Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Творческая деятельность, творческая деятельность в живой природе, методы формирования творческой деятельности при обучении биологии.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл сужде­ния о творческой деятельности в живой природе. 2. Называть и характе­ризовать методы творческой деятельности при обучении биологии. 3. Использовать методы формирования творческой деятельности в прак­тической работе учителя.

Преобразующееся российское общество предъявляет новые требования к подготовке подрастающего поколения. Они связаны с реализацией приоритетных функций школы — подготовкой уча­щихся к жизни, воспитанием нравственных качеств и развитием интеллектуальных способностей. Школа призвана научить их брать на себя ответственность в любой деятельности, принимать реше­ния и действовать, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Это в полной мере относится к школьной биологии, ориентирую­щей учащихся на познание живой природы и поиск оптимальных путей ее сохранения как важнейшего условия существования жиз-непригодного пространства Земли. Поэтому становится понятным, что усвоение культуры отношения к живому нельзя ограничивать только знаниями и умениями. Для становления отдельной лично­сти и развития общества в целом необходимо, чтобы новые поко­ления овладевали опытом творческой деятельности.

«Толковый словарь русского языка» (1983) определяет творче­ство как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Следовательно, отличительной чертой творчества яв­ляется новизна как продукт самовыражения человека. Оно также представляется как процесс, в котором человек выступает в виде сложного и нерасторжимого единства биологического, социаль­ного и духовного, где любой порыв является фрагментом в много­цветной картине мотивов и потребностей. Любое творчество про­является в деятельности. Из-за многообразия видов творческой деятельности возникают трудности в выражении всеобъемлющего понятия о ней. Следует согласиться с мнением отечественного психолога Б.М.Теплова (1966), который утверждает, что «твор­ческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Учащиеся общеобразовательной школы не могут в классе со­здавать продукты, имеющие общественную новизну и обществен­ное значение. Такая задача перед школой и не ставится. Поэтому смысл творческой деятельности учащихся заключается в созда­нии ими оригинального материального и (или) интеллектуально­го продукта, в процессе работы над которым самостоятельно при­менены усвоенные знания, умения, ценностные отношения при осуществлении их переноса в новые условия и необычном сочета­нии способов действия. Для развития творческой деятельности учащихся достаточные возможности имеет процесс обучения.

Обучающую творческую деятельность необходимо представлять как деятельность, способствующую развитию комплекса качеств творческой личности — умственной активности, обучаемости бы­стрыми темпами, стремления добывать знания, самостоятельнос­ти выбора и решения задач в учебных и реальных ситуациях, тру­долюбия, способности обнаруживать общее, главное в многооб­разии явлений окружающей действительности. Результатом раз­вития такого комплекса качеств должен стать самостоятельно со­зданный (творческий) продукт — модель, сочинение, картина, решенная задача, написанное стихотворение. При обучении био­логии развиваются те же качества творческой личности, но на основе использования содержания учебного материала о живых объектах природы. Если в современных условиях жизнь людей во многом связана с существованием именно живых объектов, то формирование творческой деятельности учащихся при обучении биологии необходимо связывать с глубоким изучением их струк­туры, функций и применением знаний о них в различных сферах общественной практики, а также приобретением способов под­держания устойчивости природной и социоприродной сред. В качестве продуктов такой деятельности учащихся могут быть оригинальные схемы строения биологических систем, выявлен­ные взаимосвязи между элементами внутри систем, а также меж­ду ними и окружающей средой, совокупность мер охраны биоло­гического разнообразия, проекта улучшения среды живых существ, включая человека, способы утилизации отходов, биотехно­логические схемы получения экологически чистой продукции и др.

Вопросы для актуализации материала. 1. На какие вопросы о твор­честве и творческой деятельности обращалось внимание при изучении курсов психологии и педагогики? 2. Дополните список продуктов творче­ской деятельности, которые могут быть созданы учащимися в процессе обучения биологии.

Овладение опытом творческой деятельности в системе биоло­гического образования предполагает широкое использование твор­ческих методов обучения, ибо культура является источником раз­вития человека в силу его внутренней противоречивости. Специ­алисты в области психологии, педагогики и методики обучения биологии к творческим методам единодушно относят частично-поисковый, проблемный и исследовательский.

• Задача частично-поискового, или эвристического, метода при обучении биологии заключается в постепенном приобщении уча­щихся к творческой деятельности. Применение этого метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целос­тном процессе учебного познания. Учитель предлагает часть ма­териала освоить самим, например сформулировать вопросы к ри­сункам учебника, материалу, предложенному учителям, демонст­рируемым таблицам, медиа-средствам, провести сравнение био­логических объектов и сформулировать вывод. Вместе с тем учи­тель дает возможность высказывать свои предположения на осно­ве изученных фактов. Необходимо научить учащихся самостоя­тельно применять знания для ведения поиска новых. Данный ме­тод лучше использовать при отборе на уже имеющиеся знания и умения, полученные в предыдущих курсах, разделах и темах.

Существенную роль в этом методе играет эвристическая бесе­да. Она обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов, при ответе на которые учащимися «обнаруживается» новое знание. Ярким примером может служить беседа о строении сердца млеко­питающих, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учите­ля при использовании ранее приобретенных знаний о строении этого же органа у ланцетника, рыб, земноводных, пресмыкаю­щихся и птиц. Эвристическую беседу можно строить по результа­там выполнения практических работ, заданий с текстами и ри­сунками учебника биологии. Определенную роль в этом методе играет также диспут как социально организованное обсуждение (спор) какого-либо вопроса. В школьной биологии это могут быть эволюционные, экологические, природоохранительные, биотех­нологические и генетические вопросы. Их обсуждение проходит продуктивнее, если учащиеся будут высказывать свою позицию по противоположным точкам зрения на одно явление или пред­мет.

При всех достоинствах частично-поисковый метод не включа­ет учащихся в целостный процесс познания, ибо отдельные его этапы в их сознании «разорваны». Большинство учащихся не по­нимают связи между познавательными этапами. Следовательно, этот метод только подготавливает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, но полностью обеспечить ее не может.

Вопросы для актуализации материала. Можно ли дополнить спи­сок частично-поисковых методов? Какие бы вы включили в него назва­ния методов? При затруднении обратитесь к педагогической или методической литературе.

• Метод проблемного обучения для методики преподавания биологии не является новым. В современных условиях важно на его основе правильно выстроить технологическую цепочку орга­низации учебного процесса. Различают метод проблемного изложения и метод проблемных ситуаций. С помощью первого метода проблемного изложения учащимся показывается сложный путь познания биологических явлений, движения мысли к истине, а также доказательное решение определенного вопроса. Учащийся в этом случае еще не в состоянии самостоятельно разрешить про­блемные вопросы. Поэтому учитель демонстрирует путь исследо­вания проблемы от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения получают наглядный урок разрешения познавательных затруднений, который воспринимает ход «работы» мышления и овладевает способами мыслительной деятельности. Технологиче­ская цепочка в данном случае состоит из нескольких алгоритми­ческих действий (рис. 4.5).

Преимуществами изложенного метода являются побуждение учащихся к самостоятельному добыванию знаний путем собствен­ной творческой деятельности, стимулирование интереса к учеб­ному труду, развитие продуктивного мышления и получение проч­ных результатов обучения.

Метод проблемной ситуации заключается в создании условий для раскрытия учащимися нового отношения, свойства или спо­соба действия. Если при проблемном изложении приоритетная роль выполняется учителем, то в данном случае эта роль принад­лежит учащемуся. В целях создания проблемной ситуации прак­тические или теоретические задания составляются так, что при их выполнении учащийся должен открыть подлежащее усвоению новое знание и (или) интеллектуальное и практическое действие. При этом важно соблюдать определенные правила: 1) задание предшествует объяснению нового материала; 2) задание связано с теми методами изучения биологических явлений, которыми вла­деет учащийся; 3) неизвестное составляет подлежащую усвоению закономерность или способ действия; 4) выполнение задания вы­зывает у учащихся потребность в усваиваемом знании; 5) возник­шую проблемную ситуацию формулирует учитель при указании учащемуся на причины невыполнения задания или невозможнос­ти объяснить какие-либо факты.

Вопросы для актуализации материала. Как вы думаете, какой из названных методов при обучении биологии получает преимущественное применение? Почему?

Для уроков биологии можно выделить три типа проблемных ситуаций: в основе первой лежат противоречия в самих научных фактах (птицы приспособлены к полету, но не все птицы летают); для второй характерны противоречия между житейскими пред­ставлениями и научным объяснением фактов (повышение темпе­ратуры, с которым борется медицина, — защитная реакция при болезни); третья строится на противоречии между имеющимися знаниями и новыми фактами, которые невозможно объяснить

Таблица 4.9


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал