Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение методов обучения






Ключевые понятия. Метод, метод обучения, функции методов обуче­ния, методический прием.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать понятие о методе обучения. 2. Характеризовать функции методов обучения в кон­тексте методики биологии. 3. Обосновывать понятие о методе с опорой на материал о функциях методов. 4. Аргументировать взаимосвязи меж­ду функциями методов обучения. 5. Выражать определение понятия о методическом приеме. 6. Называть и характеризовать группы методи­ческих приемов.

Одной из составных частей целостной системы биологической подготовки учащихся являются методы обучения. В различных источниках они чаще всего выражаются как основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения по­следними знаний, умений и навыков (Н.М.Верзилин, В.М.Кор-сунская, 1976; Б.В.Всесвятский, 1960). Определение понятия о методе обучения в таком контексте, по нашему мнению, слабо выражает сущность метода. В нем нечетко проявляется взаимо­связь способов передачи и усвоения знаний, взаимодействие учи­теля и учащихся. «Поскольку процесс обучения складывается из взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, постольку методы обучения отражают взаимосвязь преподавания (дея­тельность учителя) и учения (деятельность учащегося)», — пишет Е. П. Бруновт (1978). Большое внимание на эту взаимосвязь обраща­ется в формулировке «метода обучения», данного И.Д.Зверевым и А.Н.Мягковой (1985). Они утверждают: «Методы обучения — это упорядоченная система способов (действий) взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, психического развития и воспитания личнос­ти»1. Сущность методов обучения можно выразить схематически (рис. 6.1).

В предложенном определении и схеме метод обозначает цель образования, способ усвоения содержания учебного материала. В нем также подчеркивается деятельностный характер методов, строящихся на взаимосвязи действий учителя и учащихся, ибо процесс обучения складывается из преподавания и учения. Спо­собы (действия) учителя и учащихся, как известно, тесно взаимо­действуют. Это означает, что учитель согласует свои действия с закономерностями процесса усвоения.

Вопросы для актуализации материала. 1. Из курса педагогики вспомните и проговорите для себя другие определения понятия о методе обучения. Совпадают ли они по смыслу с определениями данного разде­ла. 2. На основе текста и имеющихся знаний сделайте комментарии к рис. 6.1.

Обобщенное определение методов выражает основные их при­знаки, хотя в конкретной педагогической ситуации может вы­ступать то одна, то другая сторона метода — познавательная, логическая, управленческая, контролирующая, эвристическая, корректирующая. Поэтому в одном случае методы выступают как способы передачи знаний (например, словесные методы), в дру­гом — они отражают логическую структуру содержания (напри­мер, метод обобщения), в третьем — служат целям управления (например, метод тестирования), а в четвертом — способствуют получению нового знания (например, метод проблемных ситуа­ций). Следовательно, методы обучения охватывают внешнюю сторону процесса, когда говорят об использовании различных источников знаний или формы управления учебной деятельнос­тью учащихся, и внутреннюю, касающуюся логико-психологи­ческой характеристики, способов мыслительной деятельности учащихся.

Анализ сущности методов обучения выявляет их общность с методами познания закономерностей движения от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. По утверждению И.Д.Зве­рева (1985), попытка игнорировать формальную часть метода обу­чения не имеет основания, ибо в любом явлении форма выражает содержание и вырастает из него, поэтому любое явление или пред­мет относится одновременно и к форме, и к содержанию. Для учителя не безразлично, в какой форме выражается содержатель­ный аспект метода. В дидактике и частных методиках предпочте­ние отдается внутренней составляющей метода. Она, с одной сто­роны, проявляется в логике названного содержания, с другой — в логических приемах, которые использует учитель для усвоения учащимися. Овладение логическими приемами мыслительной де­ятельности является условием развития познавательной самосто­ятельности и творчества учащихся. В этом проявляется единство логической и психологической сущности методов обучения. Важ­на зависимость усвоения учащимися учебного материала от струк­туры их познавательной деятельности, которая выражается в ме­тодах обучения. Это относится к особенностям стимулирования учебных мотивов, постановке образовательных задач, интеллек­туальным и практическим действиям, контролю и оценке.

Выделение различных аспектов методов обучения создает пред­посылки для разносторонней их характеристики с учетом школь­ной практики.

Вопросы для актуализации материала. 1. Почему обращено вни­мание на внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения? 2. Сделай­те дополнительные пояснения.

Сущность методов обучения как сложного педагогического явления проявляется в их многообразных функциях — обучаю­щей, воспитательной, развивающей, контрольно-оценочной и эвристической.

Обучающая функция методов заключается в таком их исполь­зовании, при котором обеспечивалось бы становление человека как субъекта активности в единстве четырех ипостасей: вхожде­ние в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру «зна­чимых других», возникновение самосознания (В.А.Петровский). Последнее предполагает овладение учащимися системой биоло­гических знаний, дающей представление о предмете биологии, ее содержании и истории развития. Для этого важно включать мето­ды, с помощью которых учащиеся могли бы получать новые зна- ния, в частности рассказ, описание, объяснение, лекцию, беседу, работу с учебником и другими средствами биологической инфор­мации.


Воспитательная функция методов заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания. Последнее соотносится с формированием мировоззрения, идеа­лов, убеждений, с представлением о биологии как части общече­ловеческой культуры, а также с пониманием характера отражения биологической действительности. Реализация воспитательной функции методов обучения связана также с формированием нрав­ственных, эстетических, экологических, патриотических, здоро-вьесберегающих компонентов личности, качеств мышления, не­обходимых для усвоения биологического содержания. Воспита­ние культуры мысли важно связывать с осознанием сути методов познания биологических объектов различных уровней, структур и таксонов. Учащиеся должны понимать, что сравнения, обобще­ния, классификации требуют аргументированности и доказа­тельств. К воспитательной функции методов относится формиро­вание интереса к изучению биологии, развитие устойчивой моти­вации к учебной деятельности и волевых усилий.

Развивающая функция методов заключается в формировании у учащихся познавательных процессов — восприятия, внимания, мышления и памяти, активности, самостоятельности, способнос­тей, а также речи. С помощью методов обучения возникает воз­можность формирования у учащихся аналитико-синтетической деятельности. Для этого важно включать в процесс обучения та­кие методы, как установление причинно-следственных, вероят­ностных и пространственных связей, различные виды объясне­ний, сравнение по аналогии и контрасту, составление логических схем и текстовых таблиц с предоставлением учащимся возможно­стей для словесного комментирования и аргументации. При этом необходимо стимулировать творчество учащихся на основе пере­осмысления биологической информации. Если мы хотим, чтобы обучение было развивающим, отмечал Д. Б. Эльконин, то должны позаботиться об усвоении учащимися системы знаний и способов их получения.

Контрольно-оценочная функция методов заключается в необ­ходимости осуществления контроля, коррекции и оценки уровня биологической подготовки учащихся. Благодаря обозначенной функции реализуется обратная связь в обучении. Она позволяет оперативно регулировать и исправлять ход обучения, ставить кон­кретизированные задачи на новые уроки. Важными при этом яв­ляются все три группы методов контроля и оценки — устные, письменные и лабораторно-практические.

Эвристическая функция методов связана с развитием общих и специальных способностей учащихся. Способности определяют ­ся как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществле­ния определенного вида деятельности. Специальные способности мы связываем с особенностями познания биологических систем, ориентации учащихся на выбор профессий, имеющих отношение к живым объектам. Их развитие не представляется возможным без стимулирования общих способностей анализировать, сравни­вать, обобщать, определять способы решения учебных задач и др. К методам, способствующим развить способности, относят иссле­довательские, проблемной ситуации, наблюдения, моделирования, решения экологических, генетических, цитологических, эволю­ционных задач, обоснованный выбор из альтернативных спосо­бов выполнения задания наиболее оптимальных.

Все функции методов обучения биологии взаимосвязаны. Обу­чающая функция тесно связана с контрольно-оценочной. Разви­вающая функция не может быть осуществлена вне эвристической функции, в свою очередь эвристическая функция обусловлена необходимостью развития учащихся. Вряд ли можно считать нор­мальной ситуацию, когда учащиеся, изучив экологическое содер­жание той или иной темы, не испытывают потребности в ответ­ственном отношении к живым существам, без которых не может функционировать ни одна экологическая система.

Вопросы для актуализации материала. Приведите примеры мето­дов, с помощью которых можно реализовать названные функции мето­дов обучения биологии.

Метод нередко определяется и как совокупность приемов дея­тельности, ведущих к достижению определенных целей. В «Фи­лософском энциклопедическом словаре» метод определяется не только как способ достижения какой-либо цели, но и как сово­купность приемов и операций практического и теоретического освоения (познания) действительности.

В педагогических источниках прием также признается частью метода. В них отмечается диалектичность понятий о методе и приеме, а также возможность их взаимоперехода. В частных мето­диках утверждается об осуществлении любого из методов приема­ми. Методический прием — это «элемент того или иного метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения» (Н.М.Верзилин, В.М. Корсунская, 1983). Выделение приемов в рамках определенного метода является одной из ак­туальных проблем частных методик. Многообразие приемов обога­щает метод, делает его более содержательным, что оказывает по­ложительное воздействие на решение задач обучения учащихся.

В методике обучения биологии выделяются три группы мето­дических приемов — логические, организационные и техничес­кие. Первая группа усиливает, в первую очередь, развитие мышления и познавательной активности: выявление признаков, срав­нение объектов по сходству и различию, систематизация и др. Вторая группа направляет внимание, восприятие и разные виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронталь­ная работа, запись плана, ответ у доски, демонстрация со стола, с помощью мультимедиа-средств и др. Третья группа способствует использованию различного оборудования — микропрепаратов, гербариев, определителей, справочников, CD-дисков и др.

Обозначенные группы приемов при обучении биологии исполь­зуются при всех методах. На уроке каждый из методов раскрыва­ется разными приемами в зависимости от возраста учащихся, со­держания учебного материала и решаемых задач. По утвержде­нию Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской многообразие методи­ческих приемов, в особенности их сочетание, показывает твор­ческую инициативу и педагогическое мастерство учителя. Учи­тель, работающий в инновационном режиме, изобретает новые приемы для повышения качества биологической подготовки уча­щихся.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия о методе обучения. 2. Выразите кратко сущность методов обучения на основе использования схематического рис. 6.1. 3. Почему при выраже­нии сущности методов обучения обращено внимание на их функции. 4. Аргументируйте взаимосвязи между обучающей и развивающей, эв­ристической и развивающей, обучающей и воспитательной функциями методов. 5. Выразите суть понятия о методическом приеме. Как оно соотносится с понятием метод обучения? 6. Назовите и кратко охаракте­ризуйте основные группы методических приемов. 7. Почему изобрете­ние учителем биологии новых приемов является показателем его твор­ческой деятельности?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал