Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образования
Ключевые понятия. Главные компоненты содержания биологического образования — знания, способы действия, эмоционально-ценностные отношения и опыт творческой деятельности. Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характеризовать главные компоненты содержания биологического образования. 2. Использовать характеристики компонентов в учебных ситуациях. Содержание биологического образования характеризуется как педагогически обработанные основы науки, изучаемые в школе. Они отражают важнейшие предметы и явления живой природы, имеющие для учащихся общеобразовательный смысл, однако их необходимо конкретизировать. При этом важно опираться на концепцию содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей структурной полноте, изложенную в работах В.В. Краевского, И.Я.Лернера, И.К.Журавлева, Л.Я.Зориной и В.С.Леднева. Кроме готовых знаний и опыта осуществления способов деятельности на репродуктивном уровне названная концепция включает также опыт эмоционально-ценностных отношений и опыт творческой деятельности. В соответствии с этим содержание биологического материала лучше выражать как четыре взаимосвязанных компонента: знания; способы деятельности или умения; опыт ценностных отношений; опыт творческой деятельности. Такой подход позволяет реализовать не только репродуктивную, но и творческую деятельность при включении оценочного, поискового, исследовательского, эвристического и практического ее аспектов. Вопросы для актуализации материала. Почему в настоящее время наблюдается тенденция к выражению содержания образования с помощью четырех компонентов? Первый компонент содержания — знания — представляет собой проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания живой природы как составной части окружающей действительности. В качестве конкретных выразителей биологических знаний выступают сведения и факты, понятия и суждения, закономерности и теории, необходимые учащимся для осмысления теоретических и прикладных вопросов общеобразовательного значения. Учитывая, что живая природа и ее объекты являются сложными по составу, способам функционирования и взаимоотношениям с окружающей средой, в школьных условиях необходимо отражать цитологические, гистологические, морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, гигиенические аспекты знания. Для учащихся начальной школы — это элементарные представления и знания о живой природе, растениях и животных ее составляющих, их роли в природе и значении для общества, о строении тела человека, его важнейших органах и их функциях, об основах личной гигиены, о здоровье как об отсутствии болезни, о способах повышения качества окружающей среды, о нравственных запретах нанесения ущерба природе и своему здоровью, а также о природо- и здоровьесберегающих мерах. Для учащихся основной школы — это знания о биологии как науке, признаках живого, уровневой организации живой природы, о клеточной теории, строении и функционировании биологических систем, о взаимосвязи строения и функций организмов, учении об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, об экологических закономерностях, биологических особенностях и социальной сущности человека, о правилах и мерах сохранения здоровья, а также о способах формирования его взаимоотношений со средой. Для учащихся средней (полной) школы — это обобщенные знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях биологии, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии — клеточной, хромосомной теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности при охране окружающей среды и здоровья человека. Второй компонент содержания — это умения как определенный этап овладения способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию данного знания в процессе решения интеллектуальных и практических задач. Знание и умение, по выражению В.И.Орлова, взаимосвязаны как абстрактное (идеальное) и конкретное (действие). Человек знает только то, что умеет, и наоборот. Учитывая три основные функции учебного процесса — описание, объяснение, преобразование деятельности применительно к подготовке школьников, отметим, что категория «знать» соответствует главным образом усвоению учащимися описания или характеристики изучаемых объектов, «уметь» — способов объяснения, обоснования и преобразования информации, включая оценочную, выполнения творческих заданий, а также физических, трудовых, оздоровительных действий. Для учащихся начальной школы — это умение устанавливать простейшие взаимосвязи между основными компонентами живой и неживой природы, организмом растений, животных, человека и факторами окружающей среды; объяснять причинную обусловленность болезней; выполнять правила личной гигиены, режима питания, физические упражнения. Для учащихся основной школы — умения описывать строение и функционирование основных биологических систем; обосновывать взаимосвязь органов, систем органов, организма и среды, родство млекопитающих животных и человека, влияние различных факторов на здоровье человека и его потомство, роль человека в сокращении и увеличении численности биологических видов, в охране природных сообществ и поддержании равновесия в биосфере; распознавать биологические объекты — органы, организмы, виды, сообщества; наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, результаты опытов; выращивать растения и ухаживать за животными, улучшать среду жизни. Для учащихся средней (полной) школы — это умение пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений и животных, в том числе человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета. Третий компонент содержания — основы эмоционально-ценностных отношений как интегрированный опыт взаимоотношения человека с природой, обществом, другими людьми. Он определяет специфику его переживаний, особенности восприятия действительности, характера поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов. Эмоционально-ценностные отношения являются сплавом знаний, убеждений, индивидуальных реакций и переживаний, а также практических действий учащихся. Именно в таких отношениях они могут оценить различные явления и предметы биологической действительности, включая ценности здоровья и образ жизни. Личностные отношения в данном случае необходимо использовать в контексте оценки состояния объектов живой природы и факторов его определяющих, различных действий людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Для учащихся начальной школы — это элементарные представления о сути понятий «ценность», «оценка» и «оценочные суждения»; умение их использовать в ситуациях осмысления эстетического значения природного и социоприродного окружения для человека, этического и рекреационного значения объектов живой природы для поддержания и укрепления здоровья. Для учащихся основной школы — это представления об уникальности объектов живой природы разного уровня организации; умение использовать оценочные суждения для выражения универсальной — познавательной, технологической, эстетической, экономической, рекреационной их ценности. Важно также, чтобы они оценивали различные способы сохранения природы, ведения здорового образа в условиях воздействия на живые существа, включая организм человека различных факторов окружающей среды. Для учащихся средней (полной) школы — это обобщенные представления о взаимосвязях между понятиями о ценности, оценке и оценочном отношении; умение их совместного использования в ситуациях осмысления явлений, связанных с изучением различных биологических объектов; определение способов их рационального использования и сохранения для поддержания устойчивости и стабильности природных экосистем. Четвертый компонент содержания — опыт творческой деятельности как деятельности по использованию совокупности усвоенных знаний, умений, эмоционально-ценностных отношений для преобразования окружающей действительности и получения качественно новых результатов. По отношению к живой природе смысл творческого подхода заключается в такой организации учащимися своего поведения, чтобы оно было связано с изучением объектов живой природы для преобразования окружающей среды. Подлинно новое создается на планете только деятельностью автотрофных организмов за счет использования энергии, приходящей извне от Солнца и космоса в целом. В. И. Вернадский, указывая на функциональную роль человека в биосфере, связывал ее с переходом людей к автотрофной деятельности. При этом он научится аккумулировать энергию, рассеянную в окружающей среде, и переводить ее в рабочее состояние, необходимое для получения широкого спектра веществ бытового и производственного назначения. Только тогда начнется для людей эра качественно новой творческой деятельности, результатом которой будут сохранение и улучшение природы и ее биосферы. Следовательно, биологическое образование открывает учащимся большие возможности для творческого изменения как природной, так и социо-природной среды. Для учащихся начальной школы — это актуализация знаний, умений и ценностных отношений для организации своей практической деятельности по выращиванию комнатных растений, выполнению мини-проектов по облагораживанию территории класса и школы, выяснению и описанию особенностей жизнедеятельности растений и животных своей местности, наблюдению за работой людей, улучшающих состояние природы. Для учащихся основной школы — это актуализация знаний, умений и ценностных отношений для составления индивидуальных и групповых заданий по выращиванию растений, проектированию экологически целесообразных ландшафтов своей местности, распространению идеи охраны окружающей среды, выполнению исследовательских работ и практических дел по уходу за уникальными участками различных экосистем. Для учащихся средней (полной) школы — это актуализация знаний, умений и ценностных отношений для проявления ответственного отношения к природе на основе мотивов и убеждений, организации собственной деятельности по изучению живых объектов и улучшению среды жизни на основе использования идеи устойчивого развития общества и сохранения биологического разнообразия на земной планете. Таким образом, содержание образования в современной школе представляется как система, структурными элементами которой являются четыре главных компонента — знания, умения, эмоционально-ценностные отношения и опыт творческой деятельности. В.В.Краевский справедливо утверждает: «Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных компонентов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных переживаний». Краевский также подчеркивает, что только их взаимосвязанное усвоение может оказывать положительное влияние на обучение, воспитание и развитие учащихся. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите основные компоненты содержания биологического образования. 2. Кратко охарактеризуйте все компоненты содержания — знания, умения, эмоционально-ценностные отношения и опыт творческой деятельности. 3. На основе темы «Природные сообщества» определите и запишите в рабочую тетрадь содержание четырех компонентов.
|