Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Условия возникновения методики преподавания биологии во второй половине XVIII в.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть основные ус­ловия возникновения методики преподавания биологии как науки. 2. Раскрывать роль отечественных естествоиспытателей в возникнове­нии методики преподавания биологии. 3. Характеризовать педагогиче­скую деятельность В. Ф. Зуева в связи с созданием первого учебника «На­чертание естественной истории...».

Отечественная методика естествознания насчитывает почти двухсотлетнюю историю. Она подразделяется на два основных этапа: дореволюционный и послереволюционный, при реализа­ции которых содержание методики во многом обусловливалось состоянием естественных наук. Оно, в свою очередь, зависело от развития производительных сил и форм общественных отноше­ний. Поэтому введение в школу того или иного предмета, опреде­ление его объема и идеологической направленности диктовались государством, социально-политическим и экономическим состо­янием общества. Вопросы же методического характера разреша­лись учителями и методистами, причем в зависимости от их твор­ческой инициативы.

Вторая половина XVIII в. характеризовалась большими обще­ственно-экономическими изменениями в России, которые про­исходили в силу перехода от феодального способа производства к капиталистическому. Зарождающийся капитализм вызвал неотлож­ную потребность в грамотных, образованных людях, которые могли бы успешно трудиться, вести торговлю внутри страны и на меж­дународном рынке. Появляется необходимость перестроить ранее существующую в России систему образования с небольшим коли­чеством учебных заведений, имевших узкий профессиональный уклон. Поэтому с 1772 по 1786 г. была проведена реформа народ­ного образования, предусматривающая подготовку достаточно образованных людей, способных применять полученные знания в практической жизни.

Для проведения реформы созданная комиссия разработала и опубликовала в 1786 г. «Устав народных училищ в Российской империи». Устав определил структуру школ и содержание школь­ного предмета. В 1782 г. для организации русской общеобразова­тельной школы из Австрии был приглашен директор народных училищ, серб Ф.И.Янкович де Мириево. Он был известен как опытный создатель школ. По плану школьной реформы, состав­ленному Ф. И. Янковичем, в городах создавались народные учи­лища двух типов: главные — 5-летние и малые — 2-летние. Обу­чение в училищах было бесплатное и доступное для всех сосло­вий. В это время впервые вводится естествознание как учебный предмет на двух последних годах учебы в 5-летних народных учи­лищах. Тогда же в 1783 г. была открыта первая семинария для подготовки учителей. Введение в училищах естествознания не было случайным явлением, а обусловливалось социально-экономиче­скими причинами. Благодаря активной научной деятельности М. В.Ломоносова (1711 — 1765) в России усиленно развивались ес­тественные науки. Материалистическое учение о законах приро­ды, созданное М.В.Ломоносовым и А.Н.Радищевым, было под­держано плеядой русских ученых.

Вопросы для актуализации материала. Какие аспекты естествен­но-научного образования обозначенного периода изучались вами в кур­се «История педагогики и образования»?

Первый учебник по школьному естествознанию в России был опубликован в 1786 г. и принадлежал методисту В.Ф.Зуеву (1754 — 1794) — профессору учительской семинарии. Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики препода­вания биологии. В.Ф.Зуев — ученый, вышедший из народа, при­надлежал к числу лучших представителей русской науки, которые являлись последователями материалистических взглядов М. В.Ло­моносова и А.Н.Радищева. «В.Ф.Зуев, — пишет о нем Б.Е.Рай­ков (1960), — способный и энергичный молодой человек, натура­лист, изучавший природу и в сибирской тайге, и в степях Ново­российска, путешественник, объехавший отдаленные углы своей родины, ученый, много знавший, и педагог, умевший хорошо пе­редавать свои знания, был драгоценным приобретением для учи­тельской семинарии. Молодой академик пользовался там боль­шим влиянием и с интересом отдался делу педагогического руко­водства».

Первый русский учебник В.Ф.Зуева «Начертание естествен­ной истории, изданное для народных училищ Российской импе­рии по высочайшему повелению царствующей императрицы Ека­терины Вторыя» вышел без указания имени автора. Учебник со­стоит из двух книг и разделяется на три отдела: 1. Ископаемое царство (горные породы и минералы); 2. Прозябаемое царство

(растения); 3. Животное царство (животные с описанием в после­дней части человеческого тела).

Первый отдел посвящен описанию земель, камней, солей, го­рючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Второй отдел со­держит краткие очерки о жизни и строении растений, включая клеточное строение, отдельных представителях растительного цар­ства. В.Ф.Зуев разделил растения на группы не по господствую­щей в то время системе К.Линнея, а по их практической значи­мости для человека. Сначала характеризуются некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения, культурные злаки, луговые растения, а в конце приводятся крат­кие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах. В тре­тьем отделе ведется научный и очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образа жизни и повадок. Человека В. Ф. Зуев поставил в раздел к животным, ибо считал его животным, подобным прочим зверям. Всего в учебнике представ­лено описание 148 растений и 157 животных. Учебник написан простым языком с привлечением интересного биологического и практического материала, без какого-либо упоминания о Боге, что для того времени было не характерно. Так, Зуев, описывая березу, сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, дает совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды и что она хороша для посад­ки в аллеях. В XVIII в. прикладной материал учебника был очень важен для учеников, поскольку свидетельствовал о большом зна­чении естественно-научной грамотности для повседневной и тру­довой жизни человека.

В.Ф.Зуев наряду с морфологией и систематикой включил в учебник материал об экологии растений и животных, бережном отношении к окружающей среде, что также для того времени было новым видением природы.

Этот оригинальный и самобытный учебник явился одновре­менно и первой программой по естествознанию в школе, и пер­вым методическим пособием. В него включены указания об уп­равлении учебным процессом, рекомендации об использовании средств наглядности в условиях учебного кабинета. Для учебного процесса был издан зоологический атлас «Фигуры по естествен­ной истории», состоящий из 57 отдельных таблиц форматом в 1/2 печатного листа. На каждом них было изображено от 2 до 5 жи­вотных (всего 193 рисунка в 57 таблицах), которые широко ис­пользовались учителями на протяжении 40 лет. К первому и вто­рому отделам учебника таблиц не было, ибо В. Ф. Зуев считал, что учащиеся должны рассматривать натуральные объекты. Здесь он рекомендовал оригинальные методические приемы, в частности распознавание и описание своими словами натуральных вещей, нахождение на географических картах мест, откуда они происходят. В.Ф.Зуев, редактируя в течение двух лет созданный в 1785 г. свой печатный ежемесячный журнал «Растущий виноград, изда­ваемый главным народным училищем города святого Петра», под­бирал материал, воспитывающий любовь к науке о природе и пробуждающий желание работать для просвещения и пользы на­рода. Хотя учебник Зуева, считавшийся безымянным, переизда­вали несколько раз, им пользовались не долго, заменив на другие учебники. В.Ф.Зуев как автор первого в отечественной истории учебника естествознания был забыт до 1922 г. Однако роль этого учебника в образовании была очень велика. Он способствовал формированию научного мировоззрения, получению объективных знаний о природе и их применению обучающимися в практиче­ской деятельности.

Вопросы для актуализации материала. Сравните названия тем совре­менных учебников по разделам «Растения» и «Животные» с названиями тем учебника, созданного В. Ф. Зуевым. В чем их сходства и различия?

Таким образом, В.Ф.Зуев положил начало отечественной ме­тодике преподавания биологии и по праву считается ее основате­лем. Решая вопросы преподавания естественной истории, он обо­значил и приступил к решению таких важнейших проблем мето­дики преподавания естествознания, как взаимосвязь науки и учеб­ного предмета, научность, последовательность и система содер­жания учебного материала, доступность его изложения (от про­стого к сложному, от неживой природы к растениям, далее к жи­вотным и человеку), место натуральной и изобразительной на­глядности в обучении, связь обучения с жизнью.

Вопросы и задания для самоконтроля. I. Выделите и опишите основ­ные условия возникновения методики преподавания биологии как на­уки. 2. Назовите отечественных естествоиспытателей и раскройте их роль в возникновении методики преподавания биологии. 3. Кратко охаракте­ризуйте педагогическую деятельность В.Ф.Зуева. 4. Какова структура первого учебника «Начертание естественной истории...»?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал