Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоционально-ценностные отношения к объектам живой природы в школьной биологии
В их основе лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития и связанные с отношениями. Это потребность в общении, потребность в труде, потребность в познании, потребность в нравственном поведении, потребность быть здоровым, потребность в восприятии прекрасного, потребность проявлять патриотизм и др. Учитывая сказанное, возникает возможность выразить содержание учебного материала об эмоционально-ценностных отношениях к объектам живой природы в школьной биологии (табл. 4.7). Вопросы для актуализации материала. 1. В вариантах каких школьных программ и учебников по биологии более полно отражен материал об эмоционально-ценностных отношениях к объектам живой природы? 2. Какими суждениями вы дополнили бы материал табл. 4.7? Побуждению учащихся к учебной, трудовой, игровой и коммуникативной деятельности способствуют определенные методы обучения. Исследования Ю.К.Бабанского (1985), И.Я.Лернера (1981), В. В. Николиной (1999) позволяют утверждать, что основу методов усвоения материала составляют стимулирование деятельности и направленное воздействие на эмоционально-ценностную сферу учащихся. Совокупность таких методов можно представить в трех группах: 1) методы эмоционально-ценностного стимулирования — экспрессивно-личностные ситуации, ситуации эмоционально-эстетического и эмоционально-этического переживания, ситуации оценки универсальной ценности живой природы, ситуации для понимания личной значимости изучаемого материала; 2) методы ценностного обмена содержанием учебного материала — диалогическое общение, включение учащихся в имитационные и неимитационные игры; 3) методы рефлексии — предметная, процессуальная и личностная. Важное значение для эффективного обучения учащихся имеет конкретизация первой группы методов (табл. 4.8). Данная группа методов воздействует на мотивационную сферу учащихся и способствует переводу познавательного содержания материала объектов живой природы в эмоциональное и ценностное. Например, методы оценки универсальной ценности позволяют учащимся осознавать смысл понятия оценочного суждения и применять его для обоснования необходимости сохранения всех биологических объектов. Методы создания экспрессивно-личностных ситуаций, в основе которых лежит экспрессия чувств человека, дают возможность стимулировать эмоциональную сферу, в частности реакции сопереживания. Это в свою очередь облегчает учащимся работу по определению значения факторов живой природы для полноценной жизни человека и общества. Таблица 4.8
|