Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока;
3) определяются интеллектуальные и практические способы действия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку; 4) определяются оптимальные педагогические средства формирования компетенций; предпочтение при этом отдается формам, методам и средствам, ориентированным на выполнение учащимися интеллектуальных и практических действий, анализу ситуаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и самостоятельной работе; 5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащихся на уроке по усвоению определенных компетенций. Система компетентностно ориентированных уроков позволяет утверждать об организации биологического образования на основе компетентностного подхода. Изучение литературы и собственный опыт педагогической деятельности дают возможность обозначить признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования (табл. 1.2). Для конкретизации обозначенных теоретических положений представим процедуру формирования компетенций на примере урока по теме «Происхождение птиц». Этот урок лучше провести по типу урока формирования новых знаний и способов действия (урока — исследования). На уроке главными являются задачи: обучения — сформировать знания о естественном происхождении птиц от древних пресмыкающихся; воспитания — способствовать формированию научного мировоззрения; развития — сформировать умение самостоятельного изучения материала о происхождении птиц с использованием анализа текстов, рисунков учебника и дополнительных демонстрационных материалов. На основе данных задач выразим формируемые на уроке компетенции: познавательная (знать о естественном происхождении птиц, объяснять происхождение птиц от древних пресмыкающихся на основе анатомических и морфологических признаков); исследовательская (использовать методы учебного исследования для выяснения особенностей происхождения птиц); информационная (уметь отбирать соответствующую информацию из учебника и дополнительных средств); кооперативная (уметь работать в группах); коммуникативная (уметь обсуждать результаты «исследования» и совместными усилиями формулировать вывод о происхождении птиц). Представим кратко ход урока. Вначале у учащихся актуализируются знания об анатомо-морфологических особенностях строения пресмыкающихся. Для этого учитель использует разные формы актуализации (фронтальная беседа, индивидуальная работа с доской и мультимедиа-средствами). Таблица 1.2 Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования
Далее учитель приступает к формированию обозначенных компетенций. Для этого учащимся предлагается совместными усилиями определить методы и этапы проведения учебного исследования. Основными методами будут анализ текстов и рисунков, сравнение анатомо-морфологических характеристик, систематизация полученных сведений и фактов, их обобщение в виде схемы «Происхождение птиц», а основными этапами — предварительный, формирующий и обобщающий. На первом этапе, предварительном, учащимся предлагается найти и прочитать в учебнике материалы, отражающие происхождение земноводных и пресмыкающихся. Важно, чтобы они проговорили вслух материал о том, каких животных ученые считают их предками. Для этого целесообразно использовать актуализирующую беседу. На втором этапе, формирующем, для усвоения учащимися компетенций предлагается выполнить разные виды учебной деятельности. Вначале они прочитывают в учебнике текст «Древние птицы» и рассматривают рисунок «Археоптерикс». На основе анализа и сравнения учащиеся выясняют анатомо-морфологические особенности строения археоптерикса и заполняют таблицу с названием «Черты сходства археоптерикса с птицами и пресмыкающимися». Далее они выполняют групповое (парное) задание. Каждому предлагается подумать о том, в чем смысл сравнения анато-мо-морфологических особенностей трех зоологических объектов и обменяться мнениями с одноклассниками. Затем учащимся с помощью медиа-техники демонстрируется на экране текст: «По данным ученых, археоптерикса нельзя назвать прямым предком современных птиц. Археоптерикс — это особая ветвь животных, приблизившаяся к птицам. Ученые решили, что предком птиц является некая праптица (предполагаемый предок) из группы псевдозухий. В геологических отложениях праптица не обнаружена. Данных, которые раскрывали бы связь археоптерикса с настоящими летающими птицами, нет». После прочтения текста учащимся предоставляется возможность высказать свои суждения. Далее школьникам предлагается выполнить групповое (звеньевое) задание. Для этого каждой группе раздаются рисунки с изображениями и краткими анатомо-морфологическими характеристиками псевдозухий, праптицы, археоптерикса, гесперорниса, ихтиорниса, фазана, страуса и пингвина. При помощи учителя они выявляют последовательность происхождения птиц и соответственно ей располагают имеющиеся рисунки. Затем каждый член группы индивидуально составляет схему происхождения птиц в тетради. После завершения задания учитель демонстрирует на экране правильную схему. Учащиеся обмениваются тетрадями, вносят исправления и высказывают мнение о качестве выполненного «исследования». На третьем этапе, обобщающем, учащиеся совместными усилиями формулируют вывод о происхождении птиц и рассуждают по содержанию двух вопросов, сформулированных учителем. Первый из них — «Для чего ученые изучают материал о происхождеиии птиц?». Второй — «Какое значение имеют для людей знания о происхождении птиц?». Если учащиеся свободно высказываются о естественном происхождении птиц, объясняют его на основе анатомических и морфологических характеристик, используют соответствующие методы исследования, умеют отбирать информацию из учебника и других средств, продуктивно работают в группах, осмысленно обсуждают результаты «исследования», то можно утверждать, что поставленные перед уроком задачи достигнуты, а обозначенные компетенции сформированы. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о компетентности и компетенции. 2. Выразите смысл компе-тентностного подхода к образованию и обучению биологии. 3. Назовите и кратко охарактеризуйте виды компетенций в школьной биологии. 4. Для раздела «Общая биология», изучаемого в 9 классе, составьте перечень компетенций (познавательных, исследовательских, нормативных, ценностных и практических), необходимых для формирования у учащихся к окончанию основной школы. Какие общекультурные компетенции (информационные, коммуникативные, кооперативные и проблемные) можно формировать при изучении раздела «Общая биология»? Ответ обоснуйте.
|