Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи урока биологии в школе






  Задача Содержание задачи
Образовательная Усвоение основ современной биологической науки, системы знаний о живых объектах, их компонентах, функционировании, изменениях, способах преобра­зования и сохранения; формирование общеучебных, интеллектуальных, практических и специальных умений
Развивающая Развитие познавательных процессов и, прежде все­го, мышления, умений проводить описание, объяс­нение и преобразование биологической информа­ции на основе анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения, классификации и систематизации; форми­рование связной речи, любознательности в позна­нии основ науки, творческих способностей и духов­ных сил личности
Воспитательная Формирование научного мировоззрения, культурь отношения к объектам живой и неживой природы ответственности личности за состояние природной и социоприродной сред, здоровья, активности в изучении и сохранении окружающей среды, экологи чески целесообразного поведения в учебных и ре альных ситуациях
     

Принципиальное значение для представления специфики уро­ка биологии имеет рассмотрение его типов, видов и структуры, ибо от них в значительной степени зависит эффективность обуче­ния учащихся. Типологии уроков посвящено значительное число научных работ. Однако к настоящему времени эта проблема оста­ется спорной. Изучение дидактической литературы позволяет ут­верждать, что имеется несколько подходов к классификации уро­ков, каждый из которых отличается определяющим признаком (И.Н.Казанцев, В.А.Онищук, А.М.Сохор, Н.М.Яковлев). В ме­тодике обучения биологии также нет единого подхода к представ­лению типов уроков (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова, А.Н.Мягко­ва, И. Н. Пономарева). Анализ работ названных авторов позволяет утверждать, что как в дидактике, так и в методике биологии уро­ки классифицируются в основном по одному признаку, что зат­рудняет представление разнообразия типов и их использование в практике обучения учащихся разным школьным предметам, вклю­чая биологию.

Исследования М.И.Махмутова в какой-то степени снимают создавшуюся неопределенность в этом вопросе. Он предлагает классифицировать уроки по цели организации занятий, детерми­нированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученное™ учащихся. Такой подход нам представляется перспективным, ибо целеполагание лежит в основе всякой деятельности человека. Учитывая идею развития познавательной деятельности учащихся, уроки можно классифицировать по принципу проблемное™. Следовательно, типы уроков можно представить в следующем виде: по месту уро­ка в теме, разделе, курсе — вводный, текущий, заключительный; по цели организации занятия и характеру его содержания — изу­чение нового материала, совершенствование знаний и умений, обобщение и систематизация знаний и умений, комбинирован­ный, контроля и проверки знаний; по характеру познавательной деятельности — проблемный и непроблемный.

Большое значение имеют уроки по цели организации, детер­минированной дидактической целью, ибо они наиболее полно отражают существенные признаки процесса обучения в целом и биологии в частности. Эти типы, особенно изучения нового мате­риала и комбинированный, могут планироваться и проводиться как проблемные и непроблемные. В то же время уроки изучения нового материала и комбинированный могут быть вводными и текущими, а уроки обобщения и систематизации, контроля и про­верки знаний и умений — заключительными.

Представление о специфике урока биологии будет неполным, если не выделить их виды. В дидактической и методической лите­ратуре уроки делятся на виды по разным основаниям. Наиболее целесообразным является деление уроков на виды по характеру

Типы уроков и их назначение Виды уроков
   
I. Урок изучения нового материала ори­ентирован на овладение учащимися но­вым биологическим материалом; для этого они вовлекаются в процесс усвое­ния новых биологических понятий и способов действия с ними, самостоя­тельной познавательной деятельности, ценностных отношений к живым Урок-лекция: информаци­онная, объяснительная, проблемная, непроблемная и др.; урок-беседа; урок теоретической и (или) прак­тической работы с элемен­тами исследования; видео-, теле-, мультимедиа-уроки;
объектам урок смешанный, сочетаю­щий элементы вышеназван-
  ных видов
II. Урок совершенствования знаний и умений предполагает повторение, углубление и актуализацию ранее усво­енного содержания, его применение для описания, объяснения биологичес­ких явлений, преобразования информа­ции о них, использование интеллекту­альных и практических способов дейст­вия в учебных ситуациях Урок самостоятельной рабо­ты репродуктивной и поис­ковой направленности; урок-семинар: беседа, за­щита реферата и доклада, диспут, дискуссия, ролевая игра и др.; лабораторная работа; практическая работа
III. Урок обобщения и систематизации знаний и умений нацелен на решение двух основных задач обучения — выяс­нение и установление уровня овладения теоретическим материалом, методами познавательной деятельности по узло­вым вопросам программы, имеющим ре- Уроки всех видов при соче­тании их элементов в зави­симости от творчества учи­теля
шающее значение для усвоения курса  
в целом, выяснение качества подготовки в конце темы, раздела и курса  
IV. Урок комбинированный предпола­гает решение задач обучения биологии, выделенных в рамках предыдущих трех типов; он является многоцелевым, ибо на уроке повторяются и проверяются знания, выявляется качество их усвое­ния, актуализируется материал для пред­стоящей учебной деятельности, изучает- Уроки всех видов при соче­тании их элементов в зави­симости от творчества учи­теля
     
