Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетентностный подход к обучению биологии






Ключевые понятия. Компетентность, компетенция, виды компетен­ций, компетентностный подход, компетентностный подход к обучению биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смыслы по­нятий о компетентности, компетенции, компетентностном подходе к обучению биологии. 2. Называть и характеризовать виды компетенций в школьной биологии. 3. Использовать компетентностный подход к пла­нированию обучения учащихся биологии.

В предыдущем разделе были представлены современные под­ходы к предметному обучению учащихся общеобразовательной школы. В условиях предпрофильной и профильной подготовки особое место будет отводиться компетентностному подходу. Он актуализировался в связи с вхождением нашей страны в европей­ское пространство непрерывного образования. На основе изуче­ния трудов отечественных исследователей (В.И.Байденко, 2002, 2004; И. А.Зимняя, 2003, 2004; Ю.Г.Татур, 1999, 2004; А. В.Хутор-ской, 2002, 2003) смысл компетентностного подхода к обучению учащихся, по нашему мнению, определяется как единство в опре­делении целей, отборе содержания учебного материала, организа­ционного, методического и технологического обеспечения про­цесса подготовки школьников на основе формирования ключе­вых и предметных компетенций. Именно они гарантируют высо­кий уровень подготовки выпускников и их успешную адаптацию в меняющихся условиях.

Для конкретизации обозначенного подхода важное значение имеет выражение сущности понятий о компетенции, видах ком­петенций и компетентности. В современных условиях специалис­ты различных сфер науки, производства, культуры и образования утверждают, что важной является подготовка к жизни и деятель­ности личности, которая обладала бы различными компетенция­ми. Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятель­ности в конкретной учебной и особенно жизненной ситуации. Компетенция — это также готовность выпускников школы дей­ствовать в ситуации неопределенности.

Первоначально понятие о компетенции использовалось по от­ношению к профессиональной подготовке специалистов различ­ных сфер. Однако в настоящее время это понятие все больше ак­туализируется и конкретизируется по отношению к учащимся общеобразовательных учреждений, особенно к старшеклассникам. Компетенция представляется и как личностное новообразование, включающее теоретические знания, обобщенные способы выпол­нения действий, совокупность ценностей и отношений, а также опыт творческой деятельности.

Для школ важным является представление различных видов компетенций. Лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые и компетенции специальные (предметные). Ключевы­ми называют компетенции, которые выступают как универсаль­ные, применяемые в различных жизненных ситуациях. Такими компетенциями должен обладать каждый член общества. Определе­ние «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида — своего рода ключ к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути являются социальными и представляют собой универсальные способы общественной дея­тельности.

Вопросы для актуализации материала. На основе работ В. И. Бай-денко, И.А.Зимней, В.А.Козырева, Ю.Г.Татура, А.В.Хуторского допол­ните материал о компетентностном подходе к школьному образованию. Сделайте необходимые записи в рабочей тетради.

В литературе выделяют достаточно большое количество клю­чевых компетенций. Однако все они концентрируются в четырех главных видах.

1. Информационная компетенция — готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе. Она проявля­ется в интерпретации, систематизации, критической оценке и анализе полученной информации с позиции решаемой задачи, в формулировании аргументированных выводов, использовании полученной информации для планирования и реализации своей деятельности, структурировании информации и ее представлении и различных формах и на различных носителях, адекватных за­просам потребителя информации.

2. Коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми. Она возникает и формируется на основе инфор­мационной компетенции. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать этот контакт в общении, соблюдая нормы и правила, в формах монолога и диалога, с применением средств невербального обще­ния, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать кон­фликты в общении, изменять при необходимости свое речевое поведение, оценивать успешность ситуации общения и коррект­но завершать общение.

3. Кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми. Она формируется на основе двух предыдущих компетенций. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель и делить ее на ряд последовательных задач, находить альтер­нативные пути и средства решения задач, предвидеть возможность появления вторичных проблем, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень раз­решенное™ проблемы и характер достигнутого продвижения.

4. Проблемная компетенция — готовность к решению проблем и проблемных ситуаций в учебных и реальных условиях. Она фор­мируется на основе трех предыдущих. Выражается в умениях са­мостоятельно находить партнеров для сотрудничества, осуществ­лять коллективное целеполагание и планирование, действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя, коорди­нировать свои действия с действиями других членов группы, ана­лизировать и разрешать противоречия, препятствующие эффек­тивности работы группы, осуществлять коллективное и индиви­дуальное подведение итогов, осуществлять общую презентацию продукта деятельности группы.

В структуре каждой из названных компетенций можно выде­лить составные ключевые компетенции, а именно самообразова­тельную, исследовательскую, методологическую, организацион­ную, прогностическую. Все виды компетенций можно отнести к общекультурным компетенциям.

Применительно к школьному образованию под ключевыми компетенциями понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуаль­ных для них задач. Это касается, во-первых, способностей уча­щихся эффективно действовать не только в учебной ситуации, но и в сферах жизнедеятельности — при отдыхе, труде, отношениях с товарищами и друзьями; во-вторых, способностей действовать в ситуациях, когда возникает необходимость в самостоятельном определении решений проблемы, уточнении условий, поиске спо­собов действия и самостоятельной оценке полученных результа­тов; в-третьих, способностей решать проблемы, актуальные для каждого школьника в конкретных учебных и реальных ситуациях.

На разных ступенях обучения учащихся важно формировать так называемые предметные компетенции, которые особенно не­обходимы на предпрофильном и профильном этапах их подго­товки. Прежде всего к предметным компетенциям относятся по­знавательные, исследовательские, нормативные, ценностные и практические. Их основой является готовность учащихся к пре­образовательной деятельности в рамках усвоения содержания учеб­ного материала конкретных предметов, включая биологию. Био­логическая предметная компетенция связана с готовностью к де­ятельности в совокупности отношений «живые системы (клетка, ткани, органы, организм, популяция, сообщество, экологическая система) —человек—общество». Конкретизируя это суждение, предметные биологические компетенции для выпускников основ­ной общеобразовательной школы можно представить в обобщенном виде (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Главные биологические компетенции для выпускников основной общеобразовательной школы
Компетенция Конкретизация компетенции
Познавательная Знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организ­мов растений, животных, грибов и бактерий; по­пуляций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных, грибов своего региона. По­нимать сущность биологических процессов: обме­на веществ и превращение энергии, питания, ды­хания, выделения, транспорта веществ, роста, раз­вития, размножения, наследственности и измен­чивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превраще­ния энергии в экосистемах
  Уметь объяснять место биологии в современной ес­тественно-научной картине мира, в практической деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере отдельных групп); роль раз­личных организмов в жизни человека; взаимосвя­зи организма и среды обитания; биологическое раз­нообразие в сохранении биосферы; необходима защита окружающей среды; родство человека с мле­копитающими животными, место и роль человека
Компетенция Конкретизация компетенции
  в природе; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов у человека. Уметь распоз­навать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов чело­века; на живых объектах и таблицах органы цветко­вого растения, органы и системы органов живот­ных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных расте­ний и животных своей местности, культурных рас­тений и домашних животных, съедобные и ядови­тые грибы, опасных для человека растений и жи­вотных. Уметь выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, предста­вители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения. Уметь определять принадлежность биологических объектов к опре­деленной систематической группе (классификация)
исследовательская Изучать биологические объекты и процессы — ста­вить простейший эксперимент (опыт), описывать и объяснять его результаты; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением жи­вотных, сезонными изменениями в природе; рас­сматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты
нормативная Соблюдать нормы и правила поведения в окружа­ющей среде, требования рациональной организа­ции труда и отдыха
ценностная Оценивать воздействие факторов окружающей сре­ды, факторов риска на здоровье, последствий дея­тельности человека в экосистемах, влияние соб­ственных поступков на живые организмы и экоси­стемы
практическая Соблюдать основные меры профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бак­териями, грибами и вирусами; предупреждать трав-
Компетенция Конкретизация компетенции
  матизмы, стрессы, ВИЧ-инфекции, вредные при­вычки (курение, употребление алкоголя, наркоти­ческих веществ); осуществлять профилактику на­рушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Оказывать первую по-
  мощь при отравлении грибами, растениями, уку-
  сов животных; при простудных заболеваниях, ожо-
  гах, обморожениях, травмах. Соблюдать правила по­ведения в окружающей среде, уметь рационально организовывать процесс труда и отдыха. Выращи­вать культурные растения, ухаживать за домашни­ми животными

Вопросы для актуализации материала. На основе федерального компонента Государственного стандарта по биологии выразите предмет­ные (практические) компетенции для раздела «Общая биология», изуча­емого на профильном уровне среднего (полного) общего образования.

При изучении биологии предметные компетенции можно рас­сматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успеш­но формируются в контексте всех четырех ключевых компетен­ций — информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, учащихся для их качественной подготовки важ­но научить поиску биологической информации: в тексте учебни­ка находить отличительные систематические признаки, в биоло­гических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных данных — значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. При обучении биологии нельзя обой­тись без формирования умений общаться — слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою пози­цию, обмениваться информацией, формулировать выводы в раз­ных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно могут быть организованы при объе­динении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологи­ческого содержания.

Смысл проектирования обучения биологии с ориентацией на компетенции в обобщенном виде можно выразить в следующих суждениях:

1) формулируются задачи темы раздела школьной биологии в виде ожидаемых результатов (компетенций) как способов деятель­ности обучаемых на основе анализа содержания определенного варианта программы, соответствующего учебника, методических пособий;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал