Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды учебных умений и их структура
Умения объяснять, экспериментировать, наблюдать, устанавливать причинные, функциональные и структурные связи вызывают затруднения у учащихся, ибо требуют от них выполнения более сложного ряда действий. При этом невозможно обойтись без применения письменных предписаний, инструкций и памяток, в которых разъясняется последовательность выполнения задания. Следовательно, смысл первого этапа формирования учебных умений заключается в первичном усвоении способа действий. По мнению В.Ф. Морозовой, этот способ определяется как «внешними», зависящими от учителя условиями, так и «внутренними», определяемыми индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Представим пример формирования умений анализировать и сравнивать биологические объекты (табл. 4.6). К «внешним» условиям на обозначенном этапе относятся содержание учебного материала и методы его предъявления учащимся, а также использование изобразительных и натуральных средств. Основным источником знаний в этом случае выступает учебник. Он является и средством обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы разъяснить учащимся способы действий, добиться их понимания и применения в процессе усвоения учебного материала. Из «внутренних» условий принимаются во внимание запас знаний, возрастные особенности учащихся и интерес к изучаемому материалу. Шестиклассники не обладают большой самостоятельностью при выполнении учебных заданий. Поэтому на первом этапе необходимо конкретизировать и уточнять суждения заданий. При выполнении задания учителю следует оказать помощь учащимся в осмыслении образца деятельности, уяснении логической последовательности выполнения совокупности действий, составляющих структуру умения. Учителю важно также ориентировать каждого учащегося к выполнению действий. Конкретное действие при его закреплении становится элементом механизма самостоятельной познавательной деятельности школьника. Работа на первом этапе в основном заключается в выполнении алгоритмических предписаний. На втором этапе формирования умений необходимо организовать работу по его закреплению. Для этого учащимся предлагается выполнение упражнений, которые требуют использования действий, составляющих умение в целом. При этом могут использоваться материалы учебника, изобразительные и натуральные средства. Упражнения выполняются учащимися как в материале, при изучении которого введен прием, так и в новых темах. К примеру, в разделе «Растения» может закрепляться прием сравнения объектов на основе материала о клеточном строении и жизнедеятельности, который ранее был введен при рассмотрении внешнего строения растений. На третьем этапе формирования умений важно научить учащихся переносу способа действий. При этом следует актуализировать их представление об умении в целом и совокупности действий его составляющих. Далее учащимся предлагается самостоятельное выполнение заданий, приучающих реализации соответствующих действий при решении новых задач. Например, при изучении раздела «Растения» ранее введенные приемы анализа и сравнения актуализируются и используются для эффективного усвоения биологического материала об особенностях классов и семейств цветковых растений. Таким образом, учащиеся постепенно включаются в творческую деятельность. Усвоенные приемы в разделе «Растения» учащиеся могут успешно переносить на материалы раздела «Животные». Важным моментом методики формирования умений является выбор показателей его усвоенности. Прием считается усвоенным в том случае, если учащийся может рассказать, из каких действий состоит прием, и осуществить перенос приема с обучающих задач на контрольные. От этапа к этапу важно увеличивать степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это достигается путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства учителя деятельностью учащихся, заменой инструкций вопросами или заданиями разной степени сложности. Уровень сформированности умения определяется правильностью выполнения учащимися задания. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из определений понятий об умении и навыке. 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные группы и виды умений в школьной биологии. 3. На примере умения объяснять биологическое явление выразите структуру умения. 4. Назовите и аргументируйте методические условия формирования умений. 5. На примере умения описывать внутреннее строение сердца млекопитающего выразите общую методику формирования умений.
|