Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Моделирование авторских школьных программ по биологии
Ключевые понятия. Авторская школьная программа, технология моделирования и апробация программы. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл суждений «авторская школьная программа» и «модель программы». 2. Называть и характеризовать основные компоненты программы. 3. Знать технологию создания авторской программы и применять ее в практической деятельности. В связи с глубокими преобразованиями, происходящими в российском обществе, от общеобразовательной школы требуются гибкость, быстрая и адекватная реакция на возникшие социально-педагогические явления. Особенно это касается пересмотра содержания учебного материала и его структуры внутри учебных предметов, обусловленного введением стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания школьного образования, а также необходимостью воплощения в жизнь «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и национального проекта «Образование». В последнее время возникло много разных типов школ с нестандартными профилями обучения. Их руководители и учителя стали разрабатывать новые учебные планы, изобретать концепции организации учебного процесса, вводить новые предметы и создавать авторские программы. О результатах такой работы говорить еще преждевременно, поскольку прошло мало времени и не появились поколения выпускников, получивших образование в таких учреждениях. Но как позитивные, так и негативные признаки изменений наблюдаются, поэтому их необходимо выделять, анализировать и оценивать. Вопросы для актуализации материала. Какой тип школы вы окончили? Обучали ли вас в рамках какого-либо предмета по оригинальной программе? Что больше всего запомнилось вам в результате изучения такой программы? Активность по изменению учебных планов, программ внутри конкретных учебных предметов стала особенно заметна в связи с дифференциацией уровня оплаты труда бюджетной сферы, включая учителей, а также с введением предпрофильного и профильного обучения учащихся старших классов. В создавшихся условиях требуется стимулирование роста квалификации, уровня профессионального материала, развития творческой инициативы и обеспечения социальной защищенности работников образования в развивающихся рыночных отношениях. Органы управления образования разработали критерии уровней сложности профессиональных задач, решаемых конкретным учителем в его педагогической деятельности. Это сделано для определения и присвоения учителю соответствующей категории, а следовательно, и разряда, по которому определяется оплата труда. Таких категорий три — высшая, первая и вторая. Высшая категория присваивается учителю в том случае, если он занимается разработкой новой учебной программы, педагогической технологии, методики обучения и воспитания, а также их апробациями. Первую категорию получают учителя, которые составляют и реализуют индивидуальные программы с учетом новых требований к образованию на базе сложившейся системы, усовершенствованной для конкретного образовательного учреждения, а также могут апробировать и анализировать названные программы. Вторая категория определяется учителям, способным самостоятельно усовершенствовать методики обучения предмету на основе готового учебного плана по стандартной программе в условиях конкретного образовательного учреждения. При квалификационной оценке деятельности учителя основной показатель из обозначенных — разработка индивидуальной, или авторской, программы. Таковой она считается потому, что является оригинальной, не имеющей аналогов в методической теории и практике, составленной по общему замыслу учителя — автора, для качественной подготовки учащихся. Чаще это могут быть программы факультативных, специальных и особенно элективных курсов, получивших широкое распространение в условиях предпрофильного и профильного обучения учащихся. Но как создать программу? С чего начать? Чем необходимо руководствоваться учителю биологии при работе над программой? Каким требованиям должна удовлетворять авторская программа? Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждались ли вами обозначенные вопросы при изучении курса педагогики? На какой из них вы могли ответить? Как? 2. Должен ли будущий учитель биологии получить ответы на поставленные вопросы? Почему? Первая часть авторской программы должна отвечать стандартам школ России и обеспечивать учащихся таким уровнем образования, который будет признан достаточным для дальнейшей их жизни после окончания школы. Следовательно, при разработке программы необходимо опираться на общеобразовательный стандарт. Для биологии таким документом является вариант стандарта по образовательной области «Биология», к которому составлены обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего биологического образования (Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007. — 99 с). Наряду с этим учитель при создании программы должен руководствоваться перечнем требований к подобным документам. Важно учитывать, что программа — своеобразный план изучения предмета или отдельного курса, составленный с учетом определенных целей и задач биологического образования учащихся при их ориентации на качественное усвоение учебного материала. Программа отражает конкретные блоки вопросов, составляющие в целом ее содержание, последовательность изучения этого содержания при четком распределении объема времени. Программа создается с опорой на логику развития биологической науки в целом или отдельных ее разделов, дидактических принципов — научности, доступности, последовательности, системности, связи теории с практикой и ориентации на развитие личности. Обязательно учитываются психологические, физиологические и физические особенности учащихся. В модели авторской программы, как правило, отражаются три логически взаимосвязанных компонента, а именно пояснительная записка к курсу, содержательная часть и перечень требований к уровню подготовки учащихся. В пояснительной записке необходимо отражать следующие сведения: 1) обоснование необходимости создания авторской программы, показ ее новизны с опорой на приоритетные образовательные элементы, отобранные для нее — сведения и факты, понятия, закономерности, способы действия, ценностные отношения, определенные составляющие опыта творческой деятельности; Приоритетная цель курса, ведущая идея, заложенная в его содержание с учетом особенностей образовательного учреждения и контингента учащихся;
|