Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3






СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основное содержание биологического образования

Ключевые понятия. Стандарт биологического образования, обязатель­ный минимум содержания биологического материала.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность по­нятия о стандарте в целом и стандарте биологического образования в частности. 2. Характеризовать содержание обязательного минимума био­логического образования на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования. 3. Называть и характеризовать содержа­ние основных блоков стандарта биологического образования.

Использование различных вариантов учебных планов в связи с модернизацией общего образования позволило дифференцировать подготовку учащихся. Этому способствовало открытие новых об­щеобразовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с уг­лубленным изучением одного или нескольких предметов. Такие события оказали положительное влияние на развитие и воспита­ние учащихся. Однако их обучение по различным планам и осо­бенно авторским программам привело к тому, что содержание и структура школьных предметов стали видоизменяться. Возник ряд негативных явлений, среди которых включение материала второ­степенного значения, исключение вопросов практического смыс­ла, а также введение знаний, связанных с ранней ирофилизацией обучения учащихся. Названные явления характерны и для школь­ной биологии. Поэтому были разработаны документы государ­ственного значения, регламентирующие деятельность образова­тельных учреждений, педагогов и специалистов в области науч­но-методических исследований. Такими документами стали ба­зисный учебный план, обязательный минимум содержания сред­него (полного) общего образования, включая биологическую его составляющую, требования к обязательному минимуму содержа­ния основного общего образования, выразившие смысл Государ­ственного образовательного стандарта (ГОС).

Понятие «стандарт» (от англ. standard) означает норму, обра­зец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направ­лена на производство продукции с определенными свойствами икачествами, удовлетворяющими потребности общества. Разрабо­танный стандарт, включая содержание базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей, призванных обеспечи­вать нормативы и их соблюдение, будет сохранять единство педа­гогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

На основе единых требований к биологическому образованию школьников появилась объективная возможность для создания программ, учебников и учебно-методических средств, хотя они от­личаются структурой построения, последовательностью и формой подачи материала, но обязательно соответствуют требованиям обя­зательного минимума содержания биологического образования. Именно такой минимум выражает перечень основных содержатель­ных линий, вокруг которых конкретизируется учебный материал, подлежащий обязательному усвоению в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе (табл. 3.1).

Содержательные линии и их основные блоки необходимо рас­сматривать как своеобразный каркас знаний, который обогащает­ся с помощью деятельностных, ценностных и нормативных ха­рактеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Выделенные содержа­тельные линии пронизывают все ступени обучения.

На ступени начального образования у учащихся необходимо сформировать общее представление о компонентах живой приро­ды и основных способах ее существования. В рамках содержа­тельной линии «Организм — биологическая система» важно обра­тить внимание на рассмотрение вопросов о цветковых растениях, млекопитающих животных, их органах и системах органов, о зна­чении растений и животных в природе и жизни человека, мерах их охраны, о наблюдении как методе изучения растений и живот­ных. Важно также, чтобы уже на уровне начального образования учащиеся имели представление об организме человека, его основ­ных органах, системах органов и их функционировании, профи­лактике наиболее распространенных заболеваний и здоровом об­разе жизни. В рамках содержательной линии «Среда обитания организмов» следует познакомить учащихся с материалом о свя­зях растений и животных со средой их обитания, человека и окру­жающей среды с сезонными изменениями в природе, а в рамках содержательной линии «Многообразие и эволюция органическо­го мира» — с многообразием дикорастущих и культурных расте­ний, а также диких и домашних животных.

Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями до­полнили бы вы обозначенный материал? Почему на этапе начального


общего образования важно сформировать у учащихся представления о живых объектах, их роли в природе и значении для человека?

На ступени основного образования необходимо сформировать систему знаний о строении и жизнедеятельности организмов всех царств живой природы, биологических системах разных уровней, человеке как биосоциальном существе, эволюционных изменени­ях живой природы.

В структуре содержательной линии «Организм — биологиче­ская система» следует обратить внимание на следующие блоки и конкретизирующие их суждения:

• клетка — единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани: химический состав клетки; особенности строения и жиз­недеятельности клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки; хромосомы и их функции; ткани, особенности строения и функций тканей растений и животных; взаимосвязь клеток как основа целостности организма;

• строение и жизнедеятельность организма. Вирусы: признаки живого организма; особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; автотрофный и гетеротрофный способы питания; регуляция процессов жизнеде­ятельности; наследственность и изменчивость организмов; осо­бенности строения и функционирования вирусов; взаимосвязи органов и систем органов как основа целостности организма; связь организмов со средой обитания; роль организмов различных царств в хозяйственной деятельности человека; биотехнология, выращи­вание культурных растений и разведение сельскохозяйственных животных; вирусы, бактерии, грибы, одноклеточные животные — возбудители заболеваний; наблюдение, эксперимент и моделиро­вание как методы исследования организма;

• организм человека: клетки и ткани; органы и системы орга­нов; функционирование организма — обмен веществ и превраще­ние энергии, питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, передвижение, размножение, развитие; нервно-гумо­ральная регуляция; связь организма со средой жизни; иммунитет; высшая нервная деятельность; психика и поведение; личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни, сон, труд, физи­ческая культура и активный отдых; профилактика заболеваний и травматизма; вредные привычки, СПИД; методы оказания пер­вой помощи.

В структуре содержательной линии «Надорганизменные систе­мы» важно усвоить содержание следующих блоков учебного мате­риала:

• взаимосвязь организма и среды: среды обитания, экологи­ческие факторы; сезонные изменения в жизни растений и жи­вотных; приспособленность организмов к среде обитания; антро­погенные изменения среды обитания; охрана растений и живот­ных;

• природные и искусственные сообщества: природное сообще­ство; вид и популяция в сообществах; цепи питания, организмы: производители, потребители и разрушители; круговорот веществ; изменения сообществ и их охрана; искусственные сообщества и повышение их продуктивности;

• человек и среда: социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье; адаптация человека к новым условиям.

В структуре содержательной линии «Многообразие и эволю­ция органического мира» приоритетными являются четыре блока с раскрывающими их суждениями:

• классификация организмов и эволюционное учение: основ­ные технологические категории; царства живой природы; вид и его основные признаки; причины исторического развития орга­нического мира — наследственность и изменчивость организмов, борьба за существование, естественный отбор;

• система и эволюция растительного и животного мира: клас­сификация растений и животных, основные признаки отделов, типов, классов, отрядов, семейств, видов; усложнение растений и животных в процессе эволюции, доказательства эволюции; сорта растений, породы животных и причины их многообразия; роль растений и животных в природе и народном хозяйстве; сохране­ние генофонда растительного и животного мира; восстановление природных экосистем;

• многообразие бактерий, грибов и лишайников: бактерии, лишайники, грибы, их характеристика, место в системе органи­ческого мира, роль в природе, жизни человека и народном хозяй­стве;

• человек как вид, его происхождение: место человека в систе­ме органического мира; доказательства происхождения человека в системе органического мира; доказательства происхождения че­ловека от животных; движущие силы и этапы эволюции человека; человеческие расы и их генетическое единство; выживание чело­вечества в биосфере — необходимые условия ее устойчивого раз­вития.

В обязательном минимуме содержания основного общего био­логического образования материалы стандарта концентрируются вокруг следующих суждений: общие вопросы (биология — наука о живой природе, признаки живого); уровни организации живой природы (молекулярный, клеточный, организменный, популяцион-но-видовой; биогеоценотический, биосферный); эволюция орга­нического мира (факторы, направления и результаты эволюции, микро- и макроэволюции, происхождение и развитие жизни на Земле); многообразие организмов и их классификация (биологическое разнообразие; основные таксономические единицы — вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; до-клеточные формы жизни, безъядерные и ядерные организмы; бак­терии, грибы, лишайники — общая характеристика, роль в при­роде и значение для человека; растения — методы изучения, стро­ение, жизнедеятельность, многообразие, классификация, сорта, выращивание, значение и охрана; животные — методы изучения, строение, жизнедеятельность, многообразие, классификация, по­роды, селекция, значение и охрана; человек — биосоциальная характеристика, человеческие расы, особенности строения орга­низма и жизнедеятельности, иммунитет, внутренняя среда, регу­ляция процессов в организме, высшая нервная деятельность, здо­ровье человека).

Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями до­полнили бы вы обозначенный материал? Какое значение имеет матери­ал о живой природе для формирования общей культуры у учащихся ос­новной школы.

В обязательном минимуме содержания среднего (полного) об­щего биологического образования материалы стандарта конкре­тизируются вокруг следующих суждений: биологические методы изучения природы, роль биологии в формировании научного ми­ровоззрения; биологические системы — клетка, организм, попу­ляция и вид, биоценоз, биосфера.

На ступени среднего (полного) общего образования следует продолжить развитие знаний по всем трем содержательным ли­ниям. Они углубляются и раскрываются более полно с учетом возрастных особенностей старших школьников.

В рамках содержательной линии «Организм — биологиче­ская система» необходимо рассмотреть следующие блоки мате­риала:

• клетка — структурно-функциональная единица живого орга­низма: клеточная теория; химическая организация клетки; строе­ние и функции клетки; клетка прокариот и эукариот; вирусы; метаболизм и роль ферментов в нем, энергетический и пласти­ческий обмены, биосинтез белка; ген, генетический код; фото­синтез и его значение;

• размножение и развитие организмов: формы размножения и значение размножения; митоз; видовое постоянство числа, фор­мы и размеры хромосом, их гаплоидный и диплоидный набор в клетках; половые клетки и их развитие; мейоз; оплодотворение; онтогенез;

• наследственность и изменчивость организмов; особенности методов изучения в генетике; генетическая терминология и сим­волика; законы наследственности; клетка — генетическая едини­ца живого; цитологические основы законов генетики; модификационная и мутационная изменчивость; норма реакции; влияние вредных привычек и мутагенов на потомство; значение генетики для развития селекции, профилактики наследственных заболева­ний у человека.

В структуре содержательной линии «Надорганизменные систе­мы» важно обратить внимание на материалы таких блоков, как:

• популяция, вид, экосистемы: экосистема и ее основные зве­нья; виды и популяция, их численность и изменения; фотопери­одизм; биологические ритмы; саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена; правила экологической пирамиды; круговорот веществ и односторонний поток энергии; агроэкосистемы; вос­становление и сохранение экосистем; охрана популяций и видов;

• биосфера: биосфера и ее границы; В.И.Вернадский — осно­воположник учения о биосфере, ноосфере, живом веществе; фун­кции и распространение живого вещества; равновесие в биосфе­ре; сохранение биосферы; экологический прогноз.

В структуре содержательной линии «Многообразие и эволю­ция органического мира» необходимо изучить материал по следу­ющим двум блокам:

• движение силы, направления и результаты эволюции: теория эволюции Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; вид и его кри­терии; популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции; направления эволюции; образование новых видов и формирование приспособлений в ходе эволюции; причи­ны вымирания видов; сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих видов;

• селекция растений и животных, биотехнология: задачи, ме­тоды и достижения селекции; учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений; биотехнология, генная и клеточная инженерия; значение биотехнологии для селекции, народного хозяйства, охраны природы.

Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями до­полнили бы вы обозначенный материал? Какое значение имеет матери­ал о живой природе для успешной социализации выпускников средней (полной) школы?

Таким образом, на ступени начального общего образования рассматриваются знания всех трех содержательных линий на эле­ментарном уровне. В основной школе осуществляется развитие ведущих биологических понятий и вводятся некоторые теорети­ческие обобщения на описательном уровне. На ступени среднего (полного) общего образования главное звено содержания обозна­ченных линий составляют теоретические знания, раскрывающие сущность биологических процессов и явлений, значение устойчивого использования биологического разнообразия и сохране­ния равновесия в биосфере.

В средней (полной) школе представленное выше содержание конкретизируется еще на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное биологическое содержание образования для клас­сов и школ гуманитарного профиля и ограниченный перечень требований усвоения различных видов деятельности. Учебный материал по всем линиям и блокам представляется с учетом его общекультурного контекста: историко-научного, ценностного, нормативного и нравственно-эстетического. Уровень Б превыша­ет уровень А по объему, глубине знаний и преобладанию более сложных видов учебной деятельности. Он предназначен для об­щеобразовательных средних учебных заведений, но не рассчитан на углубленное изучение биологии. Учебный материал по всем линиям и блокам конкретизируется для формирования биологи­ческой составляющей естественно-научной картины мира и эко­логической культуры учащихся. При этом базовые общебиологи­ческие понятия, введенные в основной школе, раскрываются на более высоком научном уровне. Для школ с углубленным изуче­нием предмета разработан образовательный минимум, который значительно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности. Содержание этого образова­тельного минимума ориентировано на профильные школы и клас­сы — биологические, биолого-химические, биолого-географиче­ские, биолого-медицинские, биолого-аграрные. Учебный матери­ал по всем линиям и блокам расширяется за счет теоретических основ общей биологии, что позволяет обобщить знания учащихся на уровне понимания ими биологических закономерностей, со­временных теорий, концепций и учений. Этому способствует так­же увеличение количества лабораторных работ, числа демонстра­ций и экскурсий.

Итак, для каждой ступени общеобразовательной школы разра­ботан свой образовательный минимум. В средней школе он пред­ставлен четырьмя минимумами, каждый из которых имеет опре­деленную степень конкретизации содержания учебного материа­ла. На первом уровне (6 — 9 кл.) один образовательный минимум характеризует содержание биологии в основной школе. На вто­ром уровне (10— 11 кл.) три других минимума предназначены для средней (полной) школы гуманитарного, общеобразовательного и естественно-научного профилей.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия об учебном стандарте. На его основе сформулируйте суждение, отража­ющее смысл понятия о стандарте биологического образования. 2. Крат­ко охарактеризуйте содержание обязательного минимума биологическо­го образования на всех ступенях общего образования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал