Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор методов обучения биологии
Ключевые понятия. Критерии выбора методов обучения биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Знать критерии выбора методов преподавания биологии. 2. Уметь обосновывать выбор методов. 3. Уметь применять методы обучения биологии в конкретных ситуациях. Для достижения качества биологической подготовки учащихся важное значение имеет выбор методов обучения. Он не может быть случайным и произвольным. Разумеется, учитель будет при этом руководствоваться общими целями обучения, воспитания и развития учащихся в школе, а также конкретными задачами урока. Вместе с тем важно учитывать и другие критерии методов — содержание учебного материала, возраст учащихся, наличие необходимых средств обучения, уровень мотивации и количества учащихся в классе, а также профессиональное мастерство учителя. Вопросы для актуализации материала. 1. На какие аспекты выбора методов обучения вы обращали внимание при изучении педагогики? 2. Можно ли расширить перечень критериев выбора методов обучения? Содержание учебного материала во многом обусловливает выбор методов обучения. Морфологический и анатомический материал лучше усваиваются на основе преимущественного применения практических и наглядных методов — демонстраций натуральных и изобразительных средств, распознавания и определения объектов, изучения и выяснения их характерных особенностей. Для изучения цитологического материала рекомендуется работа с микроскопом и использование демонстраций видео- и мультимедиа-средств. Физиологическое и экологическое содержание лучше познается наглядными методами в сочетании с логическими (индукцией и дедукцией), а также гностическими, в частности причинным и вероятностным объяснениями. Большая часть общебиологического материала — эволюционный, генетический, филогенетический, изучается с помощью наглядных, словесных и практических методов. В то же время учитывается интегрированный характер их содержания, для эффективного усвоения которого необходимо усиление лекционного, проблемного, частично-поискового и исследовательского методов. Зависимость выбора методов от содержания материала конкретизируется в табл. 6.1. Как видно из таблицы, содержание учебного материала является важным критерием выбора методов обучения учащихся, но не единственным. Выбор методов обучения учащихся биологии во многом зависит от личностных и профессиональных качеств учителя. Опытный учитель сознательно использует методы, зная свои слабые и сильные стороны, преобразуя и совершенствуя методику преподавания. В практике обучения нельзя не считаться с этими субъективными причинами, действующими как фактор педагогической целесообразности выбора методов. Преимущество в использовании методов зависит от того, например, насколько тот или иной учитель владеет мастерством постановки демонстрационного эксперимента, применения электронных средств информации, использования натуральных пособий на уроке, проведения учебных занятий в природном окружении и др. Учителю необходимо постоянно повышать квалификацию. Для этого важное значение имеют, например, тренинговые занятия по актуализации знаний о многообразии методов и приемов, оптимальному их выбору для
конкретного занятия, определению критерия применения методов в незнакомых ситуациях. К примеру, учителям на одном из занятий предлагают обсудить и выразить совокупность методов формирования новых биологических знаний на основе использования электронных информационных средств. Другие занятия могут быть посвящены актуализации теоретических знаний и практических умений по применению на уроках биологии методов, с помощью которых формируются творческая деятельность учащихся. Умение учителя правильно выбирать методы складывается под влиянием педагогической, методической литературы, критического анализа своего и других коллег практического опыта. В таком случае развивается профессиональный навык учителя выбирать методы, исходя из современных требований к качеству биологической подготовки учащихся, целостного охвата ряда условий, исключая переоценку одного из критериев. Расширением методической эрудиции в выборе и сочетании методов служит обращение к прошлому опыту наиболее удачного выбора определений системы методов обучения. Профессионально важным является умение обосновывать комплекс методов, применяемый для достижения определенной цели при выделении приоритетных методов, ориентированных на формирование главных биологических понятий, идей, а также специфических способов действия. Вопросы для актуализации материала. 1. Вспомните ваши школьные годы. Выделите учителей, которые внимательно относились к выбору методов обучения. 2. Опытом какого учителя вы воспользовались бы в своей педагогической деятельности? Почему? Существенное влияние на выбор методов оказывает уровень общего развития, психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся 6 — 7 классов, изучающие разделы «Растения» и «Животные», характеризуются большой эмоциональностью, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания и настроения. Поэтому важно использовать такое разнообразие методов, с помощью которых можно было бы их включить в учебную деятельность. В этом случае нельзя обойтись без частого применения ярких и образных рассказов, разных видов бесед, практических работ по распознаванию живых объектов и их частей, демонстраций натуральных и изобразительных средств. К 10—11 классам эмоциональная сфера учащихся становится более устойчивой, внимание сосредоточенным, а процессы возбуждения и торможения уравновешенными. Поэтому возникает объективная возможность усложнения видов словесных, практических и логических методов. На уроках, например, применяют не столько рассказ, сколько разные виды объяснений и лекций. Шире применяется наблюдение за биологическими явлениями, требующими сосредоточенности, точности в интеллектуальных и практических действиях. Особенно актуальными становятся методы самостоятельной работы, направленные на обобщение учебного материала — составление логических схем, текстовых таблиц, опорных конспектов, упрощенных моделей биологических объектов. При выборе методов обязательно учитывается материально-техническое обеспечение кабинета биологии. Если в кабинете имеются необходимые натуральные объекты (гербарии, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, чучела), модели, муляжи, печатные пособия, видеофильмы, оборудование для опытов, компьютер с мультимедиа-средствами и интерактивная доска, то возможности выбора методов обучения значительно расширяются. Например, на основе использования гербариев, влажных препаратов и коллекций можно проводить самостоятельные работы по распознаванию биологических объектов и их частей, характеристике анатомических, морфологических и экологических признаков растений, животных и грибов. Наличие простейшего лабораторного оборудования позволяет ставить физиологический и экологический эксперименты, описывать последовательность действий, фиксировать происходящие биологические изменения и аргументированно формировать соответствующие выводы. Компьютер с CD-ROM дает возможность на качественно новом уровне использовать методы наглядного обучения. Они выступают как способы образного и интересного изложения биологического материала, осмысленного овладения им с последующей обработкой при использовании статистических и динамических моделей. С помощью компьютера расширяются возможности включения в процесс обучения методов устного контроля, а также интерактивного усвоения содержания материала. Следует учитывать и такой критерий как количество учащихся в классе. В случае малой наполняемости класса появляется возможность более широкого использования исследовательского метода, наблюдения, проблемных ситуаций и эвристической беседы. При этом можно чаще применять групповую (парную и звеньевую) форму учебной деятельности учащихся. Особенно она необходима при выполнении учащимися лабораторных и практических работ. И наоборот, при полной наполняемости класса учитель вынужден включать в процесс обучения иные методы, в частности лекцию или ее элементы, фронтальную беседу, рассказ, демонстрации результатов опыта, видеоматериалов и таблиц. При выборе методов важно принимать во внимание особенности биологических объектов. В разделе «Животные», как известно, учащиеся изучают в основном подвижные объекты. Они иногда для учащихся неприятны, а в других случаях, наоборот, привлекательны. Поэтому натуральные средства в названном разделе чаще, чем в разделе «Растения», заменяются искусственными наглядными пособиями. Именно поэтому учитель меньше останавливается в своем выборе на практических методах, а больше прибегает к наглядным и словесным методам. Особенности выбора методов в разделе «Человек и его здоровье» определяются в первую очередь тем, что объектом изучения является человек, строение и функции его организма. Возраст учащихся 8 класса вполне допускает усложнение логических и гностических методов. На уроках можно шире использовать многообразие видов объяснения, лекцию, различное сочетание индукции и дедукции, эвристический и проблемный методы. Раздел не может успешно усваиваться без преимущественного использования наглядных методов: демонстрации опытов или их результатов — динамической работе мышц, измерения частоты пульса, проявления коленного рефлекса и др. Для объяснения строения отдельных органов и физиологических процессов необходимы демонстрации муляжей, моделей легких, сердца, почек, механизмов вдоха и выдоха, действия слюнных желез, рефлекторной дуги. В методах преподавания раздела «Общая биология» много общего с методами преподавания других разделов. Однако в старших классах каждый из методов проявляет свою специфику. Одновременно меняется соотношение методов. Если в преподавании раздела «Растения» чаще применяются репродуктивные словесные и наглядные методы, то на уроках общей биологии они значительно уступают методам стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Особенно эти методы становятся актуальными в условиях профильной подготовки старшеклассников. Чаще включаются логические методы, предполагающие использование мыслительных операций — доказательство эволюции, происхождение человека, решение генетических задач, сравнение митоза и мейоза, пластического и энергетического обмена. При изучении каждой из тем возникает возможность применения исследовательских и проблемно-поисковых методов: клетка — элементарная структурная единица живого, организм — целостная система, популяция — единица эволюции, жизнь — способ существования белковых молекул, природная экосистема — совокупность живых и неживых компонентов, составляющая единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Большой объем учебного материала и его интегрированный характер требуют использования методов управления интеллектуальными и практическими действиями учащихся. Поэтому актуальными становятся разные виды самостоятельной работы с учебной книгой, научно-популярной литературой, ресурсами Интернета, а также простейшим лабораторным оборудованием. Например, эффективное усвоение материала об искусственном и естественном отборе обусловливается постановкой опытов в условиях кабинета биологии и природного окружения, а также чтением фрагментов из источников о происхождении диких и культурных форм растений. Учитель может включать в ход урока сообщения, доклады, презентации учащихся о сущности эксперимента (опыта), различных биологических явлений, подготовленных ими на основе использования бумажных и электронных носителей информации. Вопросы для актуализации материала. Какие дополнения вы сделали бы в отношении выбора методов обучения в зависимости от изучаемых биологических объектов — бактерий, грибов, растений, животных, организма человека и общебиологических явлений? Итак, в зависимости от различных критериев учитель биологии определяет наиболее подходящие и эффективные методы обучения, способствующие полноценному усвоению содержания учебного материала. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему важно тщательно отбирать методы обучения учащихся? 2. Какими критериями обычно руководствуется учитель при выборе методов? 3. Обоснуйте необходимость использования при обучении учащихся биологии таких критериев, как специфика содержания учебного материала, наличие оборудования, возраст учащихся, профессиональное мастерство учителя. 4. Определите методы, способствующие оптимальному усвоению учащимися систематического материала в разделе «Растения», филогенетического материала в разделе «Животные», гистологического материала в разделе «Человек», цитологического и генетического материала в разделе «Общая биология». Ваши суждения запишите в таблицу:
|