Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды учебных умений и их структура






Умения Структура умений
Описывать биоло­гический предмет и явления 1) Понять цель описания; 2) провести наблюдение и определить признаки предмета или явления; 3) выделить главные составные части; 4) устано­вить взаимосвязи между частями и указать их основные признаки; 5) составить описание (рас­сказ, характеристику)
Обосновывать (объяснять) био­логическое явление 1) Понять цель объяснения; 2) определить вид объяснения (причинное, функциональное, струк­турное, вероятностное); 3) установить взаимо­связи между явлениями и раскрыть их сущность;
  4) сформулировать вывод
Наблюдать биоло­гические объекты 1) Понять цель наблюдения; 2) выделить и рас­смотреть объект наблюдения; 3) выбрать признаки объекта в соответствии с целью задания; 4) иссле­довать признаки объекта визуально или с помощью приборов; 5) зафиксировать и записать результаты наблюдений; 6) сформулировать вывод о сущности наблюдаемого объекта
Экспериментиро­вать (проводить опыты) 1) Понять цель опыта; 2) подготовить необходимые объекты и приборы; 3) определить условия прове­дения опыта; 4) обозначить последовательность действий в проведении опыта с соблюдением пра­вил безопасности; 5) выполнить действие в поста­новке опыта; 6) провести наблюдение явлений в ходе опыта и объяснить причины полученного результата; 7) сформулировать вывод о сущности явления, изучаемого в опыте

Умения объяснять, экспериментировать, наблюдать, устанав­ливать причинные, функциональные и структурные связи вызы­вают затруднения у учащихся, ибо требуют от них выполнения более сложного ряда действий. При этом невозможно обойтись без применения письменных предписаний, инструкций и памя­ток, в которых разъясняется последовательность выполнения за­дания. Следовательно, смысл первого этапа формирования учеб­ных умений заключается в первичном усвоении способа действий. По мнению В.Ф. Морозовой, этот способ определяется как «вне­шними», зависящими от учителя условиями, так и «внутренни­ми», определяемыми индивидуальными и групповыми особенно­стями учащихся. Представим пример формирования умений ана­лизировать и сравнивать биологические объекты (табл. 4.6). К «внешним» условиям на обозначенном этапе относятся содер­жание учебного материала и методы его предъявления учащим­ся, а также использование изобразительных и натуральных средств. Основным источником знаний в этом случае выступает учебник. Он является и средством обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы разъяснить учащимся способы действий, добиться их понимания и применения в процессе усвоения учебного ма­териала.

Из «внутренних» условий принимаются во внимание запас зна­ний, возрастные особенности учащихся и интерес к изучаемому материалу. Шестиклассники не обладают большой самостоятель­ностью при выполнении учебных заданий. Поэтому на первом этапе необходимо конкретизировать и уточнять суждения зада­ний. При выполнении задания учителю следует оказать помощь учащимся в осмыслении образца деятельности, уяснении логи­ческой последовательности выполнения совокупности действий, составляющих структуру умения. Учителю важно также ориенти­ровать каждого учащегося к выполнению действий. Конкретное действие при его закреплении становится элементом механизма самостоятельной познавательной деятельности школьника. Рабо­та на первом этапе в основном заключается в выполнении алго­ритмических предписаний.

На втором этапе формирования умений необходимо организо­вать работу по его закреплению. Для этого учащимся предлагает­ся выполнение упражнений, которые требуют использования дей­ствий, составляющих умение в целом. При этом могут использо­ваться материалы учебника, изобразительные и натуральные сред­ства. Упражнения выполняются учащимися как в материале, при изучении которого введен прием, так и в новых темах. К приме­ру, в разделе «Растения» может закрепляться прием сравнения объектов на основе материала о клеточном строении и жизнедея­тельности, который ранее был введен при рассмотрении внешне­го строения растений.


На третьем этапе формирования умений важно научить уча­щихся переносу способа действий. При этом следует актуализи­ровать их представление об умении в целом и совокупности дей­ствий его составляющих. Далее учащимся предлагается самостоя­тельное выполнение заданий, приучающих реализации соответ­ствующих действий при решении новых задач. Например, при изучении раздела «Растения» ранее введенные приемы анализа и сравнения актуализируются и используются для эффективного усвоения биологического материала об особенностях классов и семейств цветковых растений.

Таким образом, учащиеся постепенно включаются в творче­скую деятельность. Усвоенные приемы в разделе «Растения» уча­щиеся могут успешно переносить на материалы раздела «Живот­ные». Важным моментом методики формирования умений явля­ется выбор показателей его усвоенности. Прием считается усво­енным в том случае, если учащийся может рассказать, из каких действий состоит прием, и осуществить перенос приема с обуча­ющих задач на контрольные.

От этапа к этапу важно увеличивать степень самостоятельнос­ти учащихся в выполнении заданий. Это достигается путем уп­ражнения и постепенного уменьшения непосредственного руко­водства учителя деятельностью учащихся, заменой инструкций вопросами или заданиями разной степени сложности. Уровень сформированности умения определяется правильностью выпол­нения учащимися задания.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте одно из определений понятий об умении и навыке. 2. Назовите и кратко оха­рактеризуйте основные группы и виды умений в школьной биологии. 3. На примере умения объяснять биологическое явление выразите струк­туру умения. 4. Назовите и аргументируйте методические условия фор­мирования умений. 5. На примере умения описывать внутреннее строе­ние сердца млекопитающего выразите общую методику формирования умений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал