Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растения — многоклеточный сложный организм.






Итак, с позиции индуктивной теории, образование понятий происходит в определенной последовательности: 1) учащимся предъявляют различные предметы одного объекта; 2) они изучают эти предметы, выявляя их структуру, свойства и отношения; 3) выяв­ленные свойства предметов сравнивают друг с другом и объеди­няют по сходству и (или) по различию; 4) эти свойства отчленя­ются и обозначаются соответствующим термином — названием понятия. Общий путь получения индуктивного обобщения пред­ставлен на рис. 4.2.

Индуктивное образование понятий характерно для начального этапа обучения биологии. Таким способом формируются понятия морфологические и анатомические — о строении и свойствах гри­бов, растений, животных, организма человека, экологические — об условиях их жизни, чертах приспособленности к среде обита­ния, физиологические — о функционировании органов и систем органов. Индуктивно могут выводиться понятия и более общего порядка — эволюция систем органов у животных, обмен веществ, экологические свойства организмов и др. При этом приоритетное


 

положение занимает наблюдение предметов, сравнение и обоб­щение результатов наблюдения. Понятия, образованные таким способом, ориентированы на усвоение обобщенных знаний о ре­альных биологических объектах, выяснение особенностей их струк­туры и функционирования, а также понимание видового много­образия и эволюционного развития. Однако индуктивный способ формирования понятий требует большого учебного времени, чем! дедуктивный. Поэтому многие биологические понятия, даже слож­ные по своей структуре и абстрактные, часто формируются дедук­тивным способом.

Дедуктивный способ предполагает знакомство с общими сис­тематизирующими принципами, а затем с более частными и кон­кретными фактами как реализацией этих общих принципов. Де­дуктивным способом могут формироваться понятия эволюцион­ные (естественный отбор, борьба за существование, видообразо­вание), экологические (популяция, экосистема), общебиологиче­ские (уровни организации жизни, взаимодействие организма и среды), природоохранительные (охрана растений, охрана живот­ных, охрана биологического разнообразия). В качестве общего при изучении биологического материала могут выступать определе­ния понятий, а также формулировки законов и закономерностей. Дедуктивную логику формирования понятий можно представить схематически (рис. 4.3).

Реализацию дедуктивного способа можно показать на примере формирования понятия об охране птиц. Его последовательность такая: 1) выражение актуальности введения понятия и исходных посылок для его формирования: птицы — животные, численность

 

Дедуктивное обобщение  
Формулирование общего, синтез, объявление I

Утверждения (следствия) элементов дедуктивного обобщения  
Анализ, конкретизация положений понятия

Выводы по отдельным утверждениям или их совокупности
    Систематизация, синтез  

Рис. 4.3. Дедуктивная логика формирования понятий

которых снижается быстрыми темпами из-за антропогенных фак­торов; для решения проблемы необходимо иметь представление о мерах их охраны; 2) введение понятия об охране птиц как системе государственных, общественных и индивидуальных мер, направ­ленных на их защиту от загрязнения; рациональное использова­ние и сохранение в специально созданных условиях — заповед­никах, заказниках, национальных парках; 3) конкретизация ут­верждений — элементов понятия об охране птиц: обоснование мер защиты птиц и среды их обитания от химического и физиче­ского загрязнения — использование экологически «чистых» тех­нологий, очистных сооружений, соблюдение норм и правил при­менения удобрений и химикатов; обоснование мер рационально­го использования птиц — соблюдение правил охоты, выполнение биотехнических действий — расселение, «заселение», создание условий ремизности; обоснование необходимости использования возможностей охраняемых территорий для увеличения численно­сти птиц и сохранения их видового разнообразия; обоснование роли Красных книг в охране птиц; 4) формулирование вывода о необходимости совместной реализации обозначенных мер для сохранения птиц — составной части природы.

Вопросы для актуализации материала. Подумайте и отметьте для себя, какие биологические понятия лучше формировать индуктивным или дедуктивным способом.

Таким образом, логико-психологические способы имеют важ­ное значение для формирования биологических понятий. Однако наблюдение за работой учителей биологии позволяет утверждать, что формирование понятий может не вписаться в вышеуказан­ные. Это объясняется некоторыми ограничениями логических концепций. Они не исчерпывают всех составляющих процесса формирования понятия. К примеру, не могут объяснить учителю, каковы этапы формирования понятия, какие умственные действия соответствуют каждому этапу.

Поэтому имеется необходимость в методическом подходе к фор­мированию понятий, которые в последнее время получают распро­странение в методической науке (Л.М.Панчешникова, Г.И.Са­ранцев). Выразим кратко его смысл.

На первом этапе, мотивационном, важно подчеркивать значи­мость рассматриваемого понятия и стимулировать интерес уча­щихся к нему. Мотивация может осуществляться на основе при­влечения различных средств — натуральной наглядности, образ­ного слова учителя, мультимедиа-демонстрации, выполнения спе­циальных заданий. Они настраивают учащихся на успешное усво­ение содержания биологического понятия.

На втором этапе с помощью наблюдения, выполнения лабора­торных и практических работ выявляются свойства понятия, которые составляют его определение. На основе анализа и система­тизации выделяются существенные признаки изучаемого предме­та. Результатом данного этапа является формулировка определе­ния понятия. Термин на этом этапе обозначает не столько поня­тие, сколько соответствующее наглядное изображение.

На третьем этапе происходит усвоение определения понятия. Объектом изучения становится каждое существенное свойство, используемое в определении. Обеспечивается это требование с помощью разработанных и (или) подобранных заданий, в частно­сти распознавания предметов, принадлежащих изучаемому поня­тию.

На четвертом этапе важно научить учащихся применять поня­тия в конкретных ситуациях. Их знакомят со свойствами и при­знаками элементов понятия, а также с его определениями, экви­валентными принятому. Важно использовать изученные свойства и признаки понятия. Учащиеся усваивают умения переходить от термина, обозначающего понятие, к его существенным свойствам и обратно, переосмысливают объекты с позиций других понятий.

На пятом этапе организуется работа по выполнению заданий с использованием логических операций для осмысления содержа­ния понятия в целом, а также отдельных его элементов. В резуль­тате работы учащиеся могут «получать» новые понятия.

Итак, процесс формирования биологических понятий в обще­образовательной школе является сложным. Одним из факторов успешности выступают знания учителя о способах формирования понятий и умения использовать их в конкретных условиях.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему проблема формиро­вания биологических понятий является одной из актуальных? 2. Какова общая процедура формирования понятий? 3. Назовите основные спосо­бы формирования биологических понятий. 4. Просмотрите одну из лю­бых методик обучения биологии (раздел «Растения») и выделите поня­тия, формируемые ассоциативным, индуктивным и дедуктивным спосо­бами. 5. По одному из вариантов действующей программы и соответ­ствующему учебнику проследите развитие понятия об организме. Сде­лайте записи по схеме: место введения понятия и его выражения; конк­ретизация существенных признаков предмета, выраженного в понятии; обогащение понятия в целом и его отдельных элементов; путь движения понятия: от простого к сложному, от эмпирического к теоретическому, от конкретного к обобщенному. 6. По программе и учебнику определите физиологические понятия темы «Пищеварение», раздела «Человек и его здоровье». Выразите их в виде обобщенной схемы. Какие знания из пре­дыдущего раздела школьной биологии необходимо использовать учащимся для их усвоения? 7. В чем заключается смысл методического подхода к формированию биологических понятий? 8. На примере понятия о рас­тительной клетке (раздел «Растения») кратко выразите этапы формиро­вания понятия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал