Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Условия становления методики преподавания естествознания во второй половине XIX в.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять условия становления методики преподавания естествознания во второй половине XIX в. 2. Выяснять тенденции становления методики преподавания естествознания в обозначенный период на пути к возникновению методики преподавания в современном виде. 3. Называть ученых, внесших вклад в становление методики преподавания естествознания. В 60-е гг. XIX в. в России обозначился общий подъем общественной и педагогической мысли, что нашло отражение в школьном естественно-научном образовании и методике преподавания естествознания. В это время в педагогических журналах активно обсуждались вопросы воспитания и образования, излагались развивающие педагогические идеи И.Песталоцци (1746—1827) и А.Дистервега (1790—1866). Была обозначена проблема воспитания у молодежи материалистического мировоззрения на базе знаний о природе. Поэтому естествознание в школьном образовании стали рассматривать и как средство овладения богатствами природы, и как путь формирования научно-материалистического мировоззрения. В обстановке интереса российского общества к естественным наукам было хорошо принято появление книги Ч.Дарвина «Путешествия натуралиста», распространено его учение о происхождении видов и эволюции как историческом развитии живого мира. Идеи Ч.Дарвина одними из первых в России пропагандировали ученый-ботаник, профессор Петербургского университета А.Н.Бекетов (1825—1902) и его ученик К.А.Тимирязев (1843- 1920). Глубокие мысли о воспитании в духе естествознания высказывал А.Н. Бекетов (1863). Он резко выступил против дедукции, которая не дает деятельности мысли. По его мнению, образовательное значение естествознания заключается в развитии логического мышления, которое является доказательным, индуктивным. А.Н.Бекетов отмечал, что дедуктивное преподавание обогащает школьников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельности мысли, заставляя работать только память. Это снижает образовательное значение естествознания, поэтому необходимо научиться наблюдать и сравнивать, а также упражняться под руководством опытного наблюдателя. А.Н.Бекетов сформулировал вывод о том, что к самостоятельности в деле наблюдения необходимо приучать планомерно и под руководством учителя. Ученый обозначил самые существенные проблемы методики своего времени, в частности воспитание самостоятельного мышления, руководство самостоятельными работами, развивающими наблюдательность, роль естествознания (своеобразие его структуры, синтезирующей морфологию, анатомию и физиологию организма) в воспитании подрастающего поколения. Обоснованием значимости индукции как исследовательского пути овладения знаниями А. Н. Бекетов положил начало методическому поиску, выразившемуся в наше время в проблемном построении уроков. Его идею об объединении знаний по морфологии, анатомии и физиологии организма в единое содержание в школьном предмете Н.М.Верзилин (1950) назвал «замечательным методическим открытием». Много внимания А. Н. Бекетов уделял использованию наглядности и наглядных пособий, к которым он относил и серии всевозможных опытов. Наглядность была им реализована в школьном учебнике по ботанике (1868), в котором он разработал и описал серию опытов по физиологии растений. Принципы и многие высказывания А. Н. Бекетова были созвучны с идеями немецкого педагога-естествоиспытателя А.Любена (1804—1873), написавшего в 40-х гг. XIX в. первую методику естествознания. В отечественной школе методика и учебники А. Лю-бена получили широкое распространение, 30 лет в России наблюдалось «любеновское направление» в естествознании. Как и чешский педагог Я. А. Коменский (1592—1670), Любен считал, что в изучении естествознания следует идти от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному и общему, т.е. индуктивным путем. По мнению А.Любена, естествознание имеет все возможности для воспитания эстетического восприятия природы, упражнения в правильном мышлении и обучения умению сравнивать. Первое место в процессе обучения он отводил самостоятельной работе учащихся в школе и на экскурсиях, что способствовало развитию у детей исследовательских умений. В своей методике ученый рекомендовал обращать внимание на познание разнообразия растительных форм и единства, лежащего в основе этого разнообразия, жизнедеятельности растений, веществ и сил, обусловливающих жизнь. По методу А. Любена, учащиеся вначале должны знакомиться с типичными представителями органического мира, выбранными из местной природы. Растения и животных важно изучать наглядно на подлинных объектах или хороших рисунках. За этими объектами учащиеся наблюдают, самостоятельно описывают по определенному плану, а учитель лишь ставит вопросы, на которые они отвечают. В период «любеновского направления» наблюдались активный перевод книг А.Любена и использование русскими авторами в своих изданиях его методики организации процесса обучения школьников. Вопросы для актуализации материала. На основе использования источников по истории естествознания и методики преподавания биологии составьте краткую характеристику метода А.Любена. Имеет ли этот метод значение в современных условиях? Учебники по ботанике были написаны Н.И.Раевским (1865), А.Н.Бекетовым (1868), по зоологии — Д.С.Михайловым (1862), К.К.Сент-Илером (1869), И.И.Мечниковым (1871). Они не отличались большим объемом и были ориентированы на наглядное изучение предмета. Методика А. Любена вполне удовлетворяла русских методистов-биологов, но его объемные и «сухие» учебники пугали обучающихся. Наблюдалось несоответствие между содержанием учебников и предлагаемыми методами обучения в школе. Например, методические рекомендации по использованию наглядности наталкивались на полное отсутствие ее в школе, а обучение по методу А.Любена без демонстрации самого объекта не давало возможности организовать качественный учебный процесс. Учебники А.Любена были загромождены морфологией и систематикой, что противоречило требованиям нового времени. Противоречие между содержанием и методами обучения вновь поставило перед педагогической общественностью проблему определения содержания школьного курса естествознания в соответствии с современным уровнем развития биологической науки и использования методов обучения школьников. Первым обратил внимание и направил свою деятельность на решение этих проблем русский педагог-естествоиспытатель А.Я.Герд (1841 — 1888). Его работами было положено начало научной методике преподавания естествознания. А.Я.Герд упрекал любеновское направление в естествознании за неудовлетворительное содержание курса. Из-за сухости содержания пропадал интерес к нему не только у детей, но и у взрослых. Заслуга А. Я. Герда — разработка научных основ методики преподавания предмета и создание учебников на базе эколого-биологических идей В.Ф.Зуева и дарвинизма. В 1866 г. в журнале «Учитель» появляется статья А.Я. Герда «О методике преподавания описательных естественных наук». В ней автор определяет главную цель естествознания в школе — формирование у учащихся материалистического мировоззрения и самостоятельности в познании. В книгах А. Я. Герда, а также в его преподавательской деятельности четко прослеживаются передовые для того времени педагогические идеи развивающего обучения. Основными из них являются изложение учащимся учебного материала о природе на эволюционной основе, формирование у них «правильного мировоззрения»; внедрение «восходящего порядка» в изучение живых организмов; активное развитие самостоятельности при изучении живых систем; использование объяснительного и исследовательского подходов в обучении школьников; обучение детей с опорой на ранее приобретенные знания; непосредственное общение с живой природой в форме экскурсий, практических работ и демонстраций опытов на уроках; овладение в начальной школе знаниями «о земле, воздухе и воде» (триада А.Герда); комплексный подход к изучению природы на начальном этапе обучения в школе (естественно-исторический комплекс знаний о живой и неживой природе); обоснование преемственности в изучении природы от начального курса о неживой природе до курсов ботаники, зоологии и других естественно-научных курсов в старших классах (физика, химия); внедрение экологической направленности в содержание образовательного процесса; изменение названия курса «Анатомия и физиология человека» на более общее — «Человек» и его содержания соответственно; развитие идеи об обобщающем курсе по естествознанию для последнего года обучения в общеобразовательном за ведении. А.Я.Герд формулировал конечную цель курса «Естествознание» в общеобразовательных заведениях в виде суждения о формировании у учащегося правильного мировоззрения, «согласного с современным состоянием естественных наук». «Определенное мировоззрение» для ученого — это учение Ч.Дарвина об эволюции, которое Герд активно пропагандировал в России. Ученый подчеркивал, что понимание единства природы «не должно быть навязано ученику», а должно достигаться особой системой изучения всего курса естествознания, способствующей развитию сознания учащихся. В 1866— 1867 гг. А.Я. Герд в журнале «Учитель» публикует ряд разработок по проведению экскурсий и лабораторных работ в живой и неживой природе. По мнению ученого, эти формы работы с детьми имеют большое развивающее значение. Более того, он писал, что помимо экскурсий «крайне полезно организовать в школе практические работы детей, способные возбудить в них самостоятельность, столь необходимую для успеха всех дальнейших занятий». Задачей изучения естествознания А.Я.Герд считал установление причинных связей и отношений между явлениями в природе, чтобы ученик мог не только видеть и знать, как многообразны формы живых организмов, но и понимать зависимость их от среды — света, тепла, влаги, почвы, воздуха, и от других организмов. Можно сказать, что он впервые обосновал необходимость изучения экологического материала в курсе естествознания и показал пути и средства его преподавания в школе. Будучи приверженцем идей дарвинизма, пропагандируя единство содержания и методов обучения, А.Я. Герд предложил новую структуру школьного курса естествознания: 2 и 3 классы — «Неорганический мир»; 4 класс — «Растительный мир»; 5 класс — «Животный мир»; 6 класс — «Человек»; 7 класс — «История Земли». Эта структура представляет собой попытку построения курса естествознания на эволюционной основе. Большое значение А.Я. Герд придавал преподаванию во 2 и 3 классах «Неорганического мира» для последующего изучения живых организмов. В журнале «Учитель» (1866) ученый писал: «Приступая к изучению растений, ребенок должен знать важнейшие почвы и их свойства, чтобы понять зависимость растений между прочими внешними условиями и от почвы». Свои идеи он реализовал в учебнике о неживой природе. Первый вариант учебника вышел под названием «Первые уроки минералогии» (1869). Затем был издан второй вариант учебника с названием «Земля, воздух, вода, или Мир божий». К этому курсу А.Я.Герд написал методическое руководство для учителей «Предметные уроки» (1883). Это был первый специальный методический труд, в котором были представлены разработки уроков, экскурсий в природу, практических занятий («Самостоятельные занятия детей в школе»), а также варианты домашних заданий экспериментального характера («Задачи на дом»). Гердом написаны методические пособия «Уроки минералогии» и «Питание растений», где представлены разработки наиболее трудных уроков. Все эти уроки рассматриваются им во взаимосвязи и в соответствии с содержанием предмета. Курс ботаники и зоологии ученый рекомендовал начинать с изучения низших форм растений и животных, постепенно переходя к высшим формам, а затем к человеку. В 7 классе предполагалось изложение истории развития неорганического (происхождение Солнечной системы, образование планеты Земля) и органического миров, которое заканчивалось учением Ч.Дарвина. А.Я.Гердом также были написаны учебник по зоологии (в 2 частях) для средних учебных заведений и самообразования (1877— 1883) и учебник под названием «Краткий курс естествознания» (1877) для школ, где его изучение ограничивалось тремя годами. Здесь располагались три раздела: «О земле», «О растениях», «О животных». Имя А.Я.Герда и его методика (кроме «Предметных уроков»), так же как и имя В. Ф. Зуева, вскоре после их кончины были забыты. А научные и методические решения в области этой науки не были востребованы школой, так как уже с 1871 г. естествознание вновь было изъято из числа школьных предметов. Оно было сохранено лишь в некоторых частных учебных заведениях. Только в 1901 г. естествознание снова стали преподавать в младших классах школы, но длительный перерыв заметно затормозил развитие методики преподавания естествознания. Вопросы для актуализации материала. На основе использования источников по истории естествознания и методики преподавания биологии составьте краткую характеристику идей А.Я.Герда. Почему они являются актуальными в настоящее время? Таким образом, к концу XIX в. в России благодаря работам А.Я.Герда обозначилась особая научная область в педагогике — методика преподавания биологии. Творчество ученого дало обширный материал для создания стройной методической системы образования по естествознанию, основанной на дарвиновской материалистической идее. Ученый решил проблему содержания, создал структуру предмета с научным ее обоснованием и определил методику преподавания естествознания в школе. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выясните и кратко охарактеризуйте основные условия становления методики преподавания естествознания во второй половине XIX в. 2. Кем и как обосновывалась структура школьного предмета «естествознание»? 3. Каковы основные признаки методики А.Любена? 4. Назовите и охарактеризуйте приоритетные положения методики А.Я.Герда. 5. В чем заключаются профессивные черты методики преподавания естествознания второй половины XIX в. по сравнению с методикой начала этого же века?
|