Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика преподавания биологии во второй половине XX в.
Ключевые понятия. Условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. Называть ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и способствующих обновлению ее школьного содержания. 3. Характеризовать новые аспекты методики преподавания биологии. 4. Аргументировать перспективные идеи развития современной методики. Методика преподавания биологии во второй половине XX в. вступила в новый этап своего развития. В это время обновляется содержание учебного материала, совершенствуется процесс усвоения знаний, а также обогащаются формы, методы и средства. Важным событием стало обоснование теории развития понятий, определение методов преподавания и воспитания в процессе познавательной работы учащихся. Содержание школьного биологического образования, сохранившееся с первой половины XX в., ориентировалось на потребности государства. Учащиеся должны были овладеть знаниями в области биологии сельскохозяйственных растений и животных, обеспечивающих население страны продуктами питания. Даже в сложное послевоенное время в биологической науке было сделано много крупных открытий. Благодаря трудам отечественных ученых Н.П.Дубинина, К.М.Завадского, С. С.Четверикова, И. И. Шмальгаузена, а также зарубежных исследователей Ф. Добржанского, Э. Майра, Дж. Хаксли и других была создана синтетическая теория эволюции. С появлением электронного микроскопа удалось изучить строение органоидов клетки, структуру нуклеиновых кислот, сформулировать теорию гена. Получают широкое распространение и признание учение В. И. Вернадского о биосфере и учение В.Н.Сукачева о биогеоценозе. Достижения в области биологии способствовали пересмотру содержания школьного биологического образования, усилению его эко-лого-эволюционной и генетико-цитологической направленности. Однако сельскохозяйственный аспект содержания биологии в свете новых открытий не удовлетворял научную биологическую и педагогическую общественность. Вопросы для актуализации материала. 1. По любому источнику дополните сведения о развитии биологической науки в обозначенный период. 2. В чем заключается новаторство научных работ в биологии? В 50-е тт. XX в. ученые под руководством Н. М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. В ней отмечаются сложность состава и структуры биологических знаний, главных понятий, а также внутри- и межпредметных связей. В 60-х гг. в журнале «Биология в школе» развернулась острая дискуссия о коренном пересмотре содержания биологического образования. Ее участники настаивали на том, что содержание школьного предмета не соответствует теоретическому уровню современной биологической науки. В 1962 г. Министерство просвещения РСФСР объявило конкурс на создание новой программы по биологии, в которой планировалось бы в 10 классе общеобразовательной школы введение курса общей биологии, а в 8 — 9 классах — факультативных курсов для углубленного изучения предмета. В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии — от коллективов ученых и учителей Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Была признана программа, разработанная ленинградскими учеными под руководством профессора Ю.И.Полянского. С 1965 г. в соответствии с этой программой в школе стал использоваться учебник ботаники В.А.Корчагиной, с 1966 г. — учебник зоологии Н.А.Рыкова и В.Ф.Шалаева, учебник биологии для 10 класса, в создании которого приняли участие Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская, Ю.И.Полянский, К.М.Суханова. Учебники были написаны на основе теории развития биологических понятий. Новым в этом плане был курс «Общая биология» (10 кл.), который давал обобщенные представления об эволюционном, биосферном учениях, цитологии, молекулярной биологии, экологии, генетике и селекции. Курсы «Ботаника», «Зоология», «Анатомия, физиология и гигиена человека» обогатились вопросами по экологии организмов с учетом современного уровня развития науки. В 70-е гг. XX в. наметился ряд проблемных вопросов по общей методике преподавания биологии относительно содержания, методов, средств воспитания и усвоения знаний учащимися. В 80-е и 90-е гг. ученые активно работали по проблеме вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии. В это время создаются крупные монографические работы и методические пособия такими учеными, как Н. М. Верзилин (развитие биологических понятий и методов обучения в школьном предмете), И.Д.Зверев (систематизация учебно-воспитательного процесса), Е. П. Бруновт (развитие мышления у школьников и деятельностный подход в обучении), В. М. Корсунская (активизация методов обучения на уроках биологии), Д.И.Трайтак (формирование познавательного интереса и особенности преподавания биологии в средней школе), И.Н.Пономарева (определение системы экологических понятий и их развитие в школьной биологии), В. Н. Максимова (использование межпредметных связей, их классификация и значение в области биологии), Л.В.Реброва (проблемное обучение биологии), Д.П.Гольнева (программированное обучение), Л.Ф. Кейран (взаимосвязь методики преподавания биологии и дидактики), Б.Д.Комиссаров (методологические аспекты в обучении биологии), М.М.Левина (взаимосвязь психологии и методики), И.Т.Суравегина и А. Н.Захлебный (развитие ответственного отношения учащихся к природе), В. В. Пасечник (организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии), В. П.Соломин (система подготовки учителя биологии), Н.А.Рыков (определение профессиональных функций учителя) и многие другие. Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к литературе по методике обучения биологии и дополните сведения о методистах, внесших вклад в развитие методической науки. В середине 80-х гг. XX в. стало понятно, что биологическое содержание учебников сильно перегружено фактами, теориями, терминами и понятиями, и на уроках оно излагалось без перерыва на обобщение и повторение. Учащиеся не успевали осознать и качественно усвоить новый материал. Назрел вопрос об отборе учебного содержания в соответствии с возрастом учащихся. По решению Министерства образования России стали вводиться новые стандарты образования. В них было обозначено содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений и ценностных отношений. Это происходило на фоне изменений в общественно-политической и экономической жизни страны. Перед школой того времени ставилась задача развить у детей понимание универсальной ценности природы. В методике обучения определился ряд новых проблем, в частности определение целей обучения биологии в школе, содержание предмета и его структура. Для их успешного решения была предпринята попытка перехода на 12-летнее обучение в средней школе. Считалось, что оно могло устранить перегрузку учащихся за счет увеличения срока обучения и способствовать удовлетворению интересов и потребностей личности, ее развитию, а также формированию мотивов, интеллектуальных и творческих способностей. Главная цель этого перехода состояла в интеграции с мировой системой общего образования при обеспечении эквивалентности отечественного образования в западных странах. Современная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности, подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности демократического общества с формирующейся рыночной экономикой. Это позволит преодолеть опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Среди перспективных направлений модернизации образования следует обозначать совершенствование структуры и содержания общего образования, переход к профильной подготовке на старшей ступени обучения, внедрение в процесс обучения новых технологий, информатизация обучения, модернизация образовательных стандартов для основной и старшей (профильной) школы, разработка компетентностного подхода. Их решение определило качество развития школьного биологического образования в XXI в. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите условия обогащения методики преподавания биологии во второй половине XX в. 2. Назовите ученых-биологов, внесших вклад в развитие биологии и способствующих обновлению содержания школьной биологии. 3. Какие новые аспекты методики преподавания биологии возникли во второй половине XX века? 4. Назовите перспективные идеи развития современной методики преподавания биологии. Объясните необходимость их разработки в контексте совершенствования современного школьного биологического образования.
|