Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительные признаки традиционного и исследовательского обучения биологии
(мутации в большинстве случаев вредны для особи; каким же образом они играют положительную роль в эволюции видов?). Использование обоих методов оказывает положительное влияние на формирование устойчивого интереса к биологии и развитие способов интеллектуальной деятельности. В связи с этим учителю биологии важно иметь четкое представление об элементах проблемного урока. Таковыми являются: 1) актуализация прежних знаний учащихся; 2) усвоение новых знаний и способов действия; 3) совершенствование имеющихся умений. Подобная структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока. Поскольку показателем проблемного урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности (что естественно), они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; 2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы. Структура проблемного урока (сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения) создает возможность эффективного управления учебной деятельностью. • Смысл исследовательского метода заключается в самостоятельном решении учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, использование соответствующих методов познания, формулирование выводов, закона или закономерности. Этот метод позволяет приобщить учащихся к творческой деятельности с помощью заданий, которые составят их перед необходимостью «пройти путь ученого». Сущность исследовательского метода полноценно раскрывается при сравнении признаков традиционного и исследовательского обучения биологии (табл. 4.9). Исследовательский метод требует определенной подготовки учащихся. Важно предусмотреть соответствующее оборудование — справочники, биологическую литературу, гербарный материал, коллекции и др. Этот метод необходим для лучшего познания эволюционных, филогенетических, экологических и генетических явлений. При его реализации осуществляются сбор и обработка фактов, собранных в природе, на производстве, на определенных сайтах Интернета. Учитель заранее дает школьникам задания, консультирует, планирует их выполнение к определенному сроку. Вопросы для актуализации материала. Вспомните свои школьные годы и скажите: часто ли использовались признаки исследовательского обучения вашими учителями. Да. Нет. Почему? Практика обучения биологии показывает, что эффективность подготовки учащихся усиливается, если исследовательский метод используется на уроках. Поэтому учителя-новаторы хотя бы один из уроков темы обязательно проводят с исследованием этого метода. Приведем пример урока исследования на тему «Прокариоты и эукариоты», при изучении которой обязательно выполняется лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». Задачи урока: образовательные — выявить особенности строения прокариотических и эукариотических клеток; развивающие — использовать умения самостоятельной работы с микроскопом для сравнения клеток между собой по строению, объяснения процесса эволюции бактерий, животных, растений и грибов; воспитательные — способствовать формированию научного мировоззрения. После вступительного слова учитель предлагает учащимся сформулировать проблему, которая будет решаться на уроке: научное объяснение эволюции органического мира на основании особенностей строения клеток представителей различных царств живой природы. Основная цель лабораторной работы — установление особенностей строения клеток различных организмов, цитологическое сравнение бактерий, грибов, животных и растений, формулирование положений об их эволюции. Совместными усилиями определяются этапы исследования: 1) расширение и закрепление знаний об органоидах клетки; 2) изучение микропрепаратов клеток под микроскопом; 3) выяснение особенностей строения клеток разных организмов, их сходства и различия; 4) объяснение причин сходства и различия клеток растений, животных, бактерий и грибов, формулирование вывода об их эволюции. Затем учащиеся выполняют исследование. На первом этапе находят по учебнику материал об органоидах клетки и отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы учитель подводит учащихся к мысли о том, что не все клетки имеют ядро. По этому признаку организмы делятся на две группы: предъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). Каковы особенности их строения? На втором этапе учащиеся выполняют лабораторную работу. Они делятся на четыре группы. Первая группа готовит микропрепарат кожицы лука и с помощью микроскопа выясняет особенности строения растительной клетки. Вторая группа рассматривает дрожжевую клетку и определяет ее особенности. Третья группа изучает культуру сенной палочки и характеризует специфику бактериальной клетки. Четвертая исследует фиксированный микропрепарат яйцеклетки млекопитающих. Учащиеся каждой группы делают соответствующие рисунки в тетрадях и надписывают их. С помощью учебника и дополнительных текстов указывают функции отдельных органоидов и клеток в целом. По итогам обсуждения результатов исследования каждая из групп формулирует выводы. При их анализе на доске пишут черты сходства и различия в строении бактериальной, грибной, растительной и животной клеток. Черты сходства: наличие оболочки, жидкой цитоплазмы с органоидами, хромосом с наследственной информацией. Черты различия: а) бактериальная клетка имеет простое строение (не содержит мембранных органоидов, в том числе ядра), жесткую клеточную оболочку — клеточную стенку, как правило, состоящую из пептидогликанов, одну кольцевую хромосому, расположенную прямо в цитоплазме; б) грибная клетка имеет ядро, твердую клеточную оболочку (стенку), состоящую из полисахарида хитина, вакуоль, отсутствуют пластиды; в) растительная клетка имеет ядро, пластиды, крупную центральную вакуоль, которая иногда отодвигает ядро к периферии, толстую и прочную клеточную оболочку (стенку), состоящую в основном из клетчатки; г) животная клетка имеет ядро, очень тонкую и эластичную клеточную оболочку, состоящую из полисахаридов и белков, центральная вакуоль отсутствует. На третьем этапе учащиеся формулируют общий вывод: признаки сходства позволяют утверждать о едином происхождении клеток, а признаки различия — о разных эволюционных путях развития и формирования клеток прокариот и эукариот. Вместе с тем подчеркивается, что суждения о простом и сложном в биологических системах являются условными, ибо зачастую высокоорганизованные существа уступают низкоорганизованным в приспособленности к меняющимся условиям окружающей среды. Итак, исследовательский метод на уроке позволяет учащимся самостоятельно, применив имеющиеся у них теоретические знания и практические умения, получить «новые» сведения о биологических объектах. Такое учебное исследование оказывает положительное влияние на качество обучения. Для формирования опыта творческой деятельности при обучении биологии учителю необходимо соблюдать некоторые условия: воздерживаться от излишних оценок действий учащихся; показывать им возможность использования метафор и аналогий; поддерживать живость воображения; устранять внутренние препятствия для мышления; расширять фонд знаний; помогать учащимся видеть смыслы; обучать использованию мыслительных операций и критическому мышлению. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему современному школьнику необходимо овладевать опытом творческой деятельности при изучении биологии? 2. В чем заключается смысл творческой деятельности учащихся, связанной с изучением живой природы? 3. Какие новые продукты могут создавать учащиеся при изучении живых объектов? 4. В чем заключается творческий смысл эвристической беседы и диспута при обучении биологии? 5. Почему методы проблемного изложения и проблемных ситуаций относят к группе творческих? На его основе составьте технологическую цепочку разрешения проблемной ситуации учащимися. 6. Вам предложено проблемное задание: «Известно, что в листьях зеленых растений на свету образуется органическое вещество, которое используется в жизнедеятельности растений и откладывается в запасающих органах. Однако в практике выращивания некоторых овощных культур обламывают зеленые побеги». Как обосновать целесообразность этого приема? 7. В чем заключается смысл исследовательского метода? Почему передовые учителя биологии все чаще используют его в своей практике? Глава 5 ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
5.1. Воспитание мировоззрения
Ключевые понятия. Научное мировоззрение, пути и способы воспитания мировоззрения. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о мировоззрении. 2. Называть и объяснять пути и способы воспитания мировоззрения при изучении биологии. В настоящее время воспитание мировоззрения у учащихся является одной из актуальных проблем. Это связано с изменением содержания общего образования в контексте новых документов, имеющих государственное значение и ориентирующих учащихся на усвоение научной картины мира. Мировоззрение — система философских, научных, социальных, политических, этических, эстетических и других взглядов и убеждений, отражающих в сознании человека общую картину мира и определяющих направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения как основные компоненты мировоззрения — это принятые человеком достоверные и эмоционально переживаемые представления о мире. Усвоение мировоззренческих аспектов сознания обеспечивается отбором содержания учебного материала, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой сфере деятельности, а также межпредметными связями. Взгляды и убеждения, как утверждают педагоги и методисты, формируются в коммуникативной, трудовой, общественной, художественной, технической, учебно-познавательной, исследовательской и других видах деятельности. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. Сейчас при формировании мировоззренческих убеждений, установок учащихся разумно соблюдать уважение и терпимость к их взглядам, необходимые для самоопределения личности при свободном выборе решений и проявлении ответственности за свои поступки. Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к философским и педагогическим источникам, найдите в них другие определения понятия о мировоззрении. Созвучны ли они по содержанию с приведенным определением в тексте? Какому определению вы отдаете предпочтение? Ответ обоснуйте. Формирование научного мировоззрения — одна из важнейших задач биологического образования. Изучение живой природы во всем ее многообразии с позиции учения об уровнях ее организации и эволюции, раскрытия связей в живых системах и природе в целом, причин преобразования органического мира, показа диалектики природы способствуют приобретению учащимися умений логически мыслить при использовании понятий, устанавливать материальную суть явлений и процессов, обосновывать их с научных позиций. На основе диалектического метода природные явления и живые системы представляются как изменяющиеся в результате взаимодействия согласованных и несогласованных процессов. Благодаря этому методу каждое явление живой природы представляется в неразрывной связи с другими явлениями, в большинстве своем в развитии, движении от простого к сложному, от низшего к высшему с акцентированием внимания на противоречивости характера жизненных процессов. Учителю биологии важно руководствоваться основными положениями материалистического миропонимания при подборе и изложении материала биологического содержания, используя научное объяснение фактов, закономерностей, идей и приучая учащихся правильно осмысливать их. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся убеждений в том, что биологические явления объективны и протекают независимо от сознания человека. Одним из основных положений биологии, имеющих методологическое значение, является целостность жизни организма. Она представляется как система взаимосвязанных органов, выполняющих определенные функции. Большим мировоззренческим потенциалом обладает материал о строении органов в связи с их функциями. Так, например, при рассмотрении морфологических особенностей корня, листа, стебля, семени и микроскопического их строения учителю важно показать целое растение, живое или изображенное в иллюстрациях, сообщить его название и место произрастания. Необходимо установить соотношения органов как корреляционные. В разделе «Животные» при анатомо-морфоло-гическом описании типичных представителей основных групп животных подробное описание отдельных систем органов «затеняет» организм как целое. Поэтому необходимо постоянно обращать внимание на установление связей между особенностями строения, функционированием как определенной структурной единицы организма. Положение о целостности жизни организма обязывает учителя к серьезной поурочной подготовке. В разделах «Растения» и «Животные» необходимо показывать приспособления к факторам среды обитания, филогенетические связи и особенности местообитания в общей. Содержание этого материала обеспечивает научное осмысление явлений живой природы. Жизнь любого организма нужно показывать в динамике и связях в живых системах более высокого ранга — популяциях, биоценозах и экосистемах. Изучение жизни как биологического явления должно основываться на рассмотрении обмена веществ, превращения их энергии, фотосинтеза и хемосинтеза. Это способствует успешной подготовке учащихся к восприятию представлений о биосфере как целостном образовании и исторически развивающейся живой оболочке Земли. Пониманию репродуктивных свойств живого способствует изучение материальных основ наследственности, роли ДНК и РНК, кода наследственности, вопроса о целостности и реальности вида и его относительном постоянстве. Знания о молекулярных механизмах обмена веществ позволяют успешно создавать биоинженерные продукты и моделировать биогенные процессы. Это способствует мировосприятию учащихся не на орган -но-организменном, а на молекулярно-клеточном уровне. В разделах «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье» важно обобщенно раскрывать особенности не только индивидуального, но и исторического развития организма. Изучая таксономические группы животных с мировоззренческих позиций, важно сравнивать особенности строения и функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения у позвоночных, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, показывать эволюционный ряд в их развитии. Это помогает выявлять причинно-следственные связи и способствует утверждению исторического метода в изучении биологического материала. Важное значение для формирования научного взгляда на природу имеют и многие явления, обеспечивающие ее самоорганизацию, саморегуляцию и устойчивое состояние. Большая часть содержания курса биологии основывается на фактическом материале, подтверждающем единство мира. Так, например, клеточная форма жизни, о которой учащиеся узнают с 6 класса, характерна для нашей планеты как элементарная единица живого — целостная система. Единство мира доказывается также общностью химических элементов, входящих в состав живых существ, общностью структур, обусловливающих жизнедеятельность клетки, генетического аппарата, обмена веществ, дискретности, раздражимости и других свойств организма. Каждый организм в течение жизни развивается, качественно изменяясь под влиянием внутренних и внешних причин. Его развитие в целом происходит в борьбе противоположных явлений. Многие явления в жизни организмов становятся понятнее и лучше запоминаются при сопоставлении и показе их противоречивого характера. Это относится в первую очередь к процессам ассимиляции углекислого газа и дыхания, испарения и поступления воды в растение; изменчивости и наследственности, взаимоотношений организма и среды, признаков организации и адаптации, сосуществования высших и низших организмов. Единство прогресса и регресса, неразрывность во времени и пространстве этих двух сторон в саморазвитии органического мира, органическая целесообразность и одновременно ее относительность, взаимосвязь онтогенеза с филогенезом позволяют учащимся понимать развитие в природе через единство и борьбу противоположностей. Один из существенных вопросов в воспитании мировоззрения — связь теории с практикой. Биология является теоретической основой для сельского хозяйства, природопользования, медицины, общественной гигиены, лесоводства, рыболовства, звероводства, биотехнологии, космической медицины, генной инженерии и даже техники. Связь между биологической наукой и практикой раскрывается при выполнении учащимися лабораторных, практических и общественно полезных работ. Биологические знания и предметные умения в школьных условиях возможно успешно применять при проведении опытно-экспериментальной работы на пришкольном участке, в ходе наблюдений на экскурсиях и полевых практикумах. В результате этого у учащихся будет воспитываться не только понимание связи теории с практикой, но и умение ее устанавливать. Само по себе изучение многих биологических понятий не обладает большим мировоззренческим потенциалом. Напротив, об успехе работы учителя по воспитанию научного мировоззрения учащихся скорее служат самостоятельно проведенные ими исследования, обсужденные на различных конференциях, семинарах, дискуссиях и др. Таким образом, продумывая всю работу, учитель намечает не только методы передачи учащимся знаний, обусловленных программой, но и организацию системы воспитания научно-материалистического мировоззрения. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите одно из определений понятия о мировоззрении? 2. Назовите некоторые пути воспитания мировоззрения при обучении. 3. Подумайте и приведете примеры тем уроков по разделу «Животные» и «Общая биология», содержание которых будет способствовать формированию научного мировоззрения. 4. С помощью каких методов и средств можно формировать научное мировоззрение? 5. К урокам по темам «Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных» (7 кл.), «Разнообразие живых организмов и общие основы жизни» (9 кл.), «Ч.Дарвин — создатель материалистической теории эволюции» (9 кл.) сформулируйте воспитательные задачи в мировоззренческом ключе.
|