолюбия, экологической культуры и в конечном итоге ответственности за свои поступки в условиях окружающей среды (И. Т. Суравегина). Третьи видят его суть в приобщении учащихся к духовной культуре, творческой деятельности, вооружении ими методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания (Л.Н.Сухо-рукова). Очевидно, при выражении обозначенных определений авторы опирались на смыслы слов «гуманизм», который происходит от лат. humanus — человечный, и «гуманитарный» — от лат. humanitas — человеческая природа, духовная культура. В сфере образования содержания этих феноменов «перекрывают» друг друга. Но они не тождественны. Гуманизация предполагает, скорее всего, «очеловечивание знаний». Тогда суть гуманистической ориентации образования будет заключаться в такой организации учебного процесса, при которой знания имели бы для учащегося личностный смысл и сам он не «терялся» бы в этом процессе. При обучении биологии это важно. Суть же гуманитаризации образования заключается в другом, а именно в приобщении учащихся к духовной культуре, творческой деятельности и методологии нового открытия. Учитывая сказанное, гуманитарный подход к обучению биологии представляется как совокупность мер, обеспечивающих учащимся освоение методов познания объектов живой природы, обретение эволюционного взгляда на окружающий мир и место человека в нем для осмысления естественных взаимосвязей, а также этических, эстетических и нормативных отношений, позволяющих реализовать культуросозидающую деятельность человека. При обучении биологии важно, чтобы учащиеся могли пользоваться эмпирическими и теоретическими методами познания живых систем, чтобы у них сложилось целостное представление о природе и естественных взаимосвязях, обеспечивающих ее деятельное функционирование. Сформированные этические отношения побуждают их к проявлению изначального чувства единения человека с природой, сочувствия и сострадания ей, привязанности и любви ко всему живому. Важным в этом смысле является раскрытие значения понятий об антропоморфизме и персонификации явлений природы. В народных произведениях разных жанров всегда осуществлялся перенос человеческих качеств и свойств на компоненты среды обитания. Они одухотворялись и наделялись нравственными чертами и признаками человеческой психики. Такой нравственный антропоморфизм не только сближает человека с окружающей средой, но и учит жить в соответствии с ее закономерностями, не ставить себя выше природы, не отрываться от нее и черпать из нее естественные установки, имеющие нравственный смысл. Знакомство с персонификацией явлений живой природы дает возможность учиться уравновешенности, целесообразности, чистоте и справедливости. Эстетический аспект знания ориентирует учащихся на осмысление природных явлений с точки зрения совершенства образов, красоты, форм гармонии, композиции, что представляет собой высшей критерий эстетического совершенства. Однако красота природы предстает перед человеком не только непосредственно, как окружающая среда, но и опосредованно, как ее концентрированное отражение и выражение средствами искусства и литературы. Они останавливают мгновение красоты, запечатлевают его, усиливают воздействие, развивают человеческую способность эстетического восприятия и бережного отношения. Поэтому демонстрация и анализ биологического содержания произведений писателей, поэтов, художников имеют большой смысл. Нормативный аспект способствует усвоению учащимися правовых и моральных принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Особое внимание важно обращать на их ознакомление с нормативными особенностями, культивируемыми в местности проживания, — традиции рационального использования, сохранения растений, животных, сообществ и экосистем, культуры воды, деревьев. Совокупное использование обозначенных аспектов гуманитарного подхода к обучению биологии выступает для новых поколений в качестве мощного культурообразующего фактора. Вопросы для актуализации материла. 1.Вспомните ученых-педагогов, утверждающих о необходимости реализации гуманитарного подхода в сфере образования. 2. Используя учебники педагогики, сделайте для себя дополнительные записи о сущности гуманитарного подхода к обучению учащихся. Ценностный подход к обучению биологии предполагает рассмотрение человеческого, социального и культурного значения объектов живой природы. «Ценности суть те явления природы и общества, которые полезны, нужны людям... в качестве действительности, цели или идеала» (В. П.Тугаринов, 1966). Поэтому важно учащимся раскрывать универсальное значение живой природы. Оно охватывает ее свойства с позиций не только практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, этической, экономической, оздоровительной и технологической. Однако субъективная оценка живой природы не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому биологическая подготовка должна быть направлена на восприятие окружающей среды как вечного источника познания, здоровья и человеческих эмоций. Представления о названных ценностях успешно формулируются при опоре на общечеловеческие ценности. К таковым с учетом идеи устойчивого развития необходимо отнести космос, Землю, биосферу с ее экосистемами как среду обитания живых существ, включая человека; отечество как колыбель рода, место жизни прошедших, настоящих и будущих поколений; заботу об отчем крае как соборности граждан; семью как союз людей для воспроизведения рода, собственной радости и счастья детей; человека как иысшей ценности; отсутствие войн как сотрудничество между разными людьми на справедливой основе; знание как информацию для решения жизненных проблем; труд как основу самореализации личности при создании различных благ для жизни; личную ответственность и планетарную культуру с их религиями (Л. Ф. Си-пицын, 1997; В.А.Сластенин, 1998). Культурологический подход позволяет рассматривать процесс обучения учащихся биологии в контексте культуры. Культура как псе то, что создано руками и мыслью человека, выступает в качестве среды, где происходят рождение и становление самобытного образа человека. Эту сферу составляют в первую очередь материальные и особенно духовные ценности мирового, национального И регионального значения. Они оказывают глубокое воздействие на психику личности, особенно эмоциональную, волевую и моти-национную сферы, регулируя поведение. Поэтому при обучении биологии следует использовать такие компоненты культуры, которые обогащали бы духовную жизнь будущих граждан нашей страны. К ним следует отнести совокупность основных научных концепций биологии, познание которых обеспечивает человеку научную картину мира, универсальную ценность живой природы и уникальности самой жизни, исконные проявления народной жизнедеятельности — мировоззрение, социальные, национальные традиции, избранной и преобразованной во времени образ жизни, нормы морали, проявляющиеся в опыте целесообразного природопользования и этике благоговения перед живыми существами. Культурологический подход — один из факторов формирования бережного отношения человека к природе планеты, которая обеспечивает ему жизнепригодную среду. Региональный подход к обучению биологии предполагает реализацию различных видов деятельности, направленных на изучение своего региона в прошлом и настоящем, а также поиск и практическое осуществление доступных способов ее преобразования для будущих поколений. Его использование объясняли тем, что каждый регион страны имеет определенные природные особенности — физические, географические, экологические и биологические. От их познания во многом зависит экономическое состояние населения, его социальное благосостояние и здоровье. Выпускнику общеобразовательной школы необходимо иметь отчетливое представление о биологических особенностях региона — концентрации и распределении живого вещества на территории, условиях и факторах функционирования живых существ, количестве создаваемой ими биомассы, видовом и экосистем-ном разнообразии и потенциале ресурсов. Это в будущем позволяет им строить стратегию и тактику поведения в природе, рационального природопользования и сохранения природы края. Возникает объективная возможность реализации известной экологически ориентированной формулы «Мыслить глобально — действовать локально». Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите смысл понятия о подходе к обучению учащихся. 2. Почему в настоящее время при обучении необходимо применять новые подходы? Назовите их по отношению к школьной биологии. 3. В чем заключается сущность личностноориентированного подхода к обучению биологии? 4. Почему важным при обучении биологии является гуманитарный подход? Как его можно использовать на уроках биологии? 5. Выразите кратко смысл деятельностного подхода к обучению биологии. Какие его аспекты и как можно реализовать в школьной биологии? 6. Аргументируйте важность применения культурологического и ценностного подходов при обучении биологии. 7. Почему региональный подход к обучению биологии усиливает личностно- и практико-ориентированную направленность подготовки учащихся?
|