Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из словесных методов отметим рассказ, описание и беседу.






Рассказ предполагает устное повествовательное изложение со­держания материала. Его главная цель сводится к целенаправлен­ной и целостной передаче учебной информации, содержание ко­торой может быть различным. Однако преимущество следует от­давать той, которая раскрывает сведения о становлении биологической науки, важнейших ее теорий и идей, вкладе исследовате­лей-биологов в изучение закономерностей, отдельных явлениях жизнедеятельности организма, существования популяций и био­ценозов. Рассказ часто применяется в сочетании с беседой и объяс­нением.

Описание предполагает характеристику биологических систем с указанием их частей и специфических признаков. Как правило, системы описываются по определенному плану. К примеру, опи­сание биоценоза предполагает изложение сведений о его главных элементах — группировках растений, животных, грибов, микро­организмов, особенных взаимодействиях между ними, противо­речиях, имеющихся в биоценозах, а также его развитии и состоя­нии устойчивости.

Беседа определяется как диалогический метод обучения, при котором учитель при постановке продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверя­ет усвоение ими уже изученного. Для беседы формулируются раз­ные виды вопросов — репродуктивные, инструктивные, проблем­ные, информационные, объяснительные, сравнительные и др. При обучении биологии используются такие виды бесед, как актуали­зирующая знания, сообщающая, обобщающая, эвристическая, излагающая, проблемная и др.

К наглядным методам следует отнести демонстрацию опытов, демонстрацию натуральных объектов и демонстрацию изобрази­тельных пособий. В общем виде демонстрация предполагает по­каз биологических объектов при его словесном сопровождении.

Практические методы представляют собой сложное взаимодей­ствие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем преследующее развитие мысли учащихся (Н. М.Верзилин). Наибольшее применение при обучении биоло­гии находят пять видов этих методов: наблюдение, эксперимент, моделирование, мониторинг, практическая работа. Наблюдение предполагает обучение учащихся целенаправленному восприятию биологических объектов с записями, измерениями, вычисления­ми, зарисовками и изображениями. Эксперимент (опыт) предпо­лагает специально организованное изучение в полевых, лабора­торных и производственных условиях какого-либо биологическо­го объекта. При этом из сложного комплекса многочисленных факторов отбирается и выясняется роль нескольких из них. Экс­перимент может быть длительным и кратковременным. На уроке обычно реализуются кратковременные эксперименты. Моделиро­вание связано с составлением упрощенных биологических объек­тов, изучаемых в школе. Различают динамические и статические модели. В школе более распространены статические модели — логические схемы, изображения в сопровождении записей и др. В таком виде можно выражать структуру и функции клеток, орга­нов, их систем, популяций, сообществ и экосистем. Динамиче­ские модели возможно выразить с помощью компьютера. Мони­торинг предполагает проведение длительных наблюдений, оцен­ку, контроль и элементарный прогноз состояния биологического объекта. На уроках этот метод использовать невозможно, ибо он предполагает выполнение действий на протяжении длительного времени, поэтому обычно обсуждаются результаты мониторинга. Практическая работа предполагает выполнение учебно-трудовых действий. Выразителями этого метода при обучении биологии являются инвентаризация видов, биотехнические мероприятия — развешивание гнездовий, расчистка ключей, водоемов и др.

К логическим методам при обучении биологии относят индук­тивный и дедуктивный. Первый из них имеет успех в том случае, если материал носит преимущественно фактический характер или связан с формулированием умозаключения, смысл которого мо­жет стать ясным лишь в ходе рассуждения от частного к общему. Второй из них предполагает выражение суждения общего харак­тера, которое в процессе обучения конкретизируется необходи­мым учебным материалом.

К гностическим методам относят репродуктивные и проблем­но-поисковые. Из первой группы в школьной биологии важное значение имеют объяснение и инструктаж. Объяснение предпо­лагает установление отношений и связей, аргументацию и дока­зательства. В школьной биологии можно использовать несколько видов объяснений: на основе биологических закономерностей и теорий, аналитического и функционального подходов, установле­ния и раскрытия связей детерминизма (причинных, корреляци­онных — пространственных и временных). Метод инструктажа относится к виду объяснения и предъявления задания учащимся и предполагает пояснение учителя, беседу, показ приемов учеб­ной, исследовательской, общественно-полезной работы, порядка действий при изучении биологического объекта. Он используется чаще на лабораторных и практических работах.

К проблемно-поисковым методам относят проблемное изло­жение, частично-поисковый и исследовательский.

Методы самостоятельной работы дают возможность учащимся получать биологическую информацию из литературы, периоди­ческой печати, электронных баз данных и использовать ее для своих целей. Важными группами методов самостоятельной рабо­ты могут быть работа с натуральными объектами, работа с учеб­ной и иной книгой, а также с электронными базами данных.

Вопросы для актуализации материала. На основе использования дополнительной методической литературы сделайте в рабочей тетради записи о методах самостоятельной работы учащихся на уроках и вне­классных занятиях.

Методы стимулирования и мотивации учения ориентируют учащихся на активизацию познавательного интереса и эмоцио­нально-ценностной сферы. С высокой эффективностью при обу­чении биологии могут быть использованы следующие методы:

- метод стимулирования учения лабораторными опытами и демонстрациями позволяет учащимся вникать в содержание изу­чаемых биологических явлений, объективно объяснять их сущ­ность;

- метод стимулирования учения биологическими и экологи­ческими фактами, показывающими положительное или отрица­тельное влияние людей на растения и животных, доброе и без­душное отношение к живым существам и др.;

- метод стимулирования учения демонстрацией произведений художников, отражающих картины природы, ее ландшафтов и др.;

- метод стимулирования учения с помощью включения в кан­ву содержания сведений и фактов, выражающих отношение наро­дов к природе и ее отдельным компонентам.

Методы контроля и самоконтроля являются важным эле­ментом учебного процесса, благодаря которому реализуется об­ратная связь в обучении. Эта связь позволяет оперативно регули­ровать и корректировать ход обучения биологии и ставить конк­ретизированные задачи на новый урок. При обучении биологии используются методы устного, письменного и лабораторно-прак-тического контроля.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите классификации методов обучения? 2. Почему классификация методов обучения Ю. К. Бабанского является наиболее удачной? 3. Какие методы, приме­няемые на уроке, способствуют развитию учебно-познавательной дея­тельности учащихся? 4. Почему отдельной группой выделяются методы стимулирования и мотивации учения учащихся? 5. Для темы «Внешнее и внутреннее строение птиц» (7 кл.) подберите соответствующие методы обучения учащихся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал