Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основное содержание биологического образования Ключевые понятия. Стандарт биологического образования, обязательный минимум содержания биологического материала. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность понятия о стандарте в целом и стандарте биологического образования в частности. 2. Характеризовать содержание обязательного минимума биологического образования на ступенях начального, основного и среднего (полного) общего образования. 3. Называть и характеризовать содержание основных блоков стандарта биологического образования. Использование различных вариантов учебных планов в связи с модернизацией общего образования позволило дифференцировать подготовку учащихся. Этому способствовало открытие новых общеобразовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Такие события оказали положительное влияние на развитие и воспитание учащихся. Однако их обучение по различным планам и особенно авторским программам привело к тому, что содержание и структура школьных предметов стали видоизменяться. Возник ряд негативных явлений, среди которых включение материала второстепенного значения, исключение вопросов практического смысла, а также введение знаний, связанных с ранней ирофилизацией обучения учащихся. Названные явления характерны и для школьной биологии. Поэтому были разработаны документы государственного значения, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, педагогов и специалистов в области научно-методических исследований. Такими документами стали базисный учебный план, обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, включая биологическую его составляющую, требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившие смысл Государственного образовательного стандарта (ГОС). Понятие «стандарт» (от англ. standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами икачествами, удовлетворяющими потребности общества. Разработанный стандарт, включая содержание базовых (обязательных для всех учащихся) образовательных областей, призванных обеспечивать нормативы и их соблюдение, будет сохранять единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. На основе единых требований к биологическому образованию школьников появилась объективная возможность для создания программ, учебников и учебно-методических средств, хотя они отличаются структурой построения, последовательностью и формой подачи материала, но обязательно соответствуют требованиям обязательного минимума содержания биологического образования. Именно такой минимум выражает перечень основных содержательных линий, вокруг которых конкретизируется учебный материал, подлежащий обязательному усвоению в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе (табл. 3.1). Содержательные линии и их основные блоки необходимо рассматривать как своеобразный каркас знаний, который обогащается с помощью деятельностных, ценностных и нормативных характеристик, обозначенных в требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы. Выделенные содержательные линии пронизывают все ступени обучения. На ступени начального образования у учащихся необходимо сформировать общее представление о компонентах живой природы и основных способах ее существования. В рамках содержательной линии «Организм — биологическая система» важно обратить внимание на рассмотрение вопросов о цветковых растениях, млекопитающих животных, их органах и системах органов, о значении растений и животных в природе и жизни человека, мерах их охраны, о наблюдении как методе изучения растений и животных. Важно также, чтобы уже на уровне начального образования учащиеся имели представление об организме человека, его основных органах, системах органов и их функционировании, профилактике наиболее распространенных заболеваний и здоровом образе жизни. В рамках содержательной линии «Среда обитания организмов» следует познакомить учащихся с материалом о связях растений и животных со средой их обитания, человека и окружающей среды с сезонными изменениями в природе, а в рамках содержательной линии «Многообразие и эволюция органического мира» — с многообразием дикорастущих и культурных растений, а также диких и домашних животных. Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями дополнили бы вы обозначенный материал? Почему на этапе начального
общего образования важно сформировать у учащихся представления о живых объектах, их роли в природе и значении для человека? На ступени основного образования необходимо сформировать систему знаний о строении и жизнедеятельности организмов всех царств живой природы, биологических системах разных уровней, человеке как биосоциальном существе, эволюционных изменениях живой природы. В структуре содержательной линии «Организм — биологическая система» следует обратить внимание на следующие блоки и конкретизирующие их суждения: • клетка — единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани: химический состав клетки; особенности строения и жизнедеятельности клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки; хромосомы и их функции; ткани, особенности строения и функций тканей растений и животных; взаимосвязь клеток как основа целостности организма; • строение и жизнедеятельность организма. Вирусы: признаки живого организма; особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов; автотрофный и гетеротрофный способы питания; регуляция процессов жизнедеятельности; наследственность и изменчивость организмов; особенности строения и функционирования вирусов; взаимосвязи органов и систем органов как основа целостности организма; связь организмов со средой обитания; роль организмов различных царств в хозяйственной деятельности человека; биотехнология, выращивание культурных растений и разведение сельскохозяйственных животных; вирусы, бактерии, грибы, одноклеточные животные — возбудители заболеваний; наблюдение, эксперимент и моделирование как методы исследования организма; • организм человека: клетки и ткани; органы и системы органов; функционирование организма — обмен веществ и превращение энергии, питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, передвижение, размножение, развитие; нервно-гуморальная регуляция; связь организма со средой жизни; иммунитет; высшая нервная деятельность; психика и поведение; личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни, сон, труд, физическая культура и активный отдых; профилактика заболеваний и травматизма; вредные привычки, СПИД; методы оказания первой помощи. В структуре содержательной линии «Надорганизменные системы» важно усвоить содержание следующих блоков учебного материала: • взаимосвязь организма и среды: среды обитания, экологические факторы; сезонные изменения в жизни растений и животных; приспособленность организмов к среде обитания; антропогенные изменения среды обитания; охрана растений и животных; • природные и искусственные сообщества: природное сообщество; вид и популяция в сообществах; цепи питания, организмы: производители, потребители и разрушители; круговорот веществ; изменения сообществ и их охрана; искусственные сообщества и повышение их продуктивности; • человек и среда: социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье; адаптация человека к новым условиям. В структуре содержательной линии «Многообразие и эволюция органического мира» приоритетными являются четыре блока с раскрывающими их суждениями: • классификация организмов и эволюционное учение: основные технологические категории; царства живой природы; вид и его основные признаки; причины исторического развития органического мира — наследственность и изменчивость организмов, борьба за существование, естественный отбор; • система и эволюция растительного и животного мира: классификация растений и животных, основные признаки отделов, типов, классов, отрядов, семейств, видов; усложнение растений и животных в процессе эволюции, доказательства эволюции; сорта растений, породы животных и причины их многообразия; роль растений и животных в природе и народном хозяйстве; сохранение генофонда растительного и животного мира; восстановление природных экосистем; • многообразие бактерий, грибов и лишайников: бактерии, лишайники, грибы, их характеристика, место в системе органического мира, роль в природе, жизни человека и народном хозяйстве; • человек как вид, его происхождение: место человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека в системе органического мира; доказательства происхождения человека от животных; движущие силы и этапы эволюции человека; человеческие расы и их генетическое единство; выживание человечества в биосфере — необходимые условия ее устойчивого развития. В обязательном минимуме содержания основного общего биологического образования материалы стандарта концентрируются вокруг следующих суждений: общие вопросы (биология — наука о живой природе, признаки живого); уровни организации живой природы (молекулярный, клеточный, организменный, популяцион-но-видовой; биогеоценотический, биосферный); эволюция органического мира (факторы, направления и результаты эволюции, микро- и макроэволюции, происхождение и развитие жизни на Земле); многообразие организмов и их классификация (биологическое разнообразие; основные таксономические единицы — вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; до-клеточные формы жизни, безъядерные и ядерные организмы; бактерии, грибы, лишайники — общая характеристика, роль в природе и значение для человека; растения — методы изучения, строение, жизнедеятельность, многообразие, классификация, сорта, выращивание, значение и охрана; животные — методы изучения, строение, жизнедеятельность, многообразие, классификация, породы, селекция, значение и охрана; человек — биосоциальная характеристика, человеческие расы, особенности строения организма и жизнедеятельности, иммунитет, внутренняя среда, регуляция процессов в организме, высшая нервная деятельность, здоровье человека). Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями дополнили бы вы обозначенный материал? Какое значение имеет материал о живой природе для формирования общей культуры у учащихся основной школы. В обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего биологического образования материалы стандарта конкретизируются вокруг следующих суждений: биологические методы изучения природы, роль биологии в формировании научного мировоззрения; биологические системы — клетка, организм, популяция и вид, биоценоз, биосфера. На ступени среднего (полного) общего образования следует продолжить развитие знаний по всем трем содержательным линиям. Они углубляются и раскрываются более полно с учетом возрастных особенностей старших школьников. В рамках содержательной линии «Организм — биологическая система» необходимо рассмотреть следующие блоки материала: • клетка — структурно-функциональная единица живого организма: клеточная теория; химическая организация клетки; строение и функции клетки; клетка прокариот и эукариот; вирусы; метаболизм и роль ферментов в нем, энергетический и пластический обмены, биосинтез белка; ген, генетический код; фотосинтез и его значение; • размножение и развитие организмов: формы размножения и значение размножения; митоз; видовое постоянство числа, формы и размеры хромосом, их гаплоидный и диплоидный набор в клетках; половые клетки и их развитие; мейоз; оплодотворение; онтогенез; • наследственность и изменчивость организмов; особенности методов изучения в генетике; генетическая терминология и символика; законы наследственности; клетка — генетическая единица живого; цитологические основы законов генетики; модификационная и мутационная изменчивость; норма реакции; влияние вредных привычек и мутагенов на потомство; значение генетики для развития селекции, профилактики наследственных заболеваний у человека. В структуре содержательной линии «Надорганизменные системы» важно обратить внимание на материалы таких блоков, как: • популяция, вид, экосистемы: экосистема и ее основные звенья; виды и популяция, их численность и изменения; фотопериодизм; биологические ритмы; саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена; правила экологической пирамиды; круговорот веществ и односторонний поток энергии; агроэкосистемы; восстановление и сохранение экосистем; охрана популяций и видов; • биосфера: биосфера и ее границы; В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере, ноосфере, живом веществе; функции и распространение живого вещества; равновесие в биосфере; сохранение биосферы; экологический прогноз. В структуре содержательной линии «Многообразие и эволюция органического мира» необходимо изучить материал по следующим двум блокам: • движение силы, направления и результаты эволюции: теория эволюции Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; вид и его критерии; популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции; направления эволюции; образование новых видов и формирование приспособлений в ходе эволюции; причины вымирания видов; сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих видов; • селекция растений и животных, биотехнология: задачи, методы и достижения селекции; учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений; биотехнология, генная и клеточная инженерия; значение биотехнологии для селекции, народного хозяйства, охраны природы. Вопросы для актуализации материала. Какими суждениями дополнили бы вы обозначенный материал? Какое значение имеет материал о живой природе для успешной социализации выпускников средней (полной) школы? Таким образом, на ступени начального общего образования рассматриваются знания всех трех содержательных линий на элементарном уровне. В основной школе осуществляется развитие ведущих биологических понятий и вводятся некоторые теоретические обобщения на описательном уровне. На ступени среднего (полного) общего образования главное звено содержания обозначенных линий составляют теоретические знания, раскрывающие сущность биологических процессов и явлений, значение устойчивого использования биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере. В средней (полной) школе представленное выше содержание конкретизируется еще на уровнях А и Б. Уровень А включает минимальное биологическое содержание образования для классов и школ гуманитарного профиля и ограниченный перечень требований усвоения различных видов деятельности. Учебный материал по всем линиям и блокам представляется с учетом его общекультурного контекста: историко-научного, ценностного, нормативного и нравственно-эстетического. Уровень Б превышает уровень А по объему, глубине знаний и преобладанию более сложных видов учебной деятельности. Он предназначен для общеобразовательных средних учебных заведений, но не рассчитан на углубленное изучение биологии. Учебный материал по всем линиям и блокам конкретизируется для формирования биологической составляющей естественно-научной картины мира и экологической культуры учащихся. При этом базовые общебиологические понятия, введенные в основной школе, раскрываются на более высоком научном уровне. Для школ с углубленным изучением предмета разработан образовательный минимум, который значительно превышает уровень Б как по системе знаний, так и по характеру учебной деятельности. Содержание этого образовательного минимума ориентировано на профильные школы и классы — биологические, биолого-химические, биолого-географические, биолого-медицинские, биолого-аграрные. Учебный материал по всем линиям и блокам расширяется за счет теоретических основ общей биологии, что позволяет обобщить знания учащихся на уровне понимания ими биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений. Этому способствует также увеличение количества лабораторных работ, числа демонстраций и экскурсий. Итак, для каждой ступени общеобразовательной школы разработан свой образовательный минимум. В средней школе он представлен четырьмя минимумами, каждый из которых имеет определенную степень конкретизации содержания учебного материала. На первом уровне (6 — 9 кл.) один образовательный минимум характеризует содержание биологии в основной школе. На втором уровне (10— 11 кл.) три других минимума предназначены для средней (полной) школы гуманитарного, общеобразовательного и естественно-научного профилей. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия об учебном стандарте. На его основе сформулируйте суждение, отражающее смысл понятия о стандарте биологического образования. 2. Кратко охарактеризуйте содержание обязательного минимума биологического образования на всех ступенях общего образования.
|