Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Растения — многоклеточный сложный организм.
Итак, с позиции индуктивной теории, образование понятий происходит в определенной последовательности: 1) учащимся предъявляют различные предметы одного объекта; 2) они изучают эти предметы, выявляя их структуру, свойства и отношения; 3) выявленные свойства предметов сравнивают друг с другом и объединяют по сходству и (или) по различию; 4) эти свойства отчленяются и обозначаются соответствующим термином — названием понятия. Общий путь получения индуктивного обобщения представлен на рис. 4.2. Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения биологии. Таким способом формируются понятия морфологические и анатомические — о строении и свойствах грибов, растений, животных, организма человека, экологические — об условиях их жизни, чертах приспособленности к среде обитания, физиологические — о функционировании органов и систем органов. Индуктивно могут выводиться понятия и более общего порядка — эволюция систем органов у животных, обмен веществ, экологические свойства организмов и др. При этом приоритетное
положение занимает наблюдение предметов, сравнение и обобщение результатов наблюдения. Понятия, образованные таким способом, ориентированы на усвоение обобщенных знаний о реальных биологических объектах, выяснение особенностей их структуры и функционирования, а также понимание видового многообразия и эволюционного развития. Однако индуктивный способ формирования понятий требует большого учебного времени, чем! дедуктивный. Поэтому многие биологические понятия, даже сложные по своей структуре и абстрактные, часто формируются дедуктивным способом. Дедуктивный способ предполагает знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем с более частными и конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Дедуктивным способом могут формироваться понятия эволюционные (естественный отбор, борьба за существование, видообразование), экологические (популяция, экосистема), общебиологические (уровни организации жизни, взаимодействие организма и среды), природоохранительные (охрана растений, охрана животных, охрана биологического разнообразия). В качестве общего при изучении биологического материала могут выступать определения понятий, а также формулировки законов и закономерностей. Дедуктивную логику формирования понятий можно представить схематически (рис. 4.3). Реализацию дедуктивного способа можно показать на примере формирования понятия об охране птиц. Его последовательность такая: 1) выражение актуальности введения понятия и исходных посылок для его формирования: птицы — животные, численность
↓
↓
Рис. 4.3. Дедуктивная логика формирования понятий которых снижается быстрыми темпами из-за антропогенных факторов; для решения проблемы необходимо иметь представление о мерах их охраны; 2) введение понятия об охране птиц как системе государственных, общественных и индивидуальных мер, направленных на их защиту от загрязнения; рациональное использование и сохранение в специально созданных условиях — заповедниках, заказниках, национальных парках; 3) конкретизация утверждений — элементов понятия об охране птиц: обоснование мер защиты птиц и среды их обитания от химического и физического загрязнения — использование экологически «чистых» технологий, очистных сооружений, соблюдение норм и правил применения удобрений и химикатов; обоснование мер рационального использования птиц — соблюдение правил охоты, выполнение биотехнических действий — расселение, «заселение», создание условий ремизности; обоснование необходимости использования возможностей охраняемых территорий для увеличения численности птиц и сохранения их видового разнообразия; обоснование роли Красных книг в охране птиц; 4) формулирование вывода о необходимости совместной реализации обозначенных мер для сохранения птиц — составной части природы. Вопросы для актуализации материала. Подумайте и отметьте для себя, какие биологические понятия лучше формировать индуктивным или дедуктивным способом. Таким образом, логико-психологические способы имеют важное значение для формирования биологических понятий. Однако наблюдение за работой учителей биологии позволяет утверждать, что формирование понятий может не вписаться в вышеуказанные. Это объясняется некоторыми ограничениями логических концепций. Они не исчерпывают всех составляющих процесса формирования понятия. К примеру, не могут объяснить учителю, каковы этапы формирования понятия, какие умственные действия соответствуют каждому этапу. Поэтому имеется необходимость в методическом подходе к формированию понятий, которые в последнее время получают распространение в методической науке (Л.М.Панчешникова, Г.И.Саранцев). Выразим кратко его смысл. На первом этапе, мотивационном, важно подчеркивать значимость рассматриваемого понятия и стимулировать интерес учащихся к нему. Мотивация может осуществляться на основе привлечения различных средств — натуральной наглядности, образного слова учителя, мультимедиа-демонстрации, выполнения специальных заданий. Они настраивают учащихся на успешное усвоение содержания биологического понятия. На втором этапе с помощью наблюдения, выполнения лабораторных и практических работ выявляются свойства понятия, которые составляют его определение. На основе анализа и систематизации выделяются существенные признаки изучаемого предмета. Результатом данного этапа является формулировка определения понятия. Термин на этом этапе обозначает не столько понятие, сколько соответствующее наглядное изображение. На третьем этапе происходит усвоение определения понятия. Объектом изучения становится каждое существенное свойство, используемое в определении. Обеспечивается это требование с помощью разработанных и (или) подобранных заданий, в частности распознавания предметов, принадлежащих изучаемому понятию. На четвертом этапе важно научить учащихся применять понятия в конкретных ситуациях. Их знакомят со свойствами и признаками элементов понятия, а также с его определениями, эквивалентными принятому. Важно использовать изученные свойства и признаки понятия. Учащиеся усваивают умения переходить от термина, обозначающего понятие, к его существенным свойствам и обратно, переосмысливают объекты с позиций других понятий. На пятом этапе организуется работа по выполнению заданий с использованием логических операций для осмысления содержания понятия в целом, а также отдельных его элементов. В результате работы учащиеся могут «получать» новые понятия. Итак, процесс формирования биологических понятий в общеобразовательной школе является сложным. Одним из факторов успешности выступают знания учителя о способах формирования понятий и умения использовать их в конкретных условиях. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему проблема формирования биологических понятий является одной из актуальных? 2. Какова общая процедура формирования понятий? 3. Назовите основные способы формирования биологических понятий. 4. Просмотрите одну из любых методик обучения биологии (раздел «Растения») и выделите понятия, формируемые ассоциативным, индуктивным и дедуктивным способами. 5. По одному из вариантов действующей программы и соответствующему учебнику проследите развитие понятия об организме. Сделайте записи по схеме: место введения понятия и его выражения; конкретизация существенных признаков предмета, выраженного в понятии; обогащение понятия в целом и его отдельных элементов; путь движения понятия: от простого к сложному, от эмпирического к теоретическому, от конкретного к обобщенному. 6. По программе и учебнику определите физиологические понятия темы «Пищеварение», раздела «Человек и его здоровье». Выразите их в виде обобщенной схемы. Какие знания из предыдущего раздела школьной биологии необходимо использовать учащимся для их усвоения? 7. В чем заключается смысл методического подхода к формированию биологических понятий? 8. На примере понятия о растительной клетке (раздел «Растения») кратко выразите этапы формирования понятия.
|