Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение методов обучения
Ключевые понятия. Метод, метод обучения, функции методов обучения, методический прием. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать понятие о методе обучения. 2. Характеризовать функции методов обучения в контексте методики биологии. 3. Обосновывать понятие о методе с опорой на материал о функциях методов. 4. Аргументировать взаимосвязи между функциями методов обучения. 5. Выражать определение понятия о методическом приеме. 6. Называть и характеризовать группы методических приемов. Одной из составных частей целостной системы биологической подготовки учащихся являются методы обучения. В различных источниках они чаще всего выражаются как основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков (Н.М.Верзилин, В.М.Кор-сунская, 1976; Б.В.Всесвятский, 1960). Определение понятия о методе обучения в таком контексте, по нашему мнению, слабо выражает сущность метода. В нем нечетко проявляется взаимосвязь способов передачи и усвоения знаний, взаимодействие учителя и учащихся. «Поскольку процесс обучения складывается из взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, постольку методы обучения отражают взаимосвязь преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность учащегося)», — пишет Е. П. Бруновт (1978). Большое внимание на эту взаимосвязь обращается в формулировке «метода обучения», данного И.Д.Зверевым и А.Н.Мягковой (1985). Они утверждают: «Методы обучения — это упорядоченная система способов (действий) взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности»1. Сущность методов обучения можно выразить схематически (рис. 6.1). В предложенном определении и схеме метод обозначает цель образования, способ усвоения содержания учебного материала. В нем также подчеркивается деятельностный характер методов, строящихся на взаимосвязи действий учителя и учащихся, ибо процесс обучения складывается из преподавания и учения. Способы (действия) учителя и учащихся, как известно, тесно взаимодействуют. Это означает, что учитель согласует свои действия с закономерностями процесса усвоения. Вопросы для актуализации материала. 1. Из курса педагогики вспомните и проговорите для себя другие определения понятия о методе обучения. Совпадают ли они по смыслу с определениями данного раздела. 2. На основе текста и имеющихся знаний сделайте комментарии к рис. 6.1. Обобщенное определение методов выражает основные их признаки, хотя в конкретной педагогической ситуации может выступать то одна, то другая сторона метода — познавательная, логическая, управленческая, контролирующая, эвристическая, корректирующая. Поэтому в одном случае методы выступают как способы передачи знаний (например, словесные методы), в другом — они отражают логическую структуру содержания (например, метод обобщения), в третьем — служат целям управления (например, метод тестирования), а в четвертом — способствуют получению нового знания (например, метод проблемных ситуаций). Следовательно, методы обучения охватывают внешнюю сторону процесса, когда говорят об использовании различных источников знаний или формы управления учебной деятельностью учащихся, и внутреннюю, касающуюся логико-психологической характеристики, способов мыслительной деятельности учащихся. Анализ сущности методов обучения выявляет их общность с методами познания закономерностей движения от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. По утверждению И.Д.Зверева (1985), попытка игнорировать формальную часть метода обучения не имеет основания, ибо в любом явлении форма выражает содержание и вырастает из него, поэтому любое явление или предмет относится одновременно и к форме, и к содержанию. Для учителя не безразлично, в какой форме выражается содержательный аспект метода. В дидактике и частных методиках предпочтение отдается внутренней составляющей метода. Она, с одной стороны, проявляется в логике названного содержания, с другой — в логических приемах, которые использует учитель для усвоения учащимися. Овладение логическими приемами мыслительной деятельности является условием развития познавательной самостоятельности и творчества учащихся. В этом проявляется единство логической и психологической сущности методов обучения. Важна зависимость усвоения учащимися учебного материала от структуры их познавательной деятельности, которая выражается в методах обучения. Это относится к особенностям стимулирования учебных мотивов, постановке образовательных задач, интеллектуальным и практическим действиям, контролю и оценке. Выделение различных аспектов методов обучения создает предпосылки для разносторонней их характеристики с учетом школьной практики. Вопросы для актуализации материала. 1. Почему обращено внимание на внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения? 2. Сделайте дополнительные пояснения. Сущность методов обучения как сложного педагогического явления проявляется в их многообразных функциях — обучающей, воспитательной, развивающей, контрольно-оценочной и эвристической. Обучающая функция методов заключается в таком их использовании, при котором обеспечивалось бы становление человека как субъекта активности в единстве четырех ипостасей: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру «значимых других», возникновение самосознания (В.А.Петровский). Последнее предполагает овладение учащимися системой биологических знаний, дающей представление о предмете биологии, ее содержании и истории развития. Для этого важно включать методы, с помощью которых учащиеся могли бы получать новые зна- ния, в частности рассказ, описание, объяснение, лекцию, беседу, работу с учебником и другими средствами биологической информации. Воспитательная функция методов заключается в приобщении учащихся к ценностям постижения, действования и переживания. Последнее соотносится с формированием мировоззрения, идеалов, убеждений, с представлением о биологии как части общечеловеческой культуры, а также с пониманием характера отражения биологической действительности. Реализация воспитательной функции методов обучения связана также с формированием нравственных, эстетических, экологических, патриотических, здоро-вьесберегающих компонентов личности, качеств мышления, необходимых для усвоения биологического содержания. Воспитание культуры мысли важно связывать с осознанием сути методов познания биологических объектов различных уровней, структур и таксонов. Учащиеся должны понимать, что сравнения, обобщения, классификации требуют аргументированности и доказательств. К воспитательной функции методов относится формирование интереса к изучению биологии, развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности и волевых усилий. Развивающая функция методов заключается в формировании у учащихся познавательных процессов — восприятия, внимания, мышления и памяти, активности, самостоятельности, способностей, а также речи. С помощью методов обучения возникает возможность формирования у учащихся аналитико-синтетической деятельности. Для этого важно включать в процесс обучения такие методы, как установление причинно-следственных, вероятностных и пространственных связей, различные виды объяснений, сравнение по аналогии и контрасту, составление логических схем и текстовых таблиц с предоставлением учащимся возможностей для словесного комментирования и аргументации. При этом необходимо стимулировать творчество учащихся на основе переосмысления биологической информации. Если мы хотим, чтобы обучение было развивающим, отмечал Д. Б. Эльконин, то должны позаботиться об усвоении учащимися системы знаний и способов их получения. Контрольно-оценочная функция методов заключается в необходимости осуществления контроля, коррекции и оценки уровня биологической подготовки учащихся. Благодаря обозначенной функции реализуется обратная связь в обучении. Она позволяет оперативно регулировать и исправлять ход обучения, ставить конкретизированные задачи на новые уроки. Важными при этом являются все три группы методов контроля и оценки — устные, письменные и лабораторно-практические. Эвристическая функция методов связана с развитием общих и специальных способностей учащихся. Способности определяют ся как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Специальные способности мы связываем с особенностями познания биологических систем, ориентации учащихся на выбор профессий, имеющих отношение к живым объектам. Их развитие не представляется возможным без стимулирования общих способностей анализировать, сравнивать, обобщать, определять способы решения учебных задач и др. К методам, способствующим развить способности, относят исследовательские, проблемной ситуации, наблюдения, моделирования, решения экологических, генетических, цитологических, эволюционных задач, обоснованный выбор из альтернативных способов выполнения задания наиболее оптимальных. Все функции методов обучения биологии взаимосвязаны. Обучающая функция тесно связана с контрольно-оценочной. Развивающая функция не может быть осуществлена вне эвристической функции, в свою очередь эвристическая функция обусловлена необходимостью развития учащихся. Вряд ли можно считать нормальной ситуацию, когда учащиеся, изучив экологическое содержание той или иной темы, не испытывают потребности в ответственном отношении к живым существам, без которых не может функционировать ни одна экологическая система. Вопросы для актуализации материала. Приведите примеры методов, с помощью которых можно реализовать названные функции методов обучения биологии. Метод нередко определяется и как совокупность приемов деятельности, ведущих к достижению определенных целей. В «Философском энциклопедическом словаре» метод определяется не только как способ достижения какой-либо цели, но и как совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения (познания) действительности. В педагогических источниках прием также признается частью метода. В них отмечается диалектичность понятий о методе и приеме, а также возможность их взаимоперехода. В частных методиках утверждается об осуществлении любого из методов приемами. Методический прием — это «элемент того или иного метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения» (Н.М.Верзилин, В.М. Корсунская, 1983). Выделение приемов в рамках определенного метода является одной из актуальных проблем частных методик. Многообразие приемов обогащает метод, делает его более содержательным, что оказывает положительное воздействие на решение задач обучения учащихся. В методике обучения биологии выделяются три группы методических приемов — логические, организационные и технические. Первая группа усиливает, в первую очередь, развитие мышления и познавательной активности: выявление признаков, сравнение объектов по сходству и различию, систематизация и др. Вторая группа направляет внимание, восприятие и разные виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная работа, запись плана, ответ у доски, демонстрация со стола, с помощью мультимедиа-средств и др. Третья группа способствует использованию различного оборудования — микропрепаратов, гербариев, определителей, справочников, CD-дисков и др. Обозначенные группы приемов при обучении биологии используются при всех методах. На уроке каждый из методов раскрывается разными приемами в зависимости от возраста учащихся, содержания учебного материала и решаемых задач. По утверждению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской многообразие методических приемов, в особенности их сочетание, показывает творческую инициативу и педагогическое мастерство учителя. Учитель, работающий в инновационном режиме, изобретает новые приемы для повышения качества биологической подготовки учащихся. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия о методе обучения. 2. Выразите кратко сущность методов обучения на основе использования схематического рис. 6.1. 3. Почему при выражении сущности методов обучения обращено внимание на их функции. 4. Аргументируйте взаимосвязи между обучающей и развивающей, эвристической и развивающей, обучающей и воспитательной функциями методов. 5. Выразите суть понятия о методическом приеме. Как оно соотносится с понятием метод обучения? 6. Назовите и кратко охарактеризуйте основные группы методических приемов. 7. Почему изобретение учителем биологии новых приемов является показателем его творческой деятельности?
|