Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные задачи урока биологии в школе
Принципиальное значение для представления специфики урока биологии имеет рассмотрение его типов, видов и структуры, ибо от них в значительной степени зависит эффективность обучения учащихся. Типологии уроков посвящено значительное число научных работ. Однако к настоящему времени эта проблема остается спорной. Изучение дидактической литературы позволяет утверждать, что имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком (И.Н.Казанцев, В.А.Онищук, А.М.Сохор, Н.М.Яковлев). В методике обучения биологии также нет единого подхода к представлению типов уроков (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова, А.Н.Мягкова, И. Н. Пономарева). Анализ работ названных авторов позволяет утверждать, что как в дидактике, так и в методике биологии уроки классифицируются в основном по одному признаку, что затрудняет представление разнообразия типов и их использование в практике обучения учащихся разным школьным предметам, включая биологию. Исследования М.И.Махмутова в какой-то степени снимают создавшуюся неопределенность в этом вопросе. Он предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученное™ учащихся. Такой подход нам представляется перспективным, ибо целеполагание лежит в основе всякой деятельности человека. Учитывая идею развития познавательной деятельности учащихся, уроки можно классифицировать по принципу проблемное™. Следовательно, типы уроков можно представить в следующем виде: по месту урока в теме, разделе, курсе — вводный, текущий, заключительный; по цели организации занятия и характеру его содержания — изучение нового материала, совершенствование знаний и умений, обобщение и систематизация знаний и умений, комбинированный, контроля и проверки знаний; по характеру познавательной деятельности — проблемный и непроблемный. Большое значение имеют уроки по цели организации, детерминированной дидактической целью, ибо они наиболее полно отражают существенные признаки процесса обучения в целом и биологии в частности. Эти типы, особенно изучения нового материала и комбинированный, могут планироваться и проводиться как проблемные и непроблемные. В то же время уроки изучения нового материала и комбинированный могут быть вводными и текущими, а уроки обобщения и систематизации, контроля и проверки знаний и умений — заключительными. Представление о специфике урока биологии будет неполным, если не выделить их виды. В дидактической и методической литературе уроки делятся на виды по разным основаниям. Наиболее целесообразным является деление уроков на виды по характеру
деятельности учителя и учащихся, что совпадает с делением уроков по способам реализации методов обучения. Учитывая сказанное, выразим виды уроков в соответствии с представленными типами. Это придаст классификационной схеме уроков биологии некую законченную форму: дидактическая цель (цель обучения биологии) и специфика содержания материала обусловливают выбор типа или вида урока и его задач, которые, в свою очередь, предопределяют выбор методов, средств обучения и способов решения задач конкретного урока в системе обучения предмету. Разнообразие типов и видов уроков биологии представлено в табл. 8.3. Для характеристики урока биологии является важным выяснение его структуры. В методике обучения биологии не обнаруживается общего подхода к выражению структурных элементов урока. Так, Н.М.Верзилин и В.М. Корсунская выделяют опрос, изложение нового материала, закрепление изложенного, задание на дом; И.Д.Зверев — повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, задание на дом; А. Н. Мягкова и Б. Д. Комиссаров к таковым относят введение, формулировку темы, определение целей урока, проверку знаний, изучение нового материала, закрепление, задание на дом. Под структурой следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока I типа — изучения нового материала — должна отражать взаимосвязи этапов процесса усвоения: актуализация прежних знаний для восприятия новых, введение новых понятий — восприятие, закрепление новых понятий — осмысление и применение. Структура урока II типа — совершенствования знаний и способов действия — отражает этапы этого процесса: актуализация прежних знаний и способов действия, их использование в новых ситуациях — осмысление и применение. Структура урока III типа — обобщения и систематизации — соответствует этапам обобщения: отбор содержания и его актуализация, синтез прежнего содержания в новом качестве, формулирование обобщающего вывода. Структура урока IV типа — комбинированного — отражает следующие этапы: повторение и восприятие нового материала, введение нового материала — восприятие, его закрепление — осмысление и применение, оценка усвоенного содержания. Структура урока V типа — контроля и проверки знаний и способов действия — может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возраста и особенностей классного коллектива.
Из приведенных сведений становится ясно, что в качестве структурных элементов проводятся те, которые наиболее часто встречаются в практике обучения школьному предмету. Вопросы для актуализации материала. 1. С какими классификациями уроков вы знакомились при изучении курса педагогики? 2. Какими видами уроков можно дополнить таблицу 8.2? М.И.Махмутов утверждает, что структура урока должна отражать закономерности процесса обучения, логику процесса учения, закономерности усвоения новых знаний, особенности мыслительной деятельности учащегося как способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной деятельности человека, логику преподавания, виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые при взаимосвязанном и совместном функционировании отражают эти закономерности, являются актуализация ранее усвоенных знаний и способов действий, формирование новых понятий и способов действий, применение — формирование умений. В реальных школьных условиях названные элементы выступают и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные учебно-воспитательные задачи, и как компоненты методической структуры урока. Она может определяться учителем в зависимости от условий обучения учащихся. Такой подход к структурированию урока исключает традиционность в проведении, рецептурность в деятельности учителя, расширяет его возможности для творческих поисков. Они породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку. Основные признаки современного урока биологии можно выразить через требования. 1. Четкое и ясное выражение учителем задач урока как ожидаемого конечного результата формирования и развития личности школьника. В зависимости от темы урока с использованием терминов, характеризующих обучение, воспитание и развитие, в задачах указываются конкретные знания, умения, ценностные отношения и опыт творческой деятельности — все четыре компонента содержания образования. 2. Реализация на уроке деятельностного подхода за счет включения в процесс обучения определенных способов учебной, исследовательской, игровой, трудовой и коммуникативной деятельности при организации разных видов самостоятельной работы. 3. Усиление практико- и личностно-ориентированной направленности урока на основе актуализации материала прикладного характера (сохранение биоразнообразия, укрепление здоровья, способы продления жизни человека и др.), повышения внимания к методам познания живых объектов, использования полученных знаний для решения практических проблем, а также удовлетворения потребностей и интересов учащихся в условиях предпрофиль-ной и профильной подготовки. 4. Ориентация урока на повышение информационной культуры учащихся, формирование умений работать с различными источниками — биологическими словарями, справочниками, научными и научно-популярными материалами, определителями, электронными средствами и др. 5. Повышение воспитательного потенциала урока при определении значения биологического материала для формирования общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм правил, экологической ответственности и генетической грамотности, нравственности и морали. 6. Осуществление сотрудничества учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценке результатов учебного труда. При этом важно акцентировать внимание на способах формирования личности в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных ее особенностей. 7. Реализация творческого подхода к определению логики по- Существенными признаками урока биологии служат также тесная связь с событиями современности, реализация принципа регионализации, связи теории и практики. В условиях реализации национального проекта «Образование» особое внимание при по- строении урока важно уделять закономерностям познавательной деятельности школьников, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке речевой деятельности. На уроке целесообразно создавать особый психологический климат и особую ситуацию общения между всеми участниками образовательного процесса. Показателями качества урока уже не могут быть только эрудиция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель — организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, укреплению здоровья и культивированию здорового образа жизни. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите определение понятия об уроке как форме организации обучения учащихся биологии. Назовите существенные признаки урока. 2. Какие задачи необходимо ставить перед уроком биологии? Почему постановке задач урока в современных условиях придается серьезное значение? 3. Какие типы и виды уроков выделяются в методике обучения биологии? Какая связь существует между теоретическими представлениями учителя о типах и видах уроков и их практическом использовании в школе? 4. Почему учителю необходимо знать о структуре урока? 5. На основе обозначенных требований к уроку биологии, собственного мнения и дополнительной литературы составьте краткий текст на тему «Мое представление о современном уроке биологии».
|