Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможность сделать учебный процесс богаче с позиций более точного и образного восприятия школьниками объектов живой природы.
Приоритетной организационной формой обучения, несомненно, является урок, ибо большая часть биологического материала изучается на уроках. Вместе с этим именно на уроках наиболее целенаправленно и полноценно реализуется взаимодействие деятельности и общения учителя и школьников. Это отражает сущность процесса обучения и несет в себе воспитательное воздействие личности учителя на школьников. Урок биологии в данном случае предстает как совокупность подлежащих решению задач обучения, воспитания и развития, связанных с физическими, физиологическими и психологическими особенностями школьников. Учитывая факт, что биология знакомит школьников с практической, познавательной, экономической, эстетической, этической, рекреационной и здоровьесберегающей ценностями объектов живой природы, урок биологии можно представлять как фрагмент реальной жизни и деятельности человека. В этом заключается общая педагогическая значимость урока биологии. Наиболее тесно урок связан с домашней работой — логическим продолжением изучения пройденного на уроке. Учащиеся заканчивают работу, начатую в классе, проводят наблюдения за явлениями живой природы, получают биологическую информацию из различных источников, включая Интернет, подготавливая ответы на вопросы, сообщения и выступления на заданные темы. Вопросы для актуализации материала. 1. Почему урок является приоритетной формой обучения учащихся биологии? 2. С помощью каких ключевых слов, по вашему мнению, можно утверждать об уроке биологии как фрагменте реальной жизни человека? Такие формы обучения биологии, как индивидуальная, групповая и фронтальная, необходимо рассматривать как самостоятельные, так и «пронизывающие» другие формы, повышая их образовательные возможности. В последнее время актуально использование групповых форм. Учащихся для работы объединяют в пары и (или) звенья, в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности и задач обучения. В этом случае активизируются мыслительные действия и стимулируется обучение учащихся, усиливается взаимообучение, развивается самостоятельность, инициативность, ответственность, партнерство — качества личности, необходимые для ее лучшей адаптации в условиях обновляющегося российского общества. Индивидуальные формы работы чаще всего применяют к учащимся, отличающимся по своим познавательным возможностям, темпам и объектам выполнения определенных видов работ. В этом случае для них продумываются и предлагаются персональные задания. Они могут выполнять их как на уроках, так и при организации других форм. В процессе обучения биологии применяются и фронтальные формы работы. Они предполагают организацию деятельности всех учащихся класса по общему заданию под руководством учителя. Эти формы включают на различных этапах обучения с учетом типологических особенностей учащихся, что обеспечивает дифференцированный подход. Экскурсия представляет собой организованный выход учащихся в составе всего класса или группы к месту нахождения объектов познания для изучения их в естественном виде и (или) в со-циоприродной обстановке. Процесс обучения протекает на основе сочетания организованных наблюдений, бесед об увиденном и выполнения практических работ. На экскурсии учащиеся воспринимают различные объекты природы, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии заключается в формировании представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится до изучения темы, то полученные впечатления используются на последующих уроках как основа формирования образов конкретных живых систем, их структурных элементов, взаимосвязей между ними и существенных признаков. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний о предметах природы, явлениях и их взаимосвязях. Внеурочные работы по биологии — это виды учебной деятельности учащихся, которые не укладываются в рамки урока, но их проведение необходимо для полноценного освоения программы. К ним относятся фенологические наблюдения в природе, наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием организмов. Они являются обязательными для всех учащихся, но выполняются по индивидуальным или групповым заданиям. Внеурочные задания специально продумываются учителем и предлагаются на уроках в течение всего учебного года. Результаты их выполнения проверяются, оцениваются и используются в ходе решения учебно-воспитательных задач. Внеклассная работа по биологии — это не простое дополнение к урочным занятиям, а составная часть целостного процесса обучения. Она не строго регламентируется, отличается большой вариативностью форм организации, строится на добровольных началах