ся новое содержание, осуществляется его применение, задается домашнее за­дание и подводятся итоги урока с вы­ставлением отметок  

 

Таблица 8.3Типы и виды уроков биологии    
8 Якунчев
 

деятельности учителя и учащихся, что совпадает с делением уро­ков по способам реализации методов обучения. Учитывая ска­занное, выразим виды уроков в соответствии с представленными типами. Это придаст классификационной схеме уроков биоло­гии некую законченную форму: дидактическая цель (цель обуче­ния биологии) и специфика содержания материала обусловлива­ют выбор типа или вида урока и его задач, которые, в свою оче­редь, предопределяют выбор методов, средств обучения и спосо­бов решения задач конкретного урока в системе обучения пред­мету.

Разнообразие типов и видов уроков биологии представлено в табл. 8.3.

Для характеристики урока биологии является важным выясне­ние его структуры. В методике обучения биологии не обнаружи­вается общего подхода к выражению структурных элементов уро­ка. Так, Н.М.Верзилин и В.М. Корсунская выделяют опрос, из­ложение нового материала, закрепление изложенного, задание на дом; И.Д.Зверев — повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, задание на дом; А. Н. Мягкова и Б. Д. Комис­саров к таковым относят введение, формулировку темы, опреде­ление целей урока, проверку знаний, изучение нового материала, закрепление, задание на дом.

Под структурой следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между со­бой.

Структура урока I типа — изучения нового материала — должна отражать взаимосвязи этапов процесса усвоения: актуализация пре­жних знаний для восприятия новых, введение новых понятий — восприятие, закрепление новых понятий — осмысление и приме­нение.

Структура урока II типа — совершенствования знаний и спо­собов действия — отражает этапы этого процесса: актуализация прежних знаний и способов действия, их использование в новых ситуациях — осмысление и применение.

Структура урока III типа — обобщения и систематизации — соответствует этапам обобщения: отбор содержания и его актуа­лизация, синтез прежнего содержания в новом качестве, форму­лирование обобщающего вывода.

Структура урока IV типа — комбинированного — отражает сле­дующие этапы: повторение и восприятие нового материала, вве­дение нового материала — восприятие, его закрепление — осмыс­ление и применение, оценка усвоенного содержания.

Структура урока V типа — контроля и проверки знаний и спо­собов действия — может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возраста и особенностей классного коллектива.

   
Типы уроков и их назначение Виды уроков
V. Урок контроля и проверки знаний и умений ориентирован на оценку ре­зультатов обучения биологии, выяснение уровня усвоенности содержания главных биологических понятий, опыта ценност­ных отношений и творческой деятельно­сти, диагностики уровня обученное™ и привнесения в методику и технологию обучения соответствующих изменений Урок устного опроса — индивидуального, группово­го, фронтального; урок письменного опроса — ин­дивидуального и фронталь­ного (тестирование, выпол­нение письменных заданий); урок устного и письменного опроса; урок-зачет, урок итоговой практической ра­боты

 

Окончание табл. 8.

Из приведенных сведений становится ясно, что в качестве струк­турных элементов проводятся те, которые наиболее часто встре­чаются в практике обучения школьному предмету.

Вопросы для актуализации материала. 1. С какими классифика­циями уроков вы знакомились при изучении курса педагогики? 2. Каки­ми видами уроков можно дополнить таблицу 8.2?

М.И.Махмутов утверждает, что структура урока должна отра­жать закономерности процесса обучения, логику процесса уче­ния, закономерности усвоения новых знаний, особенности мыс­лительной деятельности учащегося как способов его индивиду­ального познания, отражающих логику познавательной деятель­ности человека, логику преподавания, виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагоги­ческого процесса. Элементами урока, которые при взаимосвязан­ном и совместном функционировании отражают эти закономер­ности, являются актуализация ранее усвоенных знаний и спосо­бов действий, формирование новых понятий и способов действий, применение — формирование умений.

В реальных школьных условиях названные элементы выступа­ют и как этапы процесса обучения, и как основные, неизменные, обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные учеб­но-воспитательные задачи, и как компоненты методической струк­туры урока. Она может определяться учителем в зависимости от условий обучения учащихся. Такой подход к структурированию урока исключает традиционность в проведении, рецептурность в деятельности учителя, расширяет его возможности для творческих поисков. Они породили новый термин в методике обучения — «со­временный урок», который противопоставляют традиционному уроку.

Основные признаки современного урока биологии можно вы­разить через требования.

1. Четкое и ясное выражение учителем задач урока как ожида­емого конечного результата формирования и развития личности школьника. В зависимости от темы урока с использованием тер­минов, характеризующих обучение, воспитание и развитие, в за­дачах указываются конкретные знания, умения, ценностные от­ношения и опыт творческой деятельности — все четыре компо­нента содержания образования.

2. Реализация на уроке деятельностного подхода за счет вклю­чения в процесс обучения определенных способов учебной, ис­следовательской, игровой, трудовой и коммуникативной деятель­ности при организации разных видов самостоятельной работы.

3. Усиление практико- и личностно-ориентированной направ­ленности урока на основе актуализации материала прикладного характера (сохранение биоразнообразия, укрепление здоровья, способы продления жизни человека и др.), повышения внимания к методам познания живых объектов, использования полученных знаний для решения практических проблем, а также удовлетворе­ния потребностей и интересов учащихся в условиях предпрофиль-ной и профильной подготовки.

4. Ориентация урока на повышение информационной культу­ры учащихся, формирование умений работать с различными ис­точниками — биологическими словарями, справочниками, науч­ными и научно-популярными материалами, определителями, элек­тронными средствами и др.

5. Повышение воспитательного потенциала урока при опреде­лении значения биологического материала для формирования общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жиз­ни, гигиенических норм правил, экологической ответственности и генетической грамотности, нравственности и морали.

6. Осуществление сотрудничества учителя и школьников в вы­боре различных форм проведения урока, теоретических и практи­ческих видов деятельности, оценке результатов учебного труда. При этом важно акцентировать внимание на способах формиро­вания личности в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных ее особенностей.

7. Реализация творческого подхода к определению логики по-
строения процесса обучения при ином распределении времени
урока. В зависимости от задач урока и учебных возможностей уча-
щихся допускается слияние отдельных этапов урока, ориентации
его начала на формирование новых знаний и др.

Существенными признаками урока биологии служат также тес­ная связь с событиями современности, реализация принципа ре­гионализации, связи теории и практики. В условиях реализации национального проекта «Образование» особое внимание при по- строении урока важно уделять закономерностям познавательной деятельности школьников, формированию способностей, обуче­нию самостоятельным действиям, постановке речевой деятельно­сти. На уроке целесообразно создавать особый психологический климат и особую ситуацию общения между всеми участниками образовательного процесса.

Показателями качества урока уже не могут быть только эруди­ция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель — организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, укреплению здо­ровья и культивированию здорового образа жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите определение поня­тия об уроке как форме организации обучения учащихся биологии. На­зовите существенные признаки урока. 2. Какие задачи необходимо ста­вить перед уроком биологии? Почему постановке задач урока в совре­менных условиях придается серьезное значение? 3. Какие типы и виды уроков выделяются в методике обучения биологии? Какая связь суще­ствует между теоретическими представлениями учителя о типах и видах уроков и их практическом использовании в школе? 4. Почему учителю необходимо знать о структуре урока? 5. На основе обозначенных требо­ваний к уроку биологии, собственного мнения и дополнительной лите­ратуры составьте краткий текст на тему «Мое представление о современ­ном уроке биологии».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал