Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цель и задачи биологического образования
Ключевые понятия. Цель образования, цель и задачи школьного биологического образования. Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть общую цель образования и определять ее значение для выражения цели биологического образования. 2. Выражать цель и обосновывать задачи современного биологического образования школьников. 3. Объяснять необходимость достижения цели и задач школьного биологического образования. Любая система образования ориентирована на достижение определенных целей. Цели образования — это исходные требования к результатам, которые стремится достичь общество, государство благодаря имеющейся системе образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Цели зависят от социальных ориентиров функционирования общества, государственной политики в сфере образования, уровня развития общей культуры, а также ценностных отношений к окружающей действительности, включая ее биологическую составляющую. Вопросы для актуализации материала. 1. На основе материалов из курса педагогики выразите мнение о зависимости цели образования от социальных ориентиров общества на разных этапах его развития. 2. Почему общество обращало внимание на определение целей образования по отношению к подрастающему поколению? Определение целей биологического образования — одна из важных проблем, так как она связана с запросами не только общества и государства, но и отдельного человека с его потребностями, мотивами, интересами и склонностями. Вместе с тем эта проблема является и сложной, ибо трудно определить методологическую основу обобщенного выражения целей биологического образования. Об этом свидетельствует формулировки целей, отраженные в общеметодических пособиях по биологии. П.И.Боровицкий (1934) представил цель биологической подготовки как выработку у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Б.Е. Райков (1947) считал, что цели естественно-научного образования школьников — это формирование научного миропонимания, развитие мышления, эмоциональной сферы и способности к наблюдению. В трудах К. П.Ягодовского (1954) получили обоснование цели биологического образования, касающиеся становления мировоззрения, умственного, нравственного, эстетического, патриотического воспитания, а также практического использования научных знаний. Б. В. Всесвятский (1960) указывал на такие цели, как получение учащимися объективных знаний для правильного миропонимания, умственного, физического, трудового воспитания, развития наблюдательности, речи и приобретение практических умений. По мнению Н. М. Верзилина и В.М.Кор-сунской (1972), цели биологического образования заключались в научном понимании учащимися природы, установлении ими связи биологической теории с практикой жизнедеятельности человека и общества, освоении культуры труда и бережного отношения к живым объектам. Из сопоставления обозначенных формулировок следует вывод о том, что в общем их перечне расположены разнородные категории. К сожалению, в нем слабо представлены развивающие аспекты целей, а также их ценностная, гуманистическая и личност-но-ориентированная составляющие. Новые целевые установки обычно отражаются в документах государственного значения, ориентированных на реформирование или модернизацию сферы общего образования. В соответствии с реформой отечественной школы, проведенной в середине 60-х гг. XX в., необходимо было ликвидировать отставание уровня знаний, получаемых учащимся в средней школе, от уровня развития биологии и создать определенные условия для общего их развития, а также усиления воспитательного потенциала биологического материала. Наряду с этим в процессе обучения биологии в школе стали внедрять последовательное формирование биологических понятий. Реформирование школы в средине 80-х гг. XX в. призвано было «обеспечить высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности» (1984). Перед школой ставилась цель — формирование всесторонне развитой личности. Особое внимание было обращено на трудовое обучение, политехническое образование, идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Значительная роль отводилась экологической подготовке учащихся, ориентированной на становление у них ответственного отношения к окружающей среде. Одновременно была дана установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов, включая и биологию. Для этого в школу ввели одиннадцатый год обучения. Реформирование средней школы, которое началось в 90-х гг., связано с глубокими изменениями жизни российского общества при пересмотре идеологических позиций, а также принципов функционирования научно-исследовательских и образовательных учреждений различных типов уровней. Общеобразовательной школе были предъявлены новые требования. Они связаны с выведением образования из сферы социально-экономических, производственно-политических услуг и его осмыслением в контексте реализации функции культуры. Только в таком случае целью и смыслом школьного образования становится личность учащегося, которая развивается в мире общечеловеческого, национального и регионального культурного опыта, включенного в содержание учебных дисциплин. Ориентация подрастающего поколения на жизнедеятельность в постиндустриальном обществе, отличительными признаками которого являются гуманитаризация, информатизация, демократизация, экологизация, здоровьесбережение и культуросообраз-ность, обусловила новые направления в определении целей общего образования. По отношению к выпускникам школ таковыми стали: • самостоятельность в приобретении знаний при умелом их применении на практике для решения возникающих проблем и успешной адаптации в меняющихся жизненных ситуациях; • необходимость в критическом мышлении и реализации рациональных способов преодоления учебных и жизненных трудностей; • актуальность в овладении информацией — умений сбора необходимых для решения определенной проблемы фактов, их анализ, выдвижение гипотез, формулирование обобщений, сопоставление с аналогичными или альтернативными вариантами ответов, установление закономерностей, выражение аргументированных выводов и их применение для выявления новых проблем; • культивирование коммуникабельности и контактности в различных социальных группах, умение работать сообща, предотвращая любые конфликтные ситуации; • самостоятельное развитие познавательной, интеллектуальной, этической, патриотической, экологической, экономической, политической и валеологической культуры. Вопросы для актуализации материала. 1. Согласны ли вы с тем, что при выражении цели общего и биологического образования важно учитывать идею устремленности в будущее? 2. Какими суждениями вы дополнили бы обозначенный выше перечень характеристик выпускников школ будущего? Еще недавно реализовать обозначенные направления в сфере общего образования не представлялось возможным из-за отсутствия соответствующих условий, а также традиционного подхода к образованию при традиционных средствах обучения. Однако приоритетный национальный проект «Образование» открыл учащимся широкие возможности свободного доступа к необходимой информации в создаваемых информационных центрах в школе и других учебных учреждениях, реализации их потребностей в широком общении со сверстниками из других школ своего региона, регионов страны и разных стран мира, включения каждого желающего в активный познавательный процесс в связи с предпро-фильной и профильной подготовкой. Следовательно, свою позитивную роль общеобразовательная школа сможет сыграть только при культурообразующем характере содержания, в котором должны быть целостно представлены ценности материальной и духовной культуры, основы наук и ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, коммуникативная культура и культура семейных отношений, физическая и экологическая культура. В общем виде цели современного образования можно сформулировать как присвоение подрастающей частью общества духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, овладение способами учебной, игровой, трудовой и коммуникативной деятельности, формирование разносторонне развитой личности, способной жить и действовать в постиндустриальном, информационном обществе, владеющей опытом творческой деятельности, новыми технологиями труда (Л.Н.Богомолов, В.А.Поляков, 2003). Речь идет о личности с планетарным мышлением, широкими взглядами на мир, природу, общество, личности, рассматривающей жизнь и свободу человека в качестве высших ценностей на Земле, терпимой к инакомыслию, но способной к отстаиванию своих взглядов и интересов. С учетом сказанного приоритетная цель современного школьного биологического образования заключается в овладении учащимися системой основных знаний и способов действия, формирование у них эмоционально-ценностных отношений к живым объектам, личностно и социально значимых качеств, привитие научных, гуманных, нравственных взглядов на природу и общество, необходимых для реализации культуросозидающей функции в окружающей среде. В соответствии с этим необходимо решение определенных задач, которые целесообразно представить в трех группах: • обучение: 1) формирование системы базовых знаний о структуре и функционировании объектов разных уровней организации и царств живой природы, биологическом (генетическом, видовом, экосистемном) разнообразии, эволюции, необходимых для осознания уникальности и сверхценности биосферы как жизне-пригодного пространства; 2) овладение знаниями о теоретических, эмпирических и социальных методах изучения живых систем; 3) формирование на базе знаний о живой природе и методах ее изучения представлений о биологической составляющей научной картины мира как компоненте общечеловеческой культуры; воспитание: 1) формирование экологической культуры личности, ее ответственного отношения к объектам живой природы, мировоззрения, основанного на понимании объективных взаимосвязей в биологических системах, между ними и окружающей средой, включая антропогенную составляющую, мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и практического опыта сбережения среды обитания живых организмов; 2) гигиеническое воспитание, усвоение санитарных норм и правил, приобретение генетической грамотности, составляющих основу культивирования здорового образа жизни, сохранение физического, психического и нравственного здоровья; 3) стимулирование стремления и готовности к применению биологических знаний на практике, к дальнейшему участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы; • развитие: 1) формирование восприятия, внимания, мышления на основе наблюдения, эксперимента, моделирования, выдвижения гипотез, описания, анализа, сравнения, объяснения биологических явлений, установления взаимосвязей внутри живых систем, а также отношений между ними и окружающей средой; 2) развитие эмоций и чувств на основе восприятия первозданных и измененных человеком сообществ живых организмов, ознакомление с традициями и обычаями, художественными произведениями, отражающими многообразие отношений человека к живым существам и их сообществам; 3) развитие воли при принятии решений по улучшению качества окружающей среды и достижении экологических целей; 4) стимулирование стремления к активной пропаганде биологических знаний, идеи устойчивого развития биосферы и общества, личного участия в улучшении ближайшего природного окружения. Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и выскажите свое суждение о том, почему при определении цели и задач биологического образования важно иметь представление о состоянии общества, ориентирах его развития и определенных требованиях к человеку. 2. Какое значение для выражения цели и задач биологического образования имеет уровень развития биологической науки? Достижению сформулированных цели и задач будет способствовать новое содержание биологического образования, отраженное в Государственном стандарте общего среднего образования. На его основе были разработаны и другие документы, определяющие роль и место биологии в школе. Это — федеральный компонент образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. В обозначенных документах подчеркивается, что в школьном образовании центральное место занимает учащийся при развитии его личности с учетом потребностей, мотивов, интересов и склонностей. Этот социальный заказ предъявляет к школьному биологическому образованию требование, связанное с качественной подготовкой подрастающего поколения по вопросам живой природы. Современная биология в настоящее время становится лидером в естествознании. Это связано с достижениями генной инженерии, открытиями в области биотехнологии, составляющими основу создания трансгенных растений и животных, клонирования организмов, сведениями о геноме человека, необходимыми для диагностирования наиболее распространенных заболеваний человека. Поэтому достижение цели и задач современного школьного биологического образования выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания личности российского общества, личности, которая осознает ответственность за длительное существование живого в биосфере, чистоту окружающей среды, свое здоровье и здоровье других людей. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему определение целей биологического образования является одной из проблем методики преподавания обучения биологии? 2. Чем руководствовались методисты при формулировании целей биологического образования в разные годы? 3. Как изменялись цели биологического образования в школе от 60-х гг. XX в. до настоящего времени? 4. Назовите цель биологического образования школьников. 5. Каковы основные задачи биологического образования школьников? Что находит в них отражение? 6. Следует ли учитывать уровень развития биологической науки при формулировании цели и задач биологического образования? 7. Ознакомьтесь с содержанием раздела «Животные» — одного из вариантов программ по биологии, сформулируйте цель и задачи ее изучения учащимися общеобразовательной школы. Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе Ключевые понятия. Содержание образования, содержание биологического образования, структура школьной биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать определения о содержании образования и содержании биологического образования. 2. Кратко характеризовать материал биологической науки, отражаемый в содержании школьного предмета «Биология». 3. Выражать структуру предмета «Биология» в средней школе. В современных условиях на содержание образования обращают особое внимание. Именно с его помощью отражается человеческая культура — система научных знаний, эмоционально-образный мир людей, исторические традиции, совокупные способы деятельности, а также отношения и ценностные ориентации. Это разные составляющие культуры. Поэтому обогащение ими требует как восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действий по образцам, так и эмоциональной реакции, собственного поиска и оценочных суждений. Содержание образования — это система знаний, раскрываемая единую картину мира, совокупность способов осуществления разных видов деятельности, включая творческую, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к природным, социальным, социоприродным и культурным объектам, которые в целом обеспечивают развитие интересов, способностей и потребностей человека. Обозначенные аспекты культуры для современного школьного образования реализованы в Государственном образовательном стандарте. Семь областей базисного учебного плана стандарта (филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, культура, технология) обобщенно представляют содержание учебного материала, позволяют приобщать учащихся к общекультурным и эмоционально-значимым ценностям. Школьная биология относится к образовательной области «Естествознание». Ее содержание конкретизируется в программах, учебниках и учебно-методических пособиях. Содержание предмета «Биология» — это отобранный из научной биологической информации наиболее значимый в образовательном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры (по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской, 1983). Вопросы для актуализации материала. 1. Как было сформулировано вами понятие о содержании образования при изучении курса педагогики? 2. При использовании определения понятия о содержании образования попытайтесь сформулировать понятия о содержании биологического образования. Содержание биологического образования для общеобразовательной школы во многом связано с состоянием биологии и отражены в учебном предмете важнейших ее достижений. Оно также обусловлено социальными, экономическими, технологическими, экологическими и культурными потребностями общества, которые можно удовлетворять на основе использования биологических знаний. Биология как самостоятельная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях, оформилась сравнительно недавно. Благодаря работам В. И. Вернадского она приобрела определенную предметную область, которой стало живое вещество. Оно функционирует только в биосфере как совокупность отдельных живых организмов. Современная биология представляется как комплекс социальных областей, многоплановость которых обусловлена разнообразием проявления жизни. Во второй половине XX в. биология вступила в новую фазу своего развития. Вокруг таких теоретических обобщений, как клеточная теория, теории эволюции, гена, уровневая организация живой природы, гипотеза о происхождении жизни на Земле, учение о биосфере, концепция экосистемы, происходит синтез биологических знаний. Наиболее высокого уровня синтез биологических знаний получил в истории уровневой организации жизни. В ней отражены физические, химические, биологические, философские представления о многоуровневой системе функционирования живой материи. Данная теория позволяет показать учащимся единство жизни и ее устойчивость. Это происходит при выражении материалов о каждом уровне по таким показателям, как структурная организация их биологических систем, эволюционная продвинутость и наличие филогенетических связей. При усвоении знаний о них возникает объективная возможность формировать интеллектуальные и практические способы действия, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, наблюдать, определять, устанавливать отношения и связи. Следовательно, на основе обозначенной теории можно структурировать учебный материал, представлять иерархию систем живой природы, создавать условия для лучшего познания закономерностей существования каждого уровня. Фундаментом для создания модели биологической составляющей научной картины мира является эволюционное учение. В нем фокусируются достижения многих областей биологии, раскрывающих направления развития живой природы с исторической позиции. В связи с этим справедливо утверждать о том, что «в биологии все обретает смысл лишь в свете эволюционного учения» (Ф.Добржанский, 1970). Идея эволюции в культуре получила распространение благодаря процессу познания окружающего мира. Естественный отбор объясняет его объективными законами, которые в последние десятилетия обогащаются генетическими и экологическими знаниями. Развитие жизни и закономерности жизнедеятельности осмысливаются только при опоре на синтетическую теорию эволюции. Вне эволюционной идеи невозможно понять явления онтогенеза, филогенеза, биосферы, ноосферы и коэволюции. Теория эволюции позволяет на научной основе рассматривать историческое развитие органического мира, выражать закономерности приспособлений различных таксонов, вырабатывать ценностные отношения людей к живой природе, от которых зависит устойчивое состояние биосферы и общества. Эта теория имеет огромное мировоззренческое значение. Для глубокого познания природы и особенно творческого ее преобразования важным является учение В. И.Вернадского о биосфере. Его суть заключается в том, что биосфера представляется как особая оболочка Земли, состав, структура, энергетика которой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Они преобразуют солнечные излучения, вовлекают неорганические вещества в круговорот, чем обеспечивают жизнь и длительное существование земной природы. При рассмотрении биосферы с биогеохимической, биологической, термодинамической и кибернетической позиций возникает возможность выяснять качественные особенности — самоорганизацию, самовосстановление, саморазвитие, самоуправление, целостность, устойчивость и стабильность. Без представлений о них невозможно решать возникшие экологические проблемы и определять способы перехода общества на ноосферный и устойчивый путь развития. Этому способствует и концепция экосистемы, позволяющая изучать потоки вещества и энергии, циркулирующие между компонентами живой и неживой природы, а также движение элементов, поддерживающих жизнь. Сформулированная в середине XIX в. и обогащенная новыми сведениями клеточная теория сегодня находит применение в прикладной биологии, биотехнологии, сельском хозяйстве и медицине. Эта теория имеет большое мировоззренческое значение, ибо является основой для представления единства всего живого, а также общности его происхождения и эволюции. К крупным достижениям биологической науки относится и учение о гене. Оно утверждает, что нуклеиновые кислоты — носители генетической информации. Ген — это участок ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, гены находятся в хромосомах, располагаются линейно и образуют «группы сцепления». Эти и другие представления качественно изменили биологию. Генетика приобрела определенную молекулярную базу, позволяющую решать теоретические и практические вопросы в биотехнологии, генной и клеточной инженерии. Здание биологии венчает современная систематика, которая имеет полицентрический характер. Она «собирает вместе, использует, суммирует и излагает все, что известно об организмах, будь то морфология, физиология, психология или экология» (Э.Майр, 1971). Вопросы для актуализации материала. 1. Дополните образовательное и воспитательное значение гипотезы о происхождении жизни на Земле, теории антропогенеза, хромосомной теории наследственности. 2. Почему при разработке содержания биологического образования важно определять приоритетные идеи? Большая часть достижений биологической науки и практики находит свое отражение в школьном предмете «Биология». Из обширного материала используют тот, который имеет весомое образовательное значение. Главное внимание в содержании биологического образования зафиксировано на изложенных ранее закономерностях и теориях, обладающих фундаментальный характер. Для лучшего их усвоения учащиеся используют соответствующие термины и понятия. Цивилизованный человек должен ориентироваться в живой природе, иметь представление о бактериях, лишайниках, грибах, растениях, животных, собственном организме, об универсальной ценности биоценозов и экосистем, о структуре и функциях биосферы, о значении биологического разнообразия в формировании жизнепригодного пространства, о роли общества в преобразовании окружающей среды. Все эти знания в учебном предмете важно выстроить в определенной последовательности и системе. Структура школьного курса биологии проявляется в программах. В них содержание учебного материала распределяется по годам обучения, а также по разделам и темам. В отечественной методике преподавания биологии установилась традиционная система изучения биологического материала по объектам живой природы: бактерии, грибы, лишайники, растения, животные, организм человека и его здоровье, а также обшебиологические явления — биохимические, цитологические, эмбриологические, генетические и эволюционные. Усвоению биологии способствует пропедевтический курс природоведения (или естествознания) в 5 классе. Он опирается на элементарные представления учащихся начальной школы о разнообразии предметов и явлений природы, об организме человека и способах профилактики наиболее распространенных заболеваний. На их основе создается программа изучения бактерий, грибов, лишайников и растений. В 6 классе начинается изучение основ биологии. Учащиеся получают знания о строении и функционировании вышеназванных объектов. Особое внимание обращается на организм высших растений, условия его жизнедеятельности и способы приспособления к факторам окружающей среды. Учащиеся также узнают о видовом разнообразии растений, о способности представителей каждого из видов к совместному обитанию в природных сообществах. В 7 классе учащиеся знакомятся с животными, жизнедеятельность которых во многом зависит от растений. Их внимание акцентируется на известных представителях большинства типов животных. У учащихся постепенно складывается представление о деятельности животного организма как биосистемы, о взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой при их координации нервной системой. Они узнают о том, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительный характер, сложившийся в процессе исторического развития. Учащиеся также анализируют материал об экологическом, эстетическом, этическом и практическом значении животных, необходимых для их рационального использования и охраны. В 8 классе учащиеся изучают раздел «Человек» («Человек и его здоровье»). Они получают общие сведения о человеческом организме, уровнях его организации и топографии внутренних органов. Также рассматриваются клетка и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая регуляторную деятельность. Особое внимание обращается на изучение высшей нервной деятельности, анализаторов, визуального развития человека как биосоциального существа. Обозначенный материал представляется в гигиеническом, валеологическом, медико-санитарном и экологическом контекстах. Завершается биологическое образование в средней школе изучением раздела «Общая биология». В нем раскрываются общие представления о жизни, закономерностях живой природы и процессах, протекающих в биологических системах. Для этого привлекаются знания о бактериях, грибах, растениях, животных, человеке, полученные в предшествующих разделах. При этом у учащихся складывается отчетливое представление о разнообразии жизни на Земле, эволюционных изменениях различных объектов живой природы и необходимости их сохранения для будущих поколений. Раздел «Общая биология» позволяет обсуждать цитологические, эмбриологические, эволюционные, филогенетические, экологические и генетические закономерности на новом, более высоком уровне. Важное место при этом отводится систематизации и обобщению научных знаний с опорой на существующие способы деятельности. Сложившаяся система разделов курса «Биология» сохранилась в обозначенной ранее последовательности. Сейчас установилась единая структура содержания предмета по годам его изучения: растения, бактерии, грибы, лишайники — 6 класс (35 часов); животные — 7 класс (70 часов); человек или человек и его здоровье — 8 класс (70 часов); общая биология — 9 класс (70 часов); общая биология — 10—11 классы (307 — 360 часов для школ и классов естественно-научного профиля); естествознание — 10 — 11 классы (136 часов для школ и классов гуманитарного и социолого-эконо-мического профилей). Однако сейчас в разных авторских программах представленная структура может выражаться иначе. В программе по варианту I, составленной авторским коллективом под руководством В.И.Си-воглазова, обучение биологии осуществляется на основе пропедевтических курсов для 5 класса «Природа и человек», «Введение в естествознание науки» (авт. В.И.Сивоглазов, А.А. Плешаков), «Природоведение» (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) или «Природа», «Введение в биологию и экологию» (Т.С.Сухова, В. И.Строганов). В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. В 6 классе изучается раздел «Живой организм» (68 часов) на основе материала о микроорганизмах, растениях и животных, в 7 классе — «Многообразие живых организмов» (68 часов), в 8 классе — «Человек» (68 часов), в 9 классе — «Биология. Общие закономерности» (68 часов). В зависимости от профориентацион-ных задач на этапе среднего (полного) общего образования можно изучать раздел «Общая биология» в объеме 136 и 307 — 360 часов. Имеются и другие варианты структуры содержания биологического образования. Авторский коллектив под руководством А.Г.Хрипковой и А.Н.Мягковой представляют его в виде интегрированных курсов по естествознанию (5 — 7 кл.) и биологии (8 — 10 кл.), а авторский коллектив под руководством М. Б. Беркин-блита в виде курсов по областям биологической науки — «Введение в биологию» (6 кл.), «Флора» (7 кл.), «Зоология» (8 кл.), «Человек» (9 кл.), «Общая биология» в 2 частях (10— 11 кл.). В программе по варианту II, составленной коллективом под руководством И.Н.Пономаревой, и в программе по варианту III, составленной под руководством В. В. Пасечника, сохранена традиционная последовательность разделов школьной биологии. Основную школу учащиеся завершают изучением соответственно курсов «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и экологию». Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему в современных условиях особое внимание обращают на определение содержания образования в целом и биологического образования в частности? 2. Сформулируйте определение понятия о содержании предмета «Биология». 3. Какой материал науки находит отражение в содержании школьной биологии? 4. Какова традиционная структура школьного предмета «Биология»? 5. Ознакомьтесь с авторской программой (вариант III) по биологии. Выясните, какая структура курса призвана обеспечить базовое биологическое образование учащихся. Какие основные биологические теории составляют огнову курса? Какое место они занимают в различных разделах курса? Почему авторы программы при ее составлении обращаются к ведущим биологическим теориям и идеям? 6. Почему в учебной практике используют альтернативные программы по биологии?
|