Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика формирования биологических понятий
Ключевые понятия. Способы формирования биологических понятий — ассоциативный, индуктивный и дедуктивный, методический подход к формированию понятий. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность способов формирования биологических понятий — ассоциативного, индуктивного и дедуктивного. 2. Конкретизировать эти способы примерами. 3. Характеризовать методический подход к формированию биологических понятий. 4. Аргументировать необходимое использование различных способов формирования биологических понятий. Образование понятия в сознании учащихся признается одной из актуальных проблем в дидактике частных методик. Как справедливо утверждает М. Н. Скаткин, она актуальна потому, «что задача обучения — передать молодому поколению опыт, накопленный веками, а этот опыт заключается в понятиях. Овладеть основами науки — значит овладеть системой основных понятий данной науки». Большинство отечественных методистов (Н. М. Верзилин, И.В.Душина, И.Д.Зверев, В.М.Корсунская, Л.М.Панчешнико-ва, Н.А.Рыков, А.В.Усова, Г. М.Чернобельская) в своих трудах обращают большое внимание на логико-психологические и педагогические основы формирования понятий. Все они отмечают, что каждое понятие обогащается содержанием постепенно при последовательном включении в его состав новых элементов, а также сведений и фактов. Это может быть достигнуто только при реализации учебно-познавательных возможностей учащихся, конкретизирующих и уточняющих их. Учителю важно иметь представление о том, как происходит движение понятия: когда и каким способом его лучше всего ввести в процесс обучения, при изучении каких тем важно его конкретизировать и установить отношения между данным понятием и другими понятиями, наконец, когда обобщить понятие и определить его место в общей системе знаний. Многие педагоги и методисты отмечают, что наиболее важным моментом в формировании понятий является выделение его существенных признаков. Для этого используют, как известно, мыслительные операции — анализ, конкретизацию, сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение. Следовательно, при обучении биологии обозначенные операции должны иметь место в структуре определенных способов формирования понятий. В практике могут применяться различные способы. Их выбор зависит от категории понятия, его структуры и объема, уровня сформированное™ теоретических знаний, значимости конкретного понятия в предметной подготовке учащихся. Важно подчеркнуть, что в методике преподавания биологии используют два суждения — формирование понятий и развитие понятий. Первое суждение актуально тогда, когда речь идет об определении понятия и выведении его дефиниции. Сформировать понятие — значит выяснить существенные признаки предмета (объекта), выразить определение понятия и назвать соответствующий термин. Второе суждение применяют в случае, если необходимо утверждать о постепенном обогащении, «наполнении», биологического знания. Развитие биологического понятия может идти от простого к сложному, от эмпирического к теоретическому, от конкретного к обобщенному. В общем виде процедура формирования и развития понятия состоит из трех этапов — это введение и образование понятия, его развитие и включение в систему других понятий. При обучении биологии наибольшее распространение получают три способа формирования понятий — ассоциативный, индуктивный и дедуктивный. Вопросы для актуализации материала. С какими способами формирования понятий вы знакомились в курсе педагогики? Ассоциативный способ вытекает из ассоциативной теории. С ее позиции, существенные признаки — это признаки общие, необходимые и отличительные, а понятия — класс всех предметов (явлений), обладающих определенными общими свойствами. Последовательность образования понятия в данном случае следующая: предметы окружающей действительности -> их восприятие -> выделение существенных признаков -> выражение понятия. По отношению к школьной биологии обозначенный способ можно конкретизировать примерами. С помощью ассоциативного способа лучше формировать такие специальные биологические понятия, как морфологические, анатомические и систематические. Обучение понятиям начинается с представления учащимся предметов определенного класса. В разделе «Растения» — это растения различных отделов, классов и семейств, органы цветкового растения — семя, корень, побег (стебель и лист), цветок, плод; в разделе «Животные» — типичные представители систематических групп царства животных, особенности их внешнего и внутреннего строения; в разделе «Человек и его здоровье» — органы, системы органов и организма человека. Формирование понятия продолжается на основе наблюдения над конкретными предметами при выделении их различных свойств. Например, в результате наблюдений представителей семейства розоцветных учащиеся могут обозначить несколько признаков — разнообразие жизненных форм растений, прямостоячий стебель, наличие либо простых (у яблони, сливы, вишни), либо сложных (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины) листьев при развитии прилистников, наличие обоеполого цветка с двойным околоцветником, чашечки из пяти чашелистиков, венчика околоцветника из пяти ярко окрашенных и нередко ароматных лепестков, большого числа тычинок в цветках, одного или множества пестиков, цветков одиночных или собранных в соцветия, широкого разнообразия плодов. На основе анализа указанных свойств из них выделяют наиболее существенные — это прежде всего строение цветка, которое условно обозначается с помощью двух вариантов формулы цветка розоцветных растений. И наконец, на основе абстрагирования этих свойств путем закрепления в термине (суждении) «особенности анатомо-мор-фологического строения розоцветных растений» происходит обобщение и формулирование понятия «розоцветные — это группа цветковых растений...». Формирование понятия в данном случае — результат восхождения от анализа и синтеза свойств биологических предметов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение. Основными этапами формирования понятия являются: 1) обобщение неосознанных представлений биологических предметов определенного предмета; 2) обнаружение и осознание наиболее бросающихся в глаза признаков изучаемых биологических предметов; 3) выделение из обнаруженных свойств наиболее существенных и их осмысление; 4) обобщение существенных свойств биологических предметов, формулирование понятия и углубление его содержания. Таким образом, ассоциативный метод заключается в постепенном переходе от непосредственных ощущений и восприятия — через их разложение на элементы и связывание — к представлениям и понятиям. Вопросы для актуализации материала. Подумайте и отметьте, какие биологические понятия лучше формировать ассоциативным способом. Индуктивный способ формирования понятий сходен с ассоциативным, в котором исходными являются биологические предметы. При индуктивном подходе в качестве исходных могут быть не только конкретные предметы или представления, но и абстрактные понятия. Данный способ направляет мысль учащихся в сравнении, классификации, обобщении. Типичным примером индуктивного формирования понятия является работа по введению понятия о клетке в разделе «Растения». На первом уроке после кратких пояснений учителя о необходимости и способах изучения внутреннего строения органов растения, а также демонстрации увеличительных приборов проводятся лабораторные занятия. Учащиеся рассматривают сначала невооруженным глазом, затем в ручную лупу кусочек зрелого плода томата, а в штативную лупу препарат кожицы лука. На основе пояснения учителя и результатов наблюдения совместными усилиями формируется вывод, что растения имеют клеточное строение и клетки имеют разнообразную форму. На втором уроке учащиеся после знакомства с микроскопом рассматривают с его помощью препарат кожицы лука, делают схематический рисунок в тетради и надписывают названия частей клетки. Затем рассматривают препарат листа элодеи. Делают вывод о строении клетки: «Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи покрыта оболочкой, под которой расположена цитоплазма, а в ней находятся ядро и пластиды. В клетке имеются вакуоли, наполненные клеточным соком. Все органы растения имеют клеточное строение». На третьем уроке с помощью демонстрационных материалов (таблицы, мультимедиа-средства и пояснение учителя) учащиеся убеждаются в том, что растительные клетки, имеющие общее происхождение, одинаковое строение и выполняющие сходные функции, образуют ткани — образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие и механические. На основе анализа и сравнения формулируется вывод более высокого порядка: «Все органы растения имеют клеточное строение. Клетки образуют ткани. Растение — многоклеточный организм». На четвертом уроке при включении в его структуру динамических пособий и объяснений учитель раскрывает материал о жизнедеятельности растительных клеток — росте, делении, дыхании и питании. Показывается роль органических и неорганических веществ в реализации названных процессов. И наконец, на пятом, последнем, уроке темы проводится систематизация учебного материала, в результате чего формулируются обобщающие выводы:
|