Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологические понятия и их роль в эффективном усвоении знаний
Ключевые понятия. Биологические понятия, виды биологических понятий, значение биологических понятий в эффективном усвоении знаний. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение биологического понятия. 2. Называть и характеризовать виды биологических понятий. 3. Аргументировать значение биологических понятий в усвоении знаний. Содержание учебного материала состоит из понятий, с помощью которых отражаются научные основы биологии. Категория «понятие» имеет сложную природу. Поэтому в работах разных авторов обнаруживаются различные его определения. Известный отечественный специалист по формальной логике Д. П. Горский определил его как «мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними». И.Я.Чупахин отмечает, что «понятие есть форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной действительности». Е.К.Войш-вилло пишет: «Понятие есть некоторый концентрат знания, что познание на некотором этапе и вместе с тем исходный пункт и средство дальнейшего познания». Центральное место в приведенных определениях занимает знание об объектах окружающей действительности как результат процесса познания. Исследователи (Э.В. Ильенков, М. С. Строгович) отмечают, что главной и существенной характеристикой любого знания безусловно является его содержание как совокупность понятий, отражающих специфические и существенные признаки объектов. Приведенные суждения имеют важное значение для конкретизации содержания биологических понятий и определения их системы. Именно системой понятий должны овладеть учащиеся в результате их обучения биологии в школе. Категория «система» указывает на целостность, которая состоит из множества. При этом целое не предопределяется совокупностью его элементов или их группой и не сводится к ним, а напротив, последние предопределяются целым и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение. Таким целым необходимо представлять основы биологии, которыми следует овладеть учащимся. Следовательно, система биологических понятий — это совокупность взаимосвязанных элементов — единиц биологических знаний. Какова она? Для получения обоснованного ответа обратимся к работам отечественных методистов биологии. Н. М. Верзилин с соавт. (1956, 1983) впервые предложили систему, включающую морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, агрономические, гигиенические, медицинские и общебиологические понятия. В свою сферу, по отношению к этим группам понятий, выделялись понятия простые и сложные, специальные и общебиологические, эмпирические и теоретические, внутри- и межпредметные. Как показала школьная практика, такой подход оказался объективным и верным. Представления о биологических понятиях были приняты, конкретизированы и обогащены другими исследователями. В этом отношении имеют ценность труды Е.П.Бруновт, Н.В.Груздевой, И.Д.Зверева, Г.Е.Ковалевой, Б.Д.Комиссарова, В.Н.Максимовой, А.Н.Мягковой, И.Н.Пономаревой. В их работах обнаруживаются и другие группы понятий, дополняющие названные вещи и точнее выражающие суть изучаемого биологического содержания. Так, А. Н. Мягкова и Б. Д. Комиссаров курс общей биологии представляют с помощью трех групп понятий — общебиологических, гносеологических и политехнических. В.Н.Максимова и Н.В.Груздева подчеркивают необходимость изучения в школьной биологии, кроме уже названных, группы прикладных понятий. Итак, в теории биологического образования, выделению изучаемых в школе понятий уделяется серьезное внимание. Выражая их элементы, исследователи исходят из состава основ биологической науки. Однако сейчас возникла острая необходимость в использовании знаний из сферы смежных наук — валеологии, агрономии, технологии, а также культурологии. Их получение учащимися в связи с изучением биологии имеет большое воспитательное значение, ибо они способствуют формированию убеждений в вопросах ведения здорового образа жизни, охраны объектов живой природы, выполнения практических работ, связанных с уходом за растениями и животными, обогащения общей культуры личности. Учитывая изложенное, можно выразить систему биологических понятий, обеспечивающую полноценное достижение задач образования, воспитания и развития при обучении учащихся предмету (рис. 4.1). Вопросы для актуализации материала. 1. По философскому словарю найдите определение понятия «система». Сделайте записи, дополняющие текст учебника. 2. Почему в школе необходимо формировать систему биологических понятий? Конкретизируем содержание представленных понятий. Вначале выразим смысл понятий верхнего ряда, отражающих в предмете основные аспекты биологической науки и других смежных наук (табл. 4.1). Таблица 4.1 Группы понятий в соответствии с составом основ биологической и других наук, имеющих общеобразовательное значение
Гносеологические понятия раскрывают исторические пути и многообразие методов получения научной биологической информации, показывают различные направления научных исследований и связи между методами и результатами познания. Конкретизируются они такими понятиями, как историко-научные и методологические. Первые из них выражаются с помощью нескольких ключевых слов, прежде всего «предыстория» и «история». В школьной биологии они используются по отношению к разным разделам, теориям, гипотезам, законам и закономерностям. Историко-научные сведения обычно приводятся в ознакомительном плане, подготавливая базу для более эффективного изучения биологического материала. Понятия методологические позволяют объективно и разносторонне изучать любой биологический объект. Важнейшим из них является «метод» как путь познания или способ построения и обоснования системы биологического знания. Понятие «метод» является сложным, со многими элементами, в качестве которых выступают прежде всего «виды методов». Они конкретизируются понятиями о теоретических методах — описание, изучение литературы, объяснение, сравнение, анализ, обобщение, системный метод, индукция, дедукция; об эмпирических методах — наблюдение, эксперимент (опыт), инвентаризация, биоиндикация, моделирование. Биологические понятия раскрывают сущность жизни во всех ее проявлениях — в многообразии вымерших и современных живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с факторами неживой природы. Морфологические и анатомические понятия отражают внешнее и внутреннее строение органов, систем органов и организмов живых существ. Цитологические и гистологические понятия выражают представление о клетке и тканях в целом, их структурах, особенностях функционирования, способах деления и восстановления. Физиологические понятия позволяют рассматривать специфику жизнедеятельности целостного организма и отдельных его частей — клеток, органов и функциональных его систем. Эволюционные понятия раскрывают явления необратимого исторического развития живой природы, сопровождаемого приспособлением организмов к условиям существования, образованием и вымиранием биологических видов, а генетические понятия — явления наследственности и изменчивости организмов и методы управления ими. Биологические понятия выражают сложные отношения организмов между собой, между ними и средой жизни, структуру и функционирование надорганизменных систем — популяций, сообществ и экосистем. Культурологические понятия ориентируют учащихся на усвоение биологического материала в контексте культуры. Этому способствуют понятия здоровьесберегающие. Медицинская их составляющая позволяет рассматривать меры профилактики и методы лечения некоторых заболеваний; валеологическая составляющая — способы ведения здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, избегание стрессов, отказ от вредных привычек; санитарно-гигиеническая составляющая — условия жизни и труда, факторы сохранения здоровья и продолжения жизни; социоэкологическая — оптимальные отношения между обществом и природной средой для повышения качества жизни. Природоохранительные понятия позволяют полноценно рассматривать меры защиты живой природы от загрязнения, способы ее рационального использования и показать роль охраняемых территорий в сохранении видового разнообразия. Нормативные понятия обеспечивают усвоение учащимися нравственных и правовых принципов, норм, правил и предписаний, связанных с сохранением живых объектов природы; ценностные понятия отражают универсальное, познавательное, эстетическое, практическое, технологическое значение объектов живой природы и полноценно влияют на создание ситуации обучения, обогащенной ценностными обобщениями. Они стимулируют и развивают эмоциональные реакции и переживания, единство знаний, оценочных умений и отношений, дают возможность формировать готовность учащихся улучшать состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей. Политехнические понятия отражают естественно-научные основы и общие принципы действия технических устройств, а также технологий отраслей производства, в которых используются живые системы — организмы, популяции, биоценозы, агроцено-зы. Агрономические и зоотехнические понятия — условия выращивания культурных растений, грибов и бактерий и ухода за домашними животными; технологические — способы производства различных продуктов на основе использования принципов функционирования биоценоза и экосистемы как образца «идеального безотходного производства». Конкретизируем содержание понятий нижнего ряда, приведенных на рис. 4.1. Описанные понятия могут быть простыми и сложными. По сути это конкретизация общепринятого подхода к разделению понятий на единичные и общие. Такая классификация понятий курса биологии является условной, ибо одно и то же понятие может быть простым в соотношении с другим и более сложным — в соотношении с простым. Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений, качественным их разнообразием, связями между ними. Это свойственно эволюционным, физиологическим, генетическим, филогенетическим и экологическим понятиям. Общее представление о группах понятий выражено в табл. 4.2. В школьной биологии имеют место специальные понятия, а также понятия общебиологические (табл. 4.3). При обучении биологии необходимо различать понятия теоретические и эмпирические. Теоретические понятия отражают биологические объекты на уровне теоретического объяснения. Примерами таких понятий являются эволюция органического мира, уровни организации живой природы, многообразие живого мира, химическая организация живого вещества, организм или целостная система и др. Эмпирические понятия отражают биологические объекты на основе их чувственного восприятия — зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового и опыта — интеллектуального и практического. Примеры этих понятий — внешнее строение корня, побега и листа цветкового растения, вертикальная структура биоценоза, внутреннее строение сердца. Понятия внутрипредметные отражают материал, специфический только для биологии. К ним относятся понятия морфологические, анатомические, генетические, физиологические и др. Межпредметные понятия отражают комплексный характер предметов и явлений, изучаемых в различных разделах школьной биологии. Примерами таких понятий являются охрана живой природы, здоровье, здоровый образ жизни и др. Вопросы для актуализации материала. 1. Можно ли утверждать, что выделение биологических понятий направлено на усвоение учащимися биологических знаний? Да? Нет? Почему? 2. Приведите примеры понятий разных групп. Итак, понятия школьной биологии имеют сложный и многообразный состав. Задача учителя заключается в осмыслении их содержания и организации процесса обучения для успешного усвоения учащимися соответствующего материала. Вопросы и задания для самоконтроля. 1, На основе приведенных определений категории «понятие» сформулируйте суждение «биологическое понятие — это...». 2. Почему биологические понятия выступают в качестве основных дидактических элементов знаний? 3. Из каких компонентов состоит система биологических понятий? 4. По определенной теме раздела «Общая биология» (9 кл.) определите понятия гносеологические, биологические, культурологические и политехнические. Сделайте соответствующую запись в таблице с названием «Основные понятия темы (название) и их значение в усвоении биологических знаний». 5. Просмотрите по учебнику «Общая биология» (9 кл.) тему «Основы цитологии». Рассматриваются ли в ней понятия эмпирические и теоретические? Да? Нет? Почему? Какие межпредметные знания необходимо привлечь для эффективного усвоения темы?
Таблица 4.2
|