Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Личная гигиена, самонаблюдение.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о личной гигиене. 2. Называть и аргументировать задачи сани­тарно-гигиенического воспитания. 3. Выделять разделы школьных про­грамм, имеющих потенциальные возможности для санитарно-гигиенического воспитания. 4. Применять теоретические знания о санитарно-гигиеническом воспитании для совершенствования педагогического про­цесса.

Санитарно-гигиеническое воспитание предполагает развитие способности личности проводить самонаблюдения, оценивать функциональное состояние своего организма и окружающей сре­ды, поддерживать его нормальное существование и выполнять оздоровительные действия. Основными его задачами в условиях общеобразовательной школы являются следующие: формирова­ние знаний о строении и функционировании организма челове­ка, факторах, оказывающих влияние на его состояние, а также о распространенных группах заболеваний, интеллектуальных и прак­тических умений по изучению, оценке и улучшению состояния своего здоровья и здоровья других людей с учетом местных усло­вий и традиций; укрепление физического здоровья и организация здорового образа жизни; стимулирование стремления к активной практической деятельности по охране ближайшей окружающей среды.

Известными методами санитарно-гигиенического воспитания являются повседневное наблюдение, индивидуальные и группо­вые диагностические беседы, естественный эксперимент, убежде­ние, метод положительного примера, метод приучения, а также одобрения и осуждения.

Формами такого воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, практические работы, выполнение домашних и летних заданий, проведение тематических вечеров, поиск и анализ мате­риалов на соответствующих сайтах поисковых систем.

Вопросы для актуализации материала. 1. С какими аспектами са­нитарно-гигиенического воспитания вы знакомились при изучении мор­фологии, анатомии и физиологии человека и основ общей экологии? 2. На какие формы и методы санитарно-гигиенического воспитания уча­щихся вы обратили внимание в период педагогической практики?

Школьный курс биологии играет существенную роль в сани­тарно-гигиеническом воспитании учащихся. Каждый его раздел в той или иной мере обладает возможностями для реализации обо­значенного аспекта воспитания.

В разделе «Растения» важно показать растительный организм как один из приоритетных факторов формирования окружающей среды. Известно, что растения в процессе фотосинтеза и дыхания вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ. В связи с этим важно постоянно подчеркивать необходимость сохранения растительного покрова земной планеты и региона проживания. Обобщенное представление о санитарно-гигиеническом материа­ле раздела «Растения» дан в табл. 5.1.

При изучении раздела «Животные» важно рассматривать жи­вотных как фактор, оказывающий влияние на здоровье человека и санитарно-гигиеническую обстановку локальных территорий, а также жилых и нежилых помещений. К сожалению, учитель био­логии не всегда фиксирует внимание учащихся на заболеваниях, связанных с жизнедеятельностью животных, о чем свидетельству­ет достаточно высокий процент заболеваемости детей школьного возраста болезнями, носителями которых являются животные. Обобщенный материал о санитарно-гигиеническом аспекте раз­дела «Животные» представлен в табл. 5.2.

 

 

Тема Санитарно-гигиенический материал
 
Подцарство Простейшие Болезнетворные простейшие — малярийный плазмодий, дизентерийная амеба; заболева­ния, вызываемые ими, меры профилактики, действия в случае заражения
   
Тип Круглые черви Черви-паразиты — аскариды и острицы; пути заражения ими человека, меры предупреж­дения заражения
Тип Членистоногие Клещи — переносчики энцефалита, вши — возвратного и сыпного типа, блохи — чумы, мухи — до ста видов болезней; предупрежде­ние заболеваний, правила личной и обще­ственной гигиены, первая медицинская по­мощь при укусах
Класс Пресмыкающиеся Змеи, предохранение от укусов и первая по­мощь при них; медицинское значение яда змей
Класс Птицы Орнитоз — заразное заболевание птиц, пере­даваемое человеку; птичий грипп и его пере-
  носчики; меры предупреждения данных за­болеваний
Класс Млекопитающие Заболевания, передаваемые грызунами и хищ­никами, — бешенство, туляремия, чума и др.; меры предупреждения возникновения забо­леваний

 

Таблица 5.2 Содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Животные»
 

Наибольший потенциал для санитарно-гигиенического воспи­тания имеет раздел «Человек и его здоровье». Практически каж­дая его тема обладает достаточными возможностями для реализа­ции обозначенного аспекта воспитания. Приведем некоторые при­меры. Так, при изучении опорно-двигательной системы важно показать значение физических упражнений для правильного фор­мирования скелета и мышц, красивой осанки, посадки, рабочей позы, предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. При рассмотрении материала о внутренней среде организма важно зафиксировать внимание на инфекциях и ин­фекционных заболеваниях, восприимчивости и невосприимчиво­сти организма к инфекциям. Важный гигиенический смысл имеет рассмотрение содержания понятий о фагоцитозе, иммунитете и профилактических прививках. Особое внимание следует обращать на гигиену кровеносной, дыхательной и пищеварительной сис­тем. Имеется объективная потребность в раскрытии учащимся гигиенических аспектов всех главных органов, выступающих как системообразующие. В теме «Дыхание» необходимо показать фун­кциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья. В теме «Пищеварение» следует вести речь о санитарно-гигиенических правилах организации питания, ухода за ротовой полостью и зубами. Учитывая факт, что в последнее время на­блюдаются массовые отравления школьников, важно их внима­ние заострять на причинах и последствиях этого заболевания. При рассмотрении материала об индивидуальном развитии организма важно учащимся представить возможность познакомиться с на­следственными заболеваниями, а также заболеваниями, передава­емыми половым путем, среди которых наиболее опасным являет­ся СПИД.

При изучении раздела «Общая биология» для санитарно-гиги­енического воспитания имеют большое значение такие темы, как «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы селекции и биотехнологии», а также «Биосфера, ее состояние и эволюция».

Итак, санитарно-гигиеническое воспитание выступает как со­ставная часть воспитания личности и способствует профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, от его результа­тов во многом зависит работоспособность учащихся, состояние их здоровья и образа жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. На основе содержания пара­графа и собственного опыта сформулируйте определение понятия о лич­ной гигиене. 2. Назовите и обоснуйте основные задачи санитарно-гиги­енического воспитания учащихся. 3. Определите разделы одного из ва­риантов школьных программ по биологии, имеющих возможности для санитарно-гигиенического воспитания. 4. Для тем «Основы селекции и биотехнологии», «Биосфера, ее состояние и эволюция» определите са­нитарно-гигиеническое содержание. Сформулируйте для них воспита­тельные задачи с санитарно-гигиенических позиций.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал