Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика системы форм организации обучения биологии






Ключевые понятия. Форма организации обучения, виды форм орга­низации обучения биологии и их системные представления.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение понятия о форме организации обучения. 2. Называть конкретные виды форм организации обучения. 3. Характеризовать систему форм органи­зации обучения. 4. Обосновывать взаимосвязи разных форм обучения. 5. Выражать учебно-воспитательное значение системы форм обучения учащихся.

Для успешной общеобразовательной подготовки школьников по биологии важнейшее значение имеет определение организа­ционных форм обучения. Обучение — процесс взаимодействия учителя и школьников, в ходе которого происходит управление познанием, усвоение общественно-исторического опыта, воспро­изведение той или иной деятельности и овладение ею (В.К.Дья­ченко). Обучение становится целостным взаимодействием и реа­лизуется прежде всего с помощью языка, через речь и общение. Чтобы осуществить процесс обучения, необходимо его организо­вать. По определению философов, «организация — это упорядо­чение, налаживание, приведение в систему некоторого матери­ального или духовного объекта; расположение, соотношение и взаимосвязь частей какого-либо целого объекта (В.Г.Афанасьев). Такими частями и компонентами учебно-воспитательного про­цесса по биологии выступают различные формы организации обу­чения. Они представляют собой «внешне выраженную и внутрен­не взаимосвязанную целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную методическую систему познаватель­ного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и школьников» (Б.Т.Лихачев).

Разные организационные формы выделились на протяжении многих лет. Однако вопрос об их видах до сих пор остается дис­куссионным, ибо не определена совокупность оснований для клас­сификации. По мнению исследователей, в качестве основных при-

Таблица 8.1

Разнообразие форм обучения учащихся


Признаки классификации Виды форм обучения
Количество и со­став учащихся Индивидуальные, групповые, коллективные и (или) фронтальные
Место организации процесса обучения Классные, Школьные, Урочные, внеклассные внешкольные внеурочные
Педагогическая значимость Основные, Главные, неосновные дополнительные

знаков деления форм организации обучения могут быть следую­щие: 1) количество и состав школьников; 2) место организации учебно-воспитательного процесса; 3) педагогическая значимость используемой формы (П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин, И.М.Че-редов). В зависимости от обозначенных признаков формы обуче­ния учащихся можно представить обобщенно (табл. 8.1).

Предложенная классификация не является строгой и прини­мается не всеми педагогами и методистами, поэтому в современ­ной литературе по общей педагогике и методике преподавания биологии формы организации обучения обычно представляются в номенклатуре. В основательном исследовании «Проблемы ме­тодики обучения биологии в средней школе» в качестве основных форм названы такие: 1) урок; 2) экскурсия; 3) внеурочные заня­тия; 4) внеклассные занятия; 5) работа в природных условиях (Н. М. Верзилин, В.М.Корсунская). Формы обучения биологии отражаются и с помощью таких категорий: 1) урок; 2) домашняя работа; 3) внеурочная работа; 4) внеклассные занятия; 5) обще­ственно-полезная работа. И.Д.Зверев и А. Н. Мягкова формы обу­чения биологии представляют в следующем виде: 1) индивидуаль­ная, групповая, фронтальная работа; 2) урок; 3) лекционно-семи-нарская форма; 4) экскурсия; 5) внеклассная работа; 6) внеуроч­ные занятия; 7) факультативные занятия. И.Д.Зверев и И.Т.Су-равегина выдвигают такие формы, как: 1) урок; 2) лекция; 3) прак­тическая работа; 4) ролевая игра; 5) экскурсия; 6) полевой прак­тикум; 7) конференция.

Таким образом, в методической литературе используется ши­рокий спектр различных форм обучения учащихся, что обеспечи­вает эффективное познание различных объектов живой природы. Накопленный опыт и попытки систематизации форм организа­ции обучения школьников биологии в общеобразовательных шко­лах является ценным и позволяет нам представить основные фор­мы обучения учащихся биологии в системе (рис. 8.1).

Вопросы для актуализации материала. Какие определения и по­нятия о формах организации обучения школьников вы использовали при изучении педагогики? В случае затруднения используйте учебник.

Представленная система форм обучения учащихся биологии сформировалась в зависимости от целей, задач, содержания био­логического материала, а также средств его усвоения. Использо­вание учителем такого многообразия форм позволяет в современ­ных условиях более эффективно решать проблему формирования личности школьников. Многообразие форм обучения дает также

 

 


 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал