Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Половое воспитание
Ключевые понятия. Половое воспитание, аспекты полового воспитания при изучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1, Выражать содержание понятия о половом воспитании учащихся. 2. Называть и кратко характеризовать аспекты полового воспитания в школьной биологии. 3. Выделять разделы школьных программ, имеющих потенциальные возможности для полового воспитания. 4. Применять теоретические знания о половом воспитании для совершенствования процесса полового воспитания учащихся. В настоящее время половое воспитание учащихся выступает как комплексная проблема. Главными факторами, усугубляющими ее остроту и сложность, являются всеобщее снижение моральных требований в отношениях полов, пропаганда средствами массовой информации свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовершеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве и проституция. К сожалению, в нашей стране отсутствует четкая система полового воспитания молодого поколения, особенно учащихся общеобразовательной школы, а реализуются ее отдельные аспекты. К таковым относятся медико-генетический и нравственно-этический аспекты. Одно из определений полового воспитания учащихся можно предложить следующее — это система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни. В современных условиях основные и общие задачи школы по половому воспитанию заключаются в формировании полороле-вой идентификации мужского и женского поведения, становлении психосексуальной и нравственной культуры поведения в соответствии с общественными нормами и, наконец, в постепенной подготовке к ответственному семейному делу и родительству. Решая эти задачи, школа должна обучать и просвещать, а самое главное воспитывать, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение учащихся. В школьных условиях вопросы полового воспитания можно рассмотреть при изучении разных предметов и во время внеклассной работы учащихся. Для этого учителю биологии важно иметь представление о трех аспектах полового воспитания учащихся — медико-генетическом, просветительском и нравственно-этическом. Первый аспект отражает материал о предупреждении ранней половой жизни и беременности, профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Основой такой превентивной работы является аргументация положений об опасных последствиях аморального поведения, особенно в подростковом возрасте. Второй аспект связан с выработкой линии поведения человека по отношению к лицам противоположного пола и невозможности поступков, противоречащих моральным устоям общества. Третий аспект является ведущим. Его основой выступает формирование поведения на нравственной основе. При этом наблюдается некоторая оторванность решения вопроса полового воспитания учащихся от физиологического его содержания. Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните из курса общей педагогики материал о половом воспитании учащихся общеобразовательной школы. На какие его аспекты было обращено большее внимание? Почему? 2. В школе, где вы учились, решалась ли проблема полового воспитания учащихся? Что для этого делали администрация, классный руководитель и учитель биологии? При изучении школьной биологии половое воспитание важно рассматривать как составную часть нравственного, санитарно-гигиенического и эстетического воспитания. Разные разделы школьной биологии имеют определенные потенциальные возможности для решения проблемы полового воспитания учащихся. Изучая раздел «Растения», можно акцентировать внимание учащихся на способах размножения и сущности оплодотворения у цветковых растений. Раздел «Животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, их функционировании, способах размножения животных и ухаживания за потомством. Важно постоянно подчеркивать мысль о том, что в природных условиях не возникает нового поколения живых организмов при однополых отношениях и скрещивании особей разных видов. Наибольшие возможности для полового воспитания имеет раздел «Человек и его здоровье». При изучении материала о развитии человеческого организма целесообразно актуализировать содержания вопросов о биологическом значении размножения, способах размножения растений и животных, половых клетках и сущности оплодотворения, а также о развитии зародыша человека. Эти вопросы должны обсуждаться во взаимосвязи с предшествующими разделами. Учащихся постепенно подводят к выводу о том, что существование вида может прерваться, если отдельные организмы не в состоянии были бы продолжать род. Практика обучения биологии показывает, что учащиеся 9 класса с интересом принимают участие в обсуждении материала о внутренних органах размножения у высших млекопитающих — семенниках и яичниках, выводящих половые клетки протоках, матке как органе, в котором развивается зародыш. В процессе обсуждения выясняется сходство в строении органов размножения млекопитающих и человека. Настроив учащихся на серьезное восприятие материала, учитель поясняет, как образуются зародыш и плод ребенка в организме матери. Демонстрируя видеоматериалы или таблицы, необходимо в общих чертах представить краткую характеристику развития плода в сравнении с зародышевым развитием высших млекопитающих. Важно подчеркивать, что развитие плода зависит от материнского организма, ибо он приспосабливается к беременности и предстоящим родам под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. При представлении учащимся основных возрастных периодов жизни человека необходимо привлечь их внимание к изменениям организма в связи с половым созреванием. Известно, что изложение этого материала вытекает из системы формируемых биологических понятий, которые высвечиваются в аспекте нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение человека. Дополнениями к урокам могут быть индивидуальные и групповые беседы по вопросам гигиены пола и нравственно-эстетическим правилам поведения отдельно для мальчиков и для девочек. Практика школы показала, что беседы о взаимоотношениях пола, гигиене женского и мужского организма и др. лучше проводить школьным медицинским работникам с участием учителя биологии. Подобные беседы выходят за рамки гигиенических тем и касаются анатомо-физиологических вопросов о развитии человека, а также нравственной стороны его поведения. Основное содержание этих бесед в общем сводится к обсуждению таких аспектов полового воспитания, как половое созревание и пробуждение чувства любви, любовь — одно из человеческих чувств, физиология и гигиена половых органов, особенности развития организма в период полового созревания, физические нагрузки и упражнения, здоровый образ жизни и половое созревание. При проведении бесед по обозначенным темам важно подчеркивать, что биологические основы полового чувства человека, характерного в форме инстинкта животным, проявляется в двух началах — биологическом и нравственном. Нравственное начало в человеке необходимо культивировать при изучении разных предметов — литературы, искусства, истории и обществознания. Они позволяют при использовании художественных произведений, литературных отрывков из книг писателей раскрывать высокие идеалы любви, верности, дружбы, счастья, доброты и красоты. Чрезвычайно важно, чтобы биологические знания согласовывались с нравственными чувствами, убеждениями и взглядами учащихся. Вопросы полового воспитания учащихся необходимо систематически включать в беседы с родителями и готовить физиологически и педагогически грамотно их решение в условиях семейного воспитания. Вопросы для актуализации материала. 1. Планировалось ли вами решение вопросов полового воспитания учащихся в период педагогической практики при их обучении биологии? Ответ аргументируйте. 2. Как решался в это же время обозначенный вопрос в системе работы классного руководителя?
Итак, школьная биология для полового воспитания имеет определенные потенциальные возможности. При изучении каждого раздела следует концентрировать внимание учащихся на вопросах взаимоотношения полов. С учетом специфики школьной биологии важно осуществлять половое воспитание как воспитание общей культуры личности.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из понятий о половом воспитании учащихся. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные аспекты полового воспитания. 3. Просмотрите один из вариантов программ биологии (раздел «Животные») и выделите темы, которые имеют наибольший потенциал для полового воспитания учащихся. Сделайте соответствующие записи в рабочей тетради. 4. На примерах тем «Роль половых желез в развитии организма», «Особенности высшей нервной деятельности человека», «Внутриутробное развитие и роды» определите содержание учебного материала, имеющего значение для полового воспитания. Сформулируйте задачи урока с позиций полового воспитания.
|