Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые подходы к обучению биологии






Ключевые понятия. Подход к обучению, подходы к обучению биоло­гии — личностно-ориентированный, гуманитарный, аксиологический, культурологический, региональный.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл поня­тия о подходе к обучению. 2. Называть новые подходы к обучению био­логии и аргументировать необходимость их использования для повыше­ния качества подготовки учащихся.

Национальный проект «Образование» ориентирует педагогов на качественное обучение, воспитание и развитие личности уча­щихся. Результатом воспитания является накопленный ими со­циальный опыт, сформированная система признанных обществом ценностей, необходимых в жизни. Развитие предполагает освое­ние учащимися внутреннего, индивидуально-психического, внеш­него, общечеловеческого потенциала с конкретными изменения­ми способностей и разных аспектов направленности личности — потребностей, установок, мотивов и идеалов. Важную роль в вос­питании и особенно в развитии личности играет обучение. Как целенаправленный процесс управляемого познания явлений ок­ружающего мира, освоения способов действия, накопления опы­та ценностного и творческого отношения к различным объектам при взаимодействии учащихся с учителем обучение в зависимос­ти от возникающих социальных требований, новых идей и подхо­дов обогащается и совершенствуется.

Большое значение для улучшения качества предметной подго­товки учащихся имеет реализация подходов к обучению. В мето­дической и педагогической литературе понятие о подходе встре­чается часто. С позиции М. И. Поташника, категория «подход» представляется как совокупность важных суждений, определяю­щих стратегию педагогической деятельности — теоретической, ис­следовательской и практической. На основе работ Н.Д.Андрее­вой, Т.С.Калиновой, Л.Н.Сухоруковой, И.Н.Пономаревой, А. Г. Хрипковой по отношению к школьной биологии важно ука­зать на такие подходы, как личностно-ориентированный, деятель-ностный, культурологический, аксиологический, гуманитарный и региональный.

Личностно-ориентированный подход к обучению призван обес­печивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта по­знания и предметной деятельности. В связи с этим содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы учащийся мог проявить избирательность к изучаемому материалу, его виду и форме. Они влияют на становление духов­ных и интеллектуальных качеств, обеспечивая социальную и про­фессиональную адаптацию в обществе.

Принимая эти суждения по отношению к биологическому об­разованию, отметим, что понимание и усвоение его содержания необходимо связывать с активной позицией учащегося. При этом важно признавать индивидуальность и самоценность каждого че­ловека, его развитие как индивида, наделенного субъектным опы­том (И.С.Якиманская, 1996). При употреблении этого термина подчеркивается принадлежность опыта конкретному человеку как носителю собственной биографии. В данной ситуации учащийся ценен воспроизводством не столько общественного, сколько ин­дивидуального опыта отношения к объектам живой природы.

Включенность субъектного опыта в процесс познания биоло­гических объектов конкретизирует понятие о биологической об­разованности. Обучить биологии в принципе можно любого. А учиться, чтобы быть биологически образованным, каждый дол­жен сам путем организации собственной деятельности на основе потребностей, интересов и мотивов.

Таким образом, возникает возможность сформулировать объек­тивные условия для реализации личностно-ориентированного подхода к изучению биологии в школе.

1. Использование материала общеобразовательного смысла, разнообразных форм, методов и средств организации деятельнос­ти, позволяющих реализовать субъектный опыт учащихся. Для этого необходимо: а) формировать представления о структуре и функционировании биологических систем разных рангов, биоло­гическом разнообразии, эволюции, их роли в биосферных про­цессах, путях и способах решения продовольственной, экологи­ческой, технологической и валеологической проблем, значении живого для существования каждого из учащихся; б) включать при­емы выполнения умственных и практических действий при по­знании и преобразовании объектов живой природы — анализ кон­кретной и классической ситуации, установление причинных и целевых связей на местном материале, выполнение практических работ в природе и др.; в) культивировать эмоциональные коды личностного смысла — обмен биологической информацией, со­ставление и реализация плана поддержания и улучшения собствен­ного здоровья, сохранения растений и животных в местности сво­его проживания, соблюдение народных традиций, обычаев.

2. Создание на занятиях атмосферы заинтересованности каж­дого учащегося — доброжелательность, включение в познаватель­ную деятельность, выполнение заданий, имеющих личностный смысл.

3. Применение дидактического материала, позволяющего уча­щимся выбирать соответствующие для него вид и форму учебной деятельности.

4. Поощрение стремления каждого учащегося находить соб­ственный способ решения биологической задачи или проблемы.

5. Создание ситуаций общения, позволяющих каждому прояв­лять инициативу, самостоятельность, избирательность в методах работы, а также диалог с товарищем.

Вопросы для актуализации материла. 1. Назовите известных уче­ных, разрабатывающих теорию личностно-ориентированного подхода к обучению. 2. Просмотрите журнал «Биология в школе» и обратите вни­мание на освещение обозначенной проблемы. Какие ее аспекты рас­сматриваются в большей (меньшей) степени? Какие вопросы, с вашей точки зрения, требуют дополнительного освещения?

Деятельностный подход предполагает реализацию различных видов и способов работы учащихся по эффективному усвоению биологического содержания. Деятельность — это целесообразное изменение человеком окружающей действительности. Преобра­зуя природу, человек изменяет и свое сознание, проявляясь как субъект собственного развития. Но признание факта, что в дея­тельности личность формируется и проявляется, еще не есть дея­тельностный подход. Он требует специальной работы по выбору и организации деятельности обучающихся, по активизации и пе­реводу его в позицию субъекта познания, труда и общения.

Реализация познавательного аспекта деятельности предпола­гает в первую очередь формирование и применение интеллекту­альных способов действия — анализировать, сравнивать, класси­фицировать и систематизировать биологические объекты, выра­жать явления живой природы в виде логических схем и обобщаю­щих таблиц, аргументировать результаты опытов, формулировать выводы и др. При этом в зависимости от возраста учащихся, уров­ня их подготовки и степени сложности биологического материала важно находить оптимальные варианты их сочетания и примене­ния в процессе обучения.

Практический аспект деятельности призван обеспечить усвое­ние способов изучения и оценки состояния живой природы и ее отдельных компонентов, составления, обсуждения и представле­ния товарищам информации о них. Он также важен для обучения учащихся выполнению трудовых дел: регулирование численности отдельных видов растений и животных; распространение биоло­гических и экологических знаний среди учащихся младших клас­сов; озеленение территории школы и кабинета биологии; поддер­жание санитарно-гигиенического состояния классного помеще­ния; культивирование здорового образа жизни. Большое значе­ние имеет работа учащихся в акциях и кампаниях, посвященных Дню окружающей среды, Всемирному дню здоровья, Дню птиц, Неделе леса, Неделе сада и др.

Реализация игрового аспекта деятельности должна обеспечи­вать получение учащимися умений общаться, овладевать спосо­бами самообразования, пропаганды идеи сохранения природы и поддержания здоровья. Для этого тематика игр должна быть свя­зана с поиском решений проблемы улучшения состояния среды обитания живых существ, включая человека, интересной и значи­мой в образовательном плане на основе привлечения образован­ных людей с высокими гражданскими идеалами и морально-во­левыми качествами. В сфере игровой деятельности открываются широкие возможности для творческого роста учащихся. У них воз­никает возможность собирать и анализировать информацию об объектах живой природы, составлять выступления от имени спе­циалистов, формулировать вопросы, аргументировать и отстаивать свои позиции. Особое значение имеют выступления, в структуру которых включают материалы, полученные лично учащимися при исследовании живой природы в местности своего проживания.

Коммуникативный аспект деятельности выступает как интег-ративный фактор познания, игры, труда и культуры отношения к природе. При этом коммуникация, или общение, обеспечивает взаимодействие учащихся в коллективной работе при реализации ими общественных, личностных, психологических отношений и использование специфических средств, прежде всего языка (А. А. Леонтьев, 1999). Общение в сфере биологического образова­ния порождается потребностями совместной деятельности учащих­ся, реализуемой в ходе познания различных объектов живой при­роды. Общение включает три взаимосвязанных процесса — ком­муникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Для того чтобы общение реализовалось во всех трех его проявлениях при обуче­нии биологии, важно создавать определенные условия. Первое из них — актуализация мышления и поведения, когда необходимо думать, говорить, действовать. Второе — стимулирование эмоци­онального состояния, повышение уровня мотивации и творчества. Третье — создание ситуации обязательного речевого взаимодей­ствия. Четвертое — ориентация обучения на психическое разви­тие учащихся (переключаемость внимания, анализ, аргументация и преобразование используемой информации, оптимальное ее выражение, культура речи и отношений между партнерами).

Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните и назовите ученых, которые создавали и обогащали деятельностную теорию обуче­ния. Почему она является актуальной в сфере образования? 2. Какими суждениями вы дополнили бы характеристики познавательного, практи­ческого, игрового и коммуникативного аспектов деятельности учащихся при обучении биологии?

Гуманитарный подход к обучению биологии также важен. Одни авторы представляют его смысл как сложный способ усвоения личностно-значимого потенциала биологии (Б.Д.Комиссаров). Другие считают, что он заключается в изучении такого биологи­ческого материала, который способствовал бы формированию у подрастающего поколения мотивов человечности, человеко- и природолюбия, экологической культуры и в конечном итоге от­ветственности за свои поступки в условиях окружающей среды (И. Т. Суравегина). Третьи видят его суть в приобщении учащихся к духовной культуре, творческой деятельности, вооружении ими методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания (Л.Н.Сухо-рукова).

Очевидно, при выражении обозначенных определений авторы опирались на смыслы слов «гуманизм», который происходит от лат. humanus — человечный, и «гуманитарный» — от лат. humanitas — человеческая природа, духовная культура. В сфере образования содержания этих феноменов «перекрывают» друг друга. Но они не тождественны. Гуманизация предполагает, скорее всего, «оче­ловечивание знаний». Тогда суть гуманистической ориентации образования будет заключаться в такой организации учебного процесса, при которой знания имели бы для учащегося личност­ный смысл и сам он не «терялся» бы в этом процессе. При обуче­нии биологии это важно. Суть же гуманитаризации образования заключается в другом, а именно в приобщении учащихся к духов­ной культуре, творческой деятельности и методологии нового от­крытия.

Учитывая сказанное, гуманитарный подход к обучению биоло­гии представляется как совокупность мер, обеспечивающих уча­щимся освоение методов познания объектов живой природы, об­ретение эволюционного взгляда на окружающий мир и место че­ловека в нем для осмысления естественных взаимосвязей, а также этических, эстетических и нормативных отношений, позволяю­щих реализовать культуросозидающую деятельность человека. При обучении биологии важно, чтобы учащиеся могли пользоваться эмпирическими и теоретическими методами познания живых си­стем, чтобы у них сложилось целостное представление о природе и естественных взаимосвязях, обеспечивающих ее деятельное фун­кционирование. Сформированные этические отношения побуж­дают их к проявлению изначального чувства единения человека с природой, сочувствия и сострадания ей, привязанности и любви ко всему живому. Важным в этом смысле является раскрытие зна­чения понятий об антропоморфизме и персонификации явлений природы. В народных произведениях разных жанров всегда осу­ществлялся перенос человеческих качеств и свойств на компо­ненты среды обитания. Они одухотворялись и наделялись нрав­ственными чертами и признаками человеческой психики. Такой нравственный антропоморфизм не только сближает человека с окружающей средой, но и учит жить в соответствии с ее законо­мерностями, не ставить себя выше природы, не отрываться от нее и черпать из нее естественные установки, имеющие нравствен­ный смысл.

Знакомство с персонификацией явлений живой природы дает возможность учиться уравновешенности, целесообразности, чис­тоте и справедливости. Эстетический аспект знания ориентирует учащихся на осмысление природных явлений с точки зрения со­вершенства образов, красоты, форм гармонии, композиции, что представляет собой высшей критерий эстетического совершенства. Однако красота природы предстает перед человеком не только непосредственно, как окружающая среда, но и опосредованно, как ее концентрированное отражение и выражение средствами искусства и литературы. Они останавливают мгновение красоты, запечатлевают его, усиливают воздействие, развивают человече­скую способность эстетического восприятия и бережного отно­шения. Поэтому демонстрация и анализ биологического содер­жания произведений писателей, поэтов, художников имеют боль­шой смысл. Нормативный аспект способствует усвоению учащи­мися правовых и моральных принципов, норм и правил, предпи­саний и запретов экологического характера. Особое внимание важ­но обращать на их ознакомление с нормативными особенностя­ми, культивируемыми в местности проживания, — традиции ра­ционального использования, сохранения растений, животных, со­обществ и экосистем, культуры воды, деревьев.

Совокупное использование обозначенных аспектов гуманитар­ного подхода к обучению биологии выступает для новых поколе­ний в качестве мощного культурообразующего фактора.

Вопросы для актуализации материла. 1.Вспомните ученых-педа­гогов, утверждающих о необходимости реализации гуманитарного под­хода в сфере образования. 2. Используя учебники педагогики, сделайте для себя дополнительные записи о сущности гуманитарного подхода к обучению учащихся.

