Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи курса — обучающие, воспитательные и развивающие, в совокупности обеспечивающие эффективное достижение цели;
4) степень обеспеченности программы средствами обучения — учебником, рекомендациями, дидактическими и наглядными материалами, мультимедиа-пособиями, включая авторскими; Аргументация выбора ведущих форм и методов обучения учащихся по создаваемой авторской программе; Обоснование видов, способов и средств проверки и оценки результатов по предлагаемой программе — текущая, тематическая, итоговая проверки, критерии оценки, перечень вопросов, тексты заданий, тесты и др. Вторая часть программы (собственно текст) должна отражать содержательную составляющую, ее структуру и логику изучаемого материала. Она разбивается на рубрики — введение, часть, раздел и тема. Внутри каждой темы отобранное содержание распределяется абзацами, составляющими законченную мысль, идею или научное положение. Они должны быть написаны социологическим языком. Важно, чтобы по ним можно было составить ка-лендарно-тематический план и проследить программно-методическое обеспечение курса. В конце каждой темы желательно указать такие приоритетные формы обучения биологии, как лабораторные и практические работы, экскурсии, а также демонстрации, опыты и межпредметные связи. Сейчас стало потребностью обозначать и Internet-ресурсы. Третья часть программы отражает ее целевую основу — требования к уровню подготовки учащихся. Это знания, умения, ценностные отношения и элементы опыта творческой деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Их лучше излагать в форме различных видов учебной деятельности, отражающих специфику обучения основам биологии. При этом важно использовать слова-глаголы, с помощью которых можно полнее отразить обозначенную деятельность учащихся. Могут быть использованы такие слова и суждения, как называть, характеризовать, обосновывать, распознавать, сравнивать, наблюдать, приводить примеры, применять знания, делать выводы и др. Для успешной работы над авторской программой учителю биологии необходимо овладеть специальной технологией создания подобного рода документов. По мнению И.В.Душиной и Г.А.По-нуровой (1996), под технологией создания оригинальных авторских программ следует понимать определенный алгоритм действий создателя — учителя, совершаемый им в процессе работы над документом. Этот алгоритм представляет собой систему, опирающуюся на заданные исходные установки — образовательные ориентиры, в качестве которых выступают цели, задачи, содержательный объем, возраст и контингент учащихся, а также определенный порядок действий составителя. На основе представлений вышеназванных авторов такая технологическая цепочка может состоять из нескольких этапов. 1. Анализ образовательной концепции своего учреждения (школы, гимназии, лицея) для выделения целей и задач биологической подготовки учащихся с учетом его миссии и выработанных направлений профориентационной деятельности. 2. Определение места предмета «Биология» в общешкольном учебном плане, а также курсов (выбранных факультативных, специальных и элективных), углубляющих, расширяющих, обобщающих и систематизирующих представления о живых объектах в общеобразовательном и (или) профильном аспектах. При этом обязательно обращается внимание на выделение для них объема времени в зависимости от того, в рамках какого компонента (федерального, национально-регионального и школьного) они будут изучаться учащимися. 3. Составление программы по выбранному биологическому Для биологии свойственна многокомпонентная структура при отражении морфологических, анатомических, физиологических, генетических, цитологических, гигиенических, здоровьесберега-ющих и других явлений, происходящих в окружающем мире. Поэтому при составлении программы важен адекватный отбор учебного материала с учетом возрастных признаков учащихся. В качестве примера можно представить названия модульных программ для учащихся общеобразовательной школы, имеющие интегрированный характер и выраженные на основе идеи целостности организма человека и поддержания состояния его здоровья. В целом модульная программа называется «Природа. Человек. Здоровье». Первый блок «Природа и здоровье человека» предназначен для учащихся начальной школы. Главная его цель — формирование у учащихся общих представлений об окружающем мире, природе, среде жизни и их значении для здоровья человека. Блок может состоять из программ «Природа — наш дом, наша жизнь» (2 кл.), «Природа и здоровье» (3 кл.), «Человек в природе и здоровье» (4 кл.). Второй блок «Народный образ жизни и здоровье» предназначен для учащихся основной школы. Главная его цель состоит в формировании у учащихся обобщенного представления об отношении к здоровью, его оценке и способах рационального образа жизни у населения их региона, в контексте культурологической идеи. Блок может включать программы «Здоровье в фольклоре народа» (5 кл.), «Здоровье и образ жизни народа» (6 кл.), «Национальные традиции укрепления здоровья» (7 кл.), «Народная медицина для сохранения здоровья» (8 кл.), «Национальная культура и ценности здоровья» (9 кл.). Третий блок «Здоровье населения как национальная идея» предназначен для учащихся средней (полной) школы. Главная его цель — формирование у учащихся жизненной позиции по отношению к ценностям здоровья и здоровому образу жизни, представлений о том, что стремление к сохранению здоровья является идеей, объединяющей людей для дальнейшего развития народов и их нормального существования в новом постиндустриальном обществе. Блок может состоять из программ «Идеалы образа жизни и здоровье народа» (10 кл.), «Здоровье народа — устойчивый регион» (11 кл.). 4. Создание методических материалов для усвоения учащимися содержания созданной программы. Проводится отбор средств обучения из уже существующих к данному времени или разрабатываются новые в соответствии с содержанием программы. Составляются календарные, тематические и поурочные планы. Детально прорабатываются содержание каждого урока, экскурсии, лабораторной и практической работы. 5. Проверка эффективности обучения учащихся по разработанной программе, реализация запланированных форм, методов и средств обучения учащихся, оценка и корректировка программы по результатам проверки.
Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите журнал «Биология в школе» за последние годы. Освещается ли тема создания авторских программ на его страницах? 2. Какие авторские программы были уже напечатаны? В чем заключается их актуальность для современного биологического образования учащихся? Обобщенное представление о последовательной работе учителя—создателя авторской программы представлено на рис. 3.1. При создании авторских программ необходимо иметь в виду, что качественная подготовка учащихся может состояться только при ее введении в общей системе биологического образования, а также в системе изучения отдельного раздела школьной биологии. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему сейчас возникла необходимость в создании авторских программ по разным предметам и курсам, включая биологию? 2. Выразите смысл суждений «авторская школьная программа» и «модель программы». 3. Из каких компонентов должна состоять авторская программа по биологии? 4. Что необходимо отразить в пояснительной записке программы? 5. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы технологической цепочки создания авторской программы. 6. К курсу с условным названием «Генетика человека» составьте кратко модель программы для учащихся средней (полной) школы. 7. Опишите технологию моделирования и апробации авторской программы. 8. Сформулируйте несколько названий элективных курсов, по которым можно составить авторские программы для профильной биологической подготовки старшеклассников.
|