Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика формирования эмоционально-ценностных отношений к живым объектам
Ключевые понятия. Отношения, эмоционально-ценностные отношения к объектам живой природы, формы и методы и общая методика формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать суть понятия об эмоционально-ценностном отношении к объектам живой природы. 2. Знать и характеризовать формы и методы формирования эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы. 3. Использовать методику формирования эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы в практической работе учителя. Для качественной подготовки учащихся большое значение имеет формирование эмоционально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности. Известный отечественный дидакт И.Я.Лернер (1982) утверждал, что «не должно быть обучения, которое в конечном итоге не достигло бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием». Это в полной мере относится к школьной биологии, которая стимулирует эмоциональную сферу учащихся при восприятии ими живой природы, а также ее изменений под влиянием естественных и особенно антропогенных факторов. Эмоционально-ценностное отношение как понятие является сложным. Следует согласиться с В.В.Николиной (1999), которая считает, что эмоционально-ценностные отношения — это интегрированный опыт отношений человека с природой, обществом, другими людьми, определяющий специфику его переживаний, особенно восприятия действительности, характер поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов. Центральное место в этом суждении занимает термин «отношение» как осознаваемая познавательная, коммуникативная и преобразовательная связь человека с действительностью. Ее природа, по утверждению психологов и философов (А. Г. Здраво-смыслов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), глубоко эмоциональна, ибо отражает субъективные, личностно-пережи-ваемые явления. Следовательно, любые из этих явлений природные, социальные, культурные и социоприродные находятся в определенном отношении к субъекту, т.е. проявляются в аспекте своей ценностной значимости и в этом смысле всегда выступают предметом оценки. Вопросы для актуализации материала. Вспомните из курса психологии смысл понятий об эмоциях и чувствах. Почему они являются предметом изучения будущими учителями биологии? Для успешного обучения учащихся биологии важное значение имеет определение содержания материала об эмоционально-ценностных отношениях. Оно обусловливается важностью развития базовой культуры личности, включающей культуру сохранения и разумного преобразования живой части природы. В работах психологов (А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский) справедливо утверждается, что такой материал должен включать взгляды, убеждения и идеалы, которые необходимо формировать в процессе обучения. Концентрированно они могут проявляться в чувствах как в постоянных и устоявшихся к тому, что делает человек. Чувства имеют социальный характер. Таблица 4.7
|