Ценностный подход к обучению биологии предполагает рас­смотрение человеческого, социального и культурного значения объектов живой природы. «Ценности суть те явления природы и общества, которые полезны, нужны людям... в качестве действи­тельности, цели или идеала» (В. П.Тугаринов, 1966). Поэтому важно учащимся раскрывать универсальное значение живой природы. Оно охватывает ее свойства с позиций не только практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, эти­ческой, экономической, оздоровительной и технологической. Однако субъективная оценка живой природы не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому биологическая подготовка должна быть направлена на восприятие окружающей среды как вечного источника познания, здоровья и человеческих эмоций. Представления о названных ценностях успешно формулируются при опоре на общечеловеческие ценности. К таковым с учетом идеи устойчивого развития необходимо отнести космос, Землю, биосферу с ее экосистемами как среду обитания живых существ, включая человека; отечество как колыбель рода, место жизни про­шедших, настоящих и будущих поколений; заботу об отчем крае как соборности граждан; семью как союз людей для воспроизве­дения рода, собственной радости и счастья детей; человека как иысшей ценности; отсутствие войн как сотрудничество между раз­ными людьми на справедливой основе; знание как информацию для решения жизненных проблем; труд как основу самореализа­ции личности при создании различных благ для жизни; личную ответственность и планетарную культуру с их религиями (Л. Ф. Си-пицын, 1997; В.А.Сластенин, 1998).

Культурологический подход позволяет рассматривать процесс обучения учащихся биологии в контексте культуры. Культура как псе то, что создано руками и мыслью человека, выступает в каче­стве среды, где происходят рождение и становление самобытного образа человека. Эту сферу составляют в первую очередь матери­альные и особенно духовные ценности мирового, национального И регионального значения. Они оказывают глубокое воздействие на психику личности, особенно эмоциональную, волевую и моти-национную сферы, регулируя поведение. Поэтому при обучении биологии следует использовать такие компоненты культуры, ко­торые обогащали бы духовную жизнь будущих граждан нашей стра­ны. К ним следует отнести совокупность основных научных кон­цепций биологии, познание которых обеспечивает человеку на­учную картину мира, универсальную ценность живой природы и уникальности самой жизни, исконные проявления народной жиз­недеятельности — мировоззрение, социальные, национальные традиции, избранной и преобразованной во времени образ жиз­ни, нормы морали, проявляющиеся в опыте целесообразного при­родопользования и этике благоговения перед живыми существа­ми. Культурологический подход — один из факторов формирова­ния бережного отношения человека к природе планеты, которая обеспечивает ему жизнепригодную среду.

Региональный подход к обучению биологии предполагает ре­ализацию различных видов деятельности, направленных на изу­чение своего региона в прошлом и настоящем, а также поиск и практическое осуществление доступных способов ее преобразо­вания для будущих поколений. Его использование объясняли тем, что каждый регион страны имеет определенные природные осо­бенности — физические, географические, экологические и био­логические. От их познания во многом зависит экономическое состояние населения, его социальное благосостояние и здоро­вье. Выпускнику общеобразовательной школы необходимо иметь отчетливое представление о биологических особенностях регио­на — концентрации и распределении живого вещества на терри­тории, условиях и факторах функционирования живых существ, количестве создаваемой ими биомассы, видовом и экосистем-ном разнообразии и потенциале ресурсов. Это в будущем позво­ляет им строить стратегию и тактику поведения в природе, ра­ционального природопользования и сохранения природы края. Возникает объективная возможность реализации известной экологически ориентированной формулы «Мыслить глобально — действовать локально».

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите смысл понятия о подходе к обучению учащихся. 2. Почему в настоящее время при обуче­нии необходимо применять новые подходы? Назовите их по отношению к школьной биологии. 3. В чем заключается сущность личностноориентированного подхода к обучению биологии? 4. Почему важным при обучении биологии является гуманитарный подход? Как его можно ис­пользовать на уроках биологии? 5. Выразите кратко смысл деятельностного подхода к обучению биологии. Какие его аспекты и как можно реализовать в школьной биологии? 6. Аргументируйте важность приме­нения культурологического и ценностного подходов при обучении био­логии. 7. Почему региональный подход к обучению биологии усиливает личностно- и практико-ориентированную направленность подготовки учащихся?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал