Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Условия возникновения методики преподавания биологии во второй половине XVIII в.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть основные условия возникновения методики преподавания биологии как науки. 2. Раскрывать роль отечественных естествоиспытателей в возникновении методики преподавания биологии. 3. Характеризовать педагогическую деятельность В. Ф. Зуева в связи с созданием первого учебника «Начертание естественной истории...». Отечественная методика естествознания насчитывает почти двухсотлетнюю историю. Она подразделяется на два основных этапа: дореволюционный и послереволюционный, при реализации которых содержание методики во многом обусловливалось состоянием естественных наук. Оно, в свою очередь, зависело от развития производительных сил и форм общественных отношений. Поэтому введение в школу того или иного предмета, определение его объема и идеологической направленности диктовались государством, социально-политическим и экономическим состоянием общества. Вопросы же методического характера разрешались учителями и методистами, причем в зависимости от их творческой инициативы. Вторая половина XVIII в. характеризовалась большими общественно-экономическими изменениями в России, которые происходили в силу перехода от феодального способа производства к капиталистическому. Зарождающийся капитализм вызвал неотложную потребность в грамотных, образованных людях, которые могли бы успешно трудиться, вести торговлю внутри страны и на международном рынке. Появляется необходимость перестроить ранее существующую в России систему образования с небольшим количеством учебных заведений, имевших узкий профессиональный уклон. Поэтому с 1772 по 1786 г. была проведена реформа народного образования, предусматривающая подготовку достаточно образованных людей, способных применять полученные знания в практической жизни. Для проведения реформы созданная комиссия разработала и опубликовала в 1786 г. «Устав народных училищ в Российской империи». Устав определил структуру школ и содержание школьного предмета. В 1782 г. для организации русской общеобразовательной школы из Австрии был приглашен директор народных училищ, серб Ф.И.Янкович де Мириево. Он был известен как опытный создатель школ. По плану школьной реформы, составленному Ф. И. Янковичем, в городах создавались народные училища двух типов: главные — 5-летние и малые — 2-летние. Обучение в училищах было бесплатное и доступное для всех сословий. В это время впервые вводится естествознание как учебный предмет на двух последних годах учебы в 5-летних народных училищах. Тогда же в 1783 г. была открыта первая семинария для подготовки учителей. Введение в училищах естествознания не было случайным явлением, а обусловливалось социально-экономическими причинами. Благодаря активной научной деятельности М. В.Ломоносова (1711 — 1765) в России усиленно развивались естественные науки. Материалистическое учение о законах природы, созданное М.В.Ломоносовым и А.Н.Радищевым, было поддержано плеядой русских ученых. Вопросы для актуализации материала. Какие аспекты естественно-научного образования обозначенного периода изучались вами в курсе «История педагогики и образования»? Первый учебник по школьному естествознанию в России был опубликован в 1786 г. и принадлежал методисту В.Ф.Зуеву (1754 — 1794) — профессору учительской семинарии. Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии. В.Ф.Зуев — ученый, вышедший из народа, принадлежал к числу лучших представителей русской науки, которые являлись последователями материалистических взглядов М. В.Ломоносова и А.Н.Радищева. «В.Ф.Зуев, — пишет о нем Б.Е.Райков (1960), — способный и энергичный молодой человек, натуралист, изучавший природу и в сибирской тайге, и в степях Новороссийска, путешественник, объехавший отдаленные углы своей родины, ученый, много знавший, и педагог, умевший хорошо передавать свои знания, был драгоценным приобретением для учительской семинарии. Молодой академик пользовался там большим влиянием и с интересом отдался делу педагогического руководства». Первый русский учебник В.Ф.Зуева «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя» вышел без указания имени автора. Учебник состоит из двух книг и разделяется на три отдела: 1. Ископаемое царство (горные породы и минералы); 2. Прозябаемое царство (растения); 3. Животное царство (животные с описанием в последней части человеческого тела). Первый отдел посвящен описанию земель, камней, солей, горючих веществ, полуметаллов и окаменелостей. Второй отдел содержит краткие очерки о жизни и строении растений, включая клеточное строение, отдельных представителях растительного царства. В.Ф.Зуев разделил растения на группы не по господствующей в то время системе К.Линнея, а по их практической значимости для человека. Сначала характеризуются некоторые садовые и дикорастущие цветковые растения, затем огородные растения, культурные злаки, луговые растения, а в конце приводятся краткие сведения о мхах, папоротниках, лишайниках и грибах. В третьем отделе ведется научный и очень живой рассказ об отдельных животных с элементами описания их образа жизни и повадок. Человека В. Ф. Зуев поставил в раздел к животным, ибо считал его животным, подобным прочим зверям. Всего в учебнике представлено описание 148 растений и 157 животных. Учебник написан простым языком с привлечением интересного биологического и практического материала, без какого-либо упоминания о Боге, что для того времени было не характерно. Так, Зуев, описывая березу, сообщает, как изготовить хороший деготь, на примере липы — как приготовить из нее мочало, дает совет, что лучше всего из липы делать ложки для еды и что она хороша для посадки в аллеях. В XVIII в. прикладной материал учебника был очень важен для учеников, поскольку свидетельствовал о большом значении естественно-научной грамотности для повседневной и трудовой жизни человека. В.Ф.Зуев наряду с морфологией и систематикой включил в учебник материал об экологии растений и животных, бережном отношении к окружающей среде, что также для того времени было новым видением природы. Этот оригинальный и самобытный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В него включены указания об управлении учебным процессом, рекомендации об использовании средств наглядности в условиях учебного кабинета. Для учебного процесса был издан зоологический атлас «Фигуры по естественной истории», состоящий из 57 отдельных таблиц форматом в 1/2 печатного листа. На каждом них было изображено от 2 до 5 животных (всего 193 рисунка в 57 таблицах), которые широко использовались учителями на протяжении 40 лет. К первому и второму отделам учебника таблиц не было, ибо В. Ф. Зуев считал, что учащиеся должны рассматривать натуральные объекты. Здесь он рекомендовал оригинальные методические приемы, в частности распознавание и описание своими словами натуральных вещей, нахождение на географических картах мест, откуда они происходят. В.Ф.Зуев, редактируя в течение двух лет созданный в 1785 г. свой печатный ежемесячный журнал «Растущий виноград, издаваемый главным народным училищем города святого Петра», подбирал материал, воспитывающий любовь к науке о природе и пробуждающий желание работать для просвещения и пользы народа. Хотя учебник Зуева, считавшийся безымянным, переиздавали несколько раз, им пользовались не долго, заменив на другие учебники. В.Ф.Зуев как автор первого в отечественной истории учебника естествознания был забыт до 1922 г. Однако роль этого учебника в образовании была очень велика. Он способствовал формированию научного мировоззрения, получению объективных знаний о природе и их применению обучающимися в практической деятельности. Вопросы для актуализации материала. Сравните названия тем современных учебников по разделам «Растения» и «Животные» с названиями тем учебника, созданного В. Ф. Зуевым. В чем их сходства и различия? Таким образом, В.Ф.Зуев положил начало отечественной методике преподавания биологии и по праву считается ее основателем. Решая вопросы преподавания естественной истории, он обозначил и приступил к решению таких важнейших проблем методики преподавания естествознания, как взаимосвязь науки и учебного предмета, научность, последовательность и система содержания учебного материала, доступность его изложения (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, далее к животным и человеку), место натуральной и изобразительной наглядности в обучении, связь обучения с жизнью. Вопросы и задания для самоконтроля. I. Выделите и опишите основные условия возникновения методики преподавания биологии как науки. 2. Назовите отечественных естествоиспытателей и раскройте их роль в возникновении методики преподавания биологии. 3. Кратко охарактеризуйте педагогическую деятельность В.Ф.Зуева. 4. Какова структура первого учебника «Начертание естественной истории...»?
|