Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Творческая деятельность, творческая деятельность в живой природе, методы формирования творческой деятельности при обучении биологии.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл суждения о творческой деятельности в живой природе. 2. Называть и характеризовать методы творческой деятельности при обучении биологии. 3. Использовать методы формирования творческой деятельности в практической работе учителя. Преобразующееся российское общество предъявляет новые требования к подготовке подрастающего поколения. Они связаны с реализацией приоритетных функций школы — подготовкой учащихся к жизни, воспитанием нравственных качеств и развитием интеллектуальных способностей. Школа призвана научить их брать на себя ответственность в любой деятельности, принимать решения и действовать, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Это в полной мере относится к школьной биологии, ориентирующей учащихся на познание живой природы и поиск оптимальных путей ее сохранения как важнейшего условия существования жиз-непригодного пространства Земли. Поэтому становится понятным, что усвоение культуры отношения к живому нельзя ограничивать только знаниями и умениями. Для становления отдельной личности и развития общества в целом необходимо, чтобы новые поколения овладевали опытом творческой деятельности. «Толковый словарь русского языка» (1983) определяет творчество как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Следовательно, отличительной чертой творчества является новизна как продукт самовыражения человека. Оно также представляется как процесс, в котором человек выступает в виде сложного и нерасторжимого единства биологического, социального и духовного, где любой порыв является фрагментом в многоцветной картине мотивов и потребностей. Любое творчество проявляется в деятельности. Из-за многообразия видов творческой деятельности возникают трудности в выражении всеобъемлющего понятия о ней. Следует согласиться с мнением отечественного психолога Б.М.Теплова (1966), который утверждает, что «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». Учащиеся общеобразовательной школы не могут в классе создавать продукты, имеющие общественную новизну и общественное значение. Такая задача перед школой и не ставится. Поэтому смысл творческой деятельности учащихся заключается в создании ими оригинального материального и (или) интеллектуального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, ценностные отношения при осуществлении их переноса в новые условия и необычном сочетании способов действия. Для развития творческой деятельности учащихся достаточные возможности имеет процесс обучения. Обучающую творческую деятельность необходимо представлять как деятельность, способствующую развитию комплекса качеств творческой личности — умственной активности, обучаемости быстрыми темпами, стремления добывать знания, самостоятельности выбора и решения задач в учебных и реальных ситуациях, трудолюбия, способности обнаруживать общее, главное в многообразии явлений окружающей действительности. Результатом развития такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт — модель, сочинение, картина, решенная задача, написанное стихотворение. При обучении биологии развиваются те же качества творческой личности, но на основе использования содержания учебного материала о живых объектах природы. Если в современных условиях жизнь людей во многом связана с существованием именно живых объектов, то формирование творческой деятельности учащихся при обучении биологии необходимо связывать с глубоким изучением их структуры, функций и применением знаний о них в различных сферах общественной практики, а также приобретением способов поддержания устойчивости природной и социоприродной сред. В качестве продуктов такой деятельности учащихся могут быть оригинальные схемы строения биологических систем, выявленные взаимосвязи между элементами внутри систем, а также между ними и окружающей средой, совокупность мер охраны биологического разнообразия, проекта улучшения среды живых существ, включая человека, способы утилизации отходов, биотехнологические схемы получения экологически чистой продукции и др. Вопросы для актуализации материала. 1. На какие вопросы о творчестве и творческой деятельности обращалось внимание при изучении курсов психологии и педагогики? 2. Дополните список продуктов творческой деятельности, которые могут быть созданы учащимися в процессе обучения биологии. Овладение опытом творческой деятельности в системе биологического образования предполагает широкое использование творческих методов обучения, ибо культура является источником развития человека в силу его внутренней противоречивости. Специалисты в области психологии, педагогики и методики обучения биологии к творческим методам единодушно относят частично-поисковый, проблемный и исследовательский. • Задача частично-поискового, или эвристического, метода при обучении биологии заключается в постепенном приобщении учащихся к творческой деятельности. Применение этого метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает часть материала освоить самим, например сформулировать вопросы к рисункам учебника, материалу, предложенному учителям, демонстрируемым таблицам, медиа-средствам, провести сравнение биологических объектов и сформулировать вывод. Вместе с тем учитель дает возможность высказывать свои предположения на основе изученных фактов. Необходимо научить учащихся самостоятельно применять знания для ведения поиска новых. Данный метод лучше использовать при отборе на уже имеющиеся знания и умения, полученные в предыдущих курсах, разделах и темах. Существенную роль в этом методе играет эвристическая беседа. Она обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов, при ответе на которые учащимися «обнаруживается» новое знание. Ярким примером может служить беседа о строении сердца млекопитающих, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя при использовании ранее приобретенных знаний о строении этого же органа у ланцетника, рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц. Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ, заданий с текстами и рисунками учебника биологии. Определенную роль в этом методе играет также диспут как социально организованное обсуждение (спор) какого-либо вопроса. В школьной биологии это могут быть эволюционные, экологические, природоохранительные, биотехнологические и генетические вопросы. Их обсуждение проходит продуктивнее, если учащиеся будут высказывать свою позицию по противоположным точкам зрения на одно явление или предмет. При всех достоинствах частично-поисковый метод не включает учащихся в целостный процесс познания, ибо отдельные его этапы в их сознании «разорваны». Большинство учащихся не понимают связи между познавательными этапами. Следовательно, этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может. Вопросы для актуализации материала. Можно ли дополнить список частично-поисковых методов? Какие бы вы включили в него названия методов? При затруднении обратитесь к педагогической или методической литературе. • Метод проблемного обучения для методики преподавания биологии не является новым. В современных условиях важно на его основе правильно выстроить технологическую цепочку организации учебного процесса. Различают метод проблемного изложения и метод проблемных ситуаций. С помощью первого метода проблемного изложения учащимся показывается сложный путь познания биологических явлений, движения мысли к истине, а также доказательное решение определенного вопроса. Учащийся в этом случае еще не в состоянии самостоятельно разрешить проблемные вопросы. Поэтому учитель демонстрирует путь исследования проблемы от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения получают наглядный урок разрешения познавательных затруднений, который воспринимает ход «работы» мышления и овладевает способами мыслительной деятельности. Технологическая цепочка в данном случае состоит из нескольких алгоритмических действий (рис. 4.5). Преимуществами изложенного метода являются побуждение учащихся к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, стимулирование интереса к учебному труду, развитие продуктивного мышления и получение прочных результатов обучения. Метод проблемной ситуации заключается в создании условий для раскрытия учащимися нового отношения, свойства или способа действия. Если при проблемном изложении приоритетная роль выполняется учителем, то в данном случае эта роль принадлежит учащемуся. В целях создания проблемной ситуации практические или теоретические задания составляются так, что при их выполнении учащийся должен открыть подлежащее усвоению новое знание и (или) интеллектуальное и практическое действие. При этом важно соблюдать определенные правила: 1) задание предшествует объяснению нового материала; 2) задание связано с теми методами изучения биологических явлений, которыми владеет учащийся; 3) неизвестное составляет подлежащую усвоению закономерность или способ действия; 4) выполнение задания вызывает у учащихся потребность в усваиваемом знании; 5) возникшую проблемную ситуацию формулирует учитель при указании учащемуся на причины невыполнения задания или невозможности объяснить какие-либо факты. Вопросы для актуализации материала. Как вы думаете, какой из названных методов при обучении биологии получает преимущественное применение? Почему? Для уроков биологии можно выделить три типа проблемных ситуаций: в основе первой лежат противоречия в самих научных фактах (птицы приспособлены к полету, но не все птицы летают); для второй характерны противоречия между житейскими представлениями и научным объяснением фактов (повышение температуры, с которым борется медицина, — защитная реакция при болезни); третья строится на противоречии между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно объяснить
Таблица 4.9
|