Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половое воспитание






Ключевые понятия. Половое воспитание, аспекты полового воспита­ния при изучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать содержание понятия о половом воспитании учащихся. 2. Называть и кратко характе­ризовать аспекты полового воспитания в школьной биологии. 3. Выде­лять разделы школьных программ, имеющих потенциальные возможно­сти для полового воспитания. 4. Применять теоретические знания о по­ловом воспитании для совершенствования процесса полового воспита­ния учащихся.

В настоящее время половое воспитание учащихся выступает как комплексная проблема. Главными факторами, усугубляющи­ми ее остроту и сложность, являются всеобщее снижение мораль­ных требований в отношениях полов, пропаганда средствами мас­совой информации свободы полового поведения, кризис семей­ных отношений, внебрачная беременность несовершеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве и проституция. К сожалению, в нашей стране отсутствует четкая система полового воспитания молодого поколения, особенно уча­щихся общеобразовательной школы, а реализуются ее отдельные аспекты. К таковым относятся медико-генетический и нравствен­но-этический аспекты.

Одно из определений полового воспитания учащихся можно предложить следующее — это система воспитательной и про­светительской работы в целях формирования полового поведе­ния, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни.

В современных условиях основные и общие задачи школы по половому воспитанию заключаются в формировании полороле-вой идентификации мужского и женского поведения, становле­нии психосексуальной и нравственной культуры поведения в со­ответствии с общественными нормами и, наконец, в постепенной подготовке к ответственному семейному делу и родительству. Ре­шая эти задачи, школа должна обучать и просвещать, а самое глав­ное воспитывать, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение учащихся.

В школьных условиях вопросы полового воспитания можно рассмотреть при изучении разных предметов и во время вне­классной работы учащихся. Для этого учителю биологии важно иметь представление о трех аспектах полового воспитания уча­щихся — медико-генетическом, просветительском и нравствен­но-этическом.

Первый аспект отражает материал о предупреждении ранней половой жизни и беременности, профилактике заболеваний, пе­редающихся половым путем. Основой такой превентивной рабо­ты является аргументация положений об опасных последствиях аморального поведения, особенно в подростковом возрасте.

Второй аспект связан с выработкой линии поведения человека по отношению к лицам противоположного пола и невозможнос­ти поступков, противоречащих моральным устоям общества.

Третий аспект является ведущим. Его основой выступает фор­мирование поведения на нравственной основе. При этом наблю­дается некоторая оторванность решения вопроса полового воспи­тания учащихся от физиологического его содержания.

Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните из курса об­щей педагогики материал о половом воспитании учащихся общеобразо­вательной школы. На какие его аспекты было обращено большее внима­ние? Почему? 2. В школе, где вы учились, решалась ли проблема поло­вого воспитания учащихся? Что для этого делали администрация, класс­ный руководитель и учитель биологии?

При изучении школьной биологии половое воспитание важно рассматривать как составную часть нравственного, санитарно-ги­гиенического и эстетического воспитания. Разные разделы школь­ной биологии имеют определенные потенциальные возможности для решения проблемы полового воспитания учащихся.

Изучая раздел «Растения», можно акцентировать внимание уча­щихся на способах размножения и сущности оплодотворения у цветковых растений. Раздел «Животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, их функционировании, спо­собах размножения животных и ухаживания за потомством. Важ­но постоянно подчеркивать мысль о том, что в природных усло­виях не возникает нового поколения живых организмов при од­нополых отношениях и скрещивании особей разных видов. Наи­большие возможности для полового воспитания имеет раздел «Че­ловек и его здоровье». При изучении материала о развитии чело­веческого организма целесообразно актуализировать содержания вопросов о биологическом значении размножения, способах раз­множения растений и животных, половых клетках и сущности оплодотворения, а также о развитии зародыша человека. Эти воп­росы должны обсуждаться во взаимосвязи с предшествующими разделами. Учащихся постепенно подводят к выводу о том, что существование вида может прерваться, если отдельные организ­мы не в состоянии были бы продолжать род.

Практика обучения биологии показывает, что учащиеся 9 класса с интересом принимают участие в обсуждении материала о внут­ренних органах размножения у высших млекопитающих — се­менниках и яичниках, выводящих половые клетки протоках, мат­ке как органе, в котором развивается зародыш. В процессе обсуж­дения выясняется сходство в строении органов размножения мле­копитающих и человека. Настроив учащихся на серьезное вос­приятие материала, учитель поясняет, как образуются зародыш и плод ребенка в организме матери. Демонстрируя видеоматериалы или таблицы, необходимо в общих чертах представить краткую характеристику развития плода в сравнении с зародышевым раз­витием высших млекопитающих. Важно подчеркивать, что разви­тие плода зависит от материнского организма, ибо он приспосаб­ливается к беременности и предстоящим родам под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

При представлении учащимся основных возрастных перио­дов жизни человека необходимо привлечь их внимание к изме­нениям организма в связи с половым созреванием. Известно, что изложение этого материала вытекает из системы формируе­мых биологических понятий, которые высвечиваются в аспекте нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение человека.

Дополнениями к урокам могут быть индивидуальные и груп­повые беседы по вопросам гигиены пола и нравственно-эстети­ческим правилам поведения отдельно для мальчиков и для дево­чек. Практика школы показала, что беседы о взаимоотношениях пола, гигиене женского и мужского организма и др. лучше прово­дить школьным медицинским работникам с участием учителя биологии. Подобные беседы выходят за рамки гигиенических тем и касаются анатомо-физиологических вопросов о развитии чело­века, а также нравственной стороны его поведения. Основное со­держание этих бесед в общем сводится к обсуждению таких ас­пектов полового воспитания, как половое созревание и пробуж­дение чувства любви, любовь — одно из человеческих чувств, физиология и гигиена половых органов, особенности развития организма в период полового созревания, физические нагрузки и упражнения, здоровый образ жизни и половое созревание.

При проведении бесед по обозначенным темам важно подчер­кивать, что биологические основы полового чувства человека, ха­рактерного в форме инстинкта животным, проявляется в двух на­чалах — биологическом и нравственном. Нравственное начало в человеке необходимо культивировать при изучении разных пред­метов — литературы, искусства, истории и обществознания. Они позволяют при использовании художественных произведений, литературных отрывков из книг писателей раскрывать высокие идеалы любви, верности, дружбы, счастья, доброты и красоты. Чрезвычайно важно, чтобы биологические знания согласовыва­лись с нравственными чувствами, убеждениями и взглядами уча­щихся. Вопросы полового воспитания учащихся необходимо сис­тематически включать в беседы с родителями и готовить физио­логически и педагогически грамотно их решение в условиях се­мейного воспитания.

Вопросы для актуализации материала. 1. Планировалось ли вами решение вопросов полового воспитания учащихся в период педагоги­ческой практики при их обучении биологии? Ответ аргументируйте. 2. Как решался в это же время обозначенный вопрос в системе работы классного руководителя?

 
Таблица 5.1 Санитарно-гигиеническое содержание раздела «Растения»

Итак, школьная биология для полового воспитания имеет оп­ределенные потенциальные возможности. При изучении каждого раздела следует концентрировать внимание учащихся на вопросах взаимоотношения полов. С учетом специфики школьной биоло­гии важно осуществлять половое воспитание как воспитание об­щей культуры личности.

 

Тема Санитарно-гигиеническое содержание Возможные методы
Введение Растения как фактор фор- Объяснение учителя с де-
  мирования окружающей среды монстрацией результатов виртуального опыта по вы­делению растениями кис­лорода, рассказ о трофиче­ской и топической роли растений и др.
Многообра­зие растений Многообразие растений на планете, их здоровье-сберегающее и рекре­ационное значение Убеждение учащихся в со­хранении многообразия растений на Земле; показ эстетической, здоровьесбе-регающей и рекреацион­ной ценности растений и
    их сообществ
Органы цвет­ковых расте­ний: семя, ко­рень, побег, цветок, плод Пищевая и биологическая ценность растений, ле­карственные свойства растений Доказательство лекарст­венных, пищевых и биоло­гических ценностей расте­ний и их отдельных частей на примере своего региона
Основные процессы жизнедеятель­ности расте­ний Ценность растений в фор­мировании жизнепригод-ной среды земной планеты Демонстрация с помощью мультимедиа-средств про­цессов дыхания и фото­синтеза растений, оказы-
  вающих влияние на посто­янство газового состава атмосферного воздуха
Царство Растения Разнообразие видов рас­тений планеты, лечебное и профилактическое зна­чение растений для чело- Демонстрация разнообра­зия видов растений и объ­яснение отдельных их ле­чебных и профилактиче-
  века ских свойств
Царство Бактерии Значение бактерий на пла­нете, профилактические прививки как средство пре­дупреждения инфекцион­ных заболеваний человека Демонстрация результатов виртуального опыта о за­щитных свойствах бакте­рий для человека
Царство Грибы Виды ядовитых грибов, гри­бы съедобные и несъедоб­ные, практическое значение плесневых грибов, произ­водство медикаментов для их использования при лече­нии различных заболеваний Демонстрация местных видов съедобных и несъе­добных грибов, обсужде­ние проблемы использо­вания плесневых грибов в фармацевтической про­мышленности

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из по­нятий о половом воспитании учащихся. 2. Назовите и кратко охаракте­ризуйте основные аспекты полового воспитания. 3. Просмотрите один из вариантов программ биологии (раздел «Животные») и выделите темы, которые имеют наибольший потенциал для полового воспитания уча­щихся. Сделайте соответствующие записи в рабочей тетради. 4. На при­мерах тем «Роль половых желез в развитии организма», «Особенности высшей нервной деятельности человека», «Внутриутробное развитие и роды» определите содержание учебного материала, имеющего значение для полового воспитания. Сформулируйте задачи урока с позиций поло­вого воспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал