Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетентностный подход к обучению биологии
Ключевые понятия. Компетентность, компетенция, виды компетенций, компетентностный подход, компетентностный подход к обучению биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смыслы понятий о компетентности, компетенции, компетентностном подходе к обучению биологии. 2. Называть и характеризовать виды компетенций в школьной биологии. 3. Использовать компетентностный подход к планированию обучения учащихся биологии. В предыдущем разделе были представлены современные подходы к предметному обучению учащихся общеобразовательной школы. В условиях предпрофильной и профильной подготовки особое место будет отводиться компетентностному подходу. Он актуализировался в связи с вхождением нашей страны в европейское пространство непрерывного образования. На основе изучения трудов отечественных исследователей (В.И.Байденко, 2002, 2004; И. А.Зимняя, 2003, 2004; Ю.Г.Татур, 1999, 2004; А. В.Хутор-ской, 2002, 2003) смысл компетентностного подхода к обучению учащихся, по нашему мнению, определяется как единство в определении целей, отборе содержания учебного материала, организационного, методического и технологического обеспечения процесса подготовки школьников на основе формирования ключевых и предметных компетенций. Именно они гарантируют высокий уровень подготовки выпускников и их успешную адаптацию в меняющихся условиях. Для конкретизации обозначенного подхода важное значение имеет выражение сущности понятий о компетенции, видах компетенций и компетентности. В современных условиях специалисты различных сфер науки, производства, культуры и образования утверждают, что важной является подготовка к жизни и деятельности личности, которая обладала бы различными компетенциями. Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной учебной и особенно жизненной ситуации. Компетенция — это также готовность выпускников школы действовать в ситуации неопределенности. Первоначально понятие о компетенции использовалось по отношению к профессиональной подготовке специалистов различных сфер. Однако в настоящее время это понятие все больше актуализируется и конкретизируется по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений, особенно к старшеклассникам. Компетенция представляется и как личностное новообразование, включающее теоретические знания, обобщенные способы выполнения действий, совокупность ценностей и отношений, а также опыт творческой деятельности. Для школ важным является представление различных видов компетенций. Лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые и компетенции специальные (предметные). Ключевыми называют компетенции, которые выступают как универсальные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Определение «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида — своего рода ключ к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути являются социальными и представляют собой универсальные способы общественной деятельности. Вопросы для актуализации материала. На основе работ В. И. Бай-денко, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского дополните материал о компетентностном подходе к школьному образованию. Сделайте необходимые записи в рабочей тетради. В литературе выделяют достаточно большое количество ключевых компетенций. Однако все они концентрируются в четырех главных видах. 1. Информационная компетенция — готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе. Она проявляется в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении и различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. 2. Коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми. Она возникает и формируется на основе информационной компетенции. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать этот контакт в общении, соблюдая нормы и правила, в формах монолога и диалога, с применением средств невербального общения, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении, изменять при необходимости свое речевое поведение, оценивать успешность ситуации общения и корректно завершать общение. 3. Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтернативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешенное™ проблемы и характер достигнутого продвижения. 4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она формируется на основе трех предыдущих. Выражается в умениях самостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществлять коллективное целеполагание и планирование, действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы группы, осуществлять коллективное и индивидуальное подведение итогов, осуществлять общую презентацию продукта деятельности группы. В структуре каждой из названных компетенций можно выделить составные ключевые компетенции, а именно самообразовательную, исследовательскую, методологическую, организационную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям. Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них задач. Это касается, во-первых, способностей учащихся эффективно действовать не только в учебной ситуации, но и в сферах жизнедеятельности — при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске способов действия и самостоятельной оценке полученных результатов; в-третьих, способностей решать проблемы, актуальные для каждого школьника в конкретных учебных и реальных ситуациях. На разных ступенях обучения учащихся важно формировать так называемые предметные компетенции, которые особенно необходимы на предпрофильном и профильном этапах их подготовки. Прежде всего к предметным компетенциям относятся познавательные, исследовательские, нормативные, ценностные и практические. Их основой является готовность учащихся к преобразовательной деятельности в рамках усвоения содержания учебного материала конкретных предметов, включая биологию. Биологическая предметная компетенция связана с готовностью к деятельности в совокупности отношений «живые системы (клетка, ткани, органы, организм, популяция, сообщество, экологическая система) —человек—общество». Конкретизируя это суждение, предметные биологические компетенции для выпускников основной общеобразовательной школы можно представить в обобщенном виде (табл. 1.1). Таблица 1.1
Вопросы для актуализации материала. На основе федерального компонента Государственного стандарта по биологии выразите предметные (практические) компетенции для раздела «Общая биология», изучаемого на профильном уровне среднего (полного) общего образования. При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций — информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, учащихся для их качественной подготовки важно научить поиску биологической информации: в тексте учебника находить отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания. Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях: 1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятельности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий;
|