Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика использования наглядных средств
Ключевые понятия. Наглядные средства и методика их использования при обучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характеризовать наглядные средства. 2. Применять наглядные средства при обучения биологии. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Следует напомнить, что в настоящее время различают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность служит опорой для развития абстрактного мышления. Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Понятие «наглядное средство» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Поэтому когда мы говорим о методике использования «наглядных средств», подразумеваем методику «комплексного использования средств» обучения на уроках биологии. Вопросы для актуализации материала. На основе актуализации знаний из курса обшей педагогики сделайте дополнения о сущности средств наглядного обучения. Почему на них обращается особое внимание? Представим методику использования наиболее распространенных средств наглядного обучения учащихся биологии. Изобразительные средства наглядности — таблицы разного типа дают учащимся представления и образы о строении, форме, окраске изучаемых объектов в их естественном и искусственном окружении. При их демонстрации важно соблюдать определенные правила, смысл которых заключается в следующем: 1) указать название таблицы в тематическом плане; 2) необходимо вывешивать таблицу так, чтобы она была видна всем учащимся; 3) при необходимости важно создавать искусственное ее освещение; 4) словесные характеристики деталей таблицы должны совпадать с действием руки учителя; 5) вывесив таблицу, необходимо дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд, а затем можно организовать работу по ее содержанию. Живые животные различных размеров для демонстрации помещаются в клетки, садки и показываются учащимся на уроке со стола учителя, мелких животных важно помещать в стеклянные сосуды и демонстрировать с руки, проходя по классу. Учителю биологии важно также соблюдать определенные правила при демонстрации обработанных животных. Влажные препараты в зависимости от размеров стеклянных и пластиковых контейнеров показываются с руки или демонстрационного столика. Сухие коллекции, как правило, показываются с руки, проходя по классу. Чучела, скелеты лучше помещать на демонстрационный столик и показывать на контрастном фоне, иногда с использованием искусственного освещения. Следует подчеркнуть, что во всех случаях показ наглядных средств обязательно сопровождается словом учителя или учащихся. Для этого могут применяться актуализирующая знания беседа, сообщающая, обобщающая и эвристическая беседы, а также рассказ и объяснение. Следует особое внимание обратить на методику демонстрации кодопозитивов. Она заключается в реализации таких положений, как: 1) предварительный просмотр содержания готового кодопо-зитива для получения общего представления о его содержании; 2) принятие решения о целесообразности демонстрации набора кодопозитивов или их отдельных кадров; 3) определение места демонстрации кодопозитивов на уроке; 4) выбор одного или нескольких направлений использования кодопозитивов на уроке (иллюстративное, объяснительно-иллюстративное, поисковое, творческое). В этом случае, как и в предыдущих, слово учителя и учащихся имеет приоритетное значение. При этом сочетается восприятие изображенных объектов с объяснениями, рассуждениями, приведениями примеров по изучаемой теме. На уроках биологии целесообразно использовать комплекс средств наглядности: рельефные и печатные таблицы, натуральные объекты и другие. Так, например, влажный препарат — вскрытое животное, несмотря на то что его органы препарированы, учащиеся воспринимают с трудом. Эффективность использования этого пособия значительно увеличится, если предварительно продемонстрировать на уроке серию таблиц, дающую возможность поэтапно показать системы органов животного, а рельефные таблицы позволят сформировать представления об их пространственном, объемном расположении. Демонстрация живых растений и животных в качестве раздаточного материала требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. При работе с гербариями и коллекциями нужно учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов. Кроме высушенных натуральных объектов — гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) — в шестом классе и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) — в седьмом классе используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опускают в склянку с консервирующей жидкостью. Влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них перечислим следующие препараты: «Корни бобового растения с клубеньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аскарида», «Внутреннее строение речного рака» и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых. Одним из важнейших видов натуральных пособий являются микропрепараты. Учителям необходимо предупреждать учащихся о том, что цвет не является естественным для микроструктур. Микропрепарат необходимо изучать параллельно с изображением объектов на микрофотографиях или таблицах. Временные препараты долго не сохраняются и легко смываются водой с предметного стекла. Приготовление препарата — один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии начиная с 6 класса. Печатные таблицы с многокрасочными изображениями растений, животных, человека, их органов, тканей, клеток часто используют на уроках биологии. С их помощью также возможно показать некоторые связи в органическом мире. Таблицы могут различаться по дидактической направленности: для ознакомления с внешним и внутренним строением живых организмов, для овладения некоторыми биологическими понятиями, законами, теориями, для формирования экологических понятий и т.п. По характеру предъявления информации таблицы делят на используемые постоянно и предъявляемые эпизодически. Таблицы для постоянного использования служат в качестве элемента интерьера кабинета биологии и используются при изучении всего курса биологии: «Развитие растительного и животного мира», «Уровни организации живой природы». Таблицы для эпизодического использования демонстрируются при изучении определенной темы на одном или нескольких уроках. Большая часть таблиц по биологии предназначена для фронтального использования на различных этапах урока: при изучении нового материала, обобщении знаний, проверке и контроле усвоения материала. Учащиеся должны уметь иллюстрировать ответ показом на демонстрационной таблице отдельных деталей, этапов. Надо учитывать, что в некоторых случаях таблица может сыграть отрицательную роль, так как учащиеся переносят иногда размеры изображенного на таблице объекта на реальный мир. Поэтому учебные таблицы необходимо использовать в сочетании с другими средствами обучения, в особенности с натуральными объектами. Совершенно недопустимо вывешивать таблицы в начале урока, если этого не требует педагогическая ситуация, так как они становятся сильным отвлекающим раздражителем, и к нужному моменту элемент новизны будет утрачен, что значительно снизит общую эффективность пособия. К числу пособий эпизодического использования, применяемых при изучении разделов «Растения», «Животные», «Общая биология», относят карты. При изучении курса биологии используют карты растительности, зоогеографические, по охране природы. Карты находят применение на тех уроках, где рассматриваются вопросы распространения живых организмов, кочевок, перелетов птиц, миграция животных, размещения заповедных территорий, происхождение культурных растений.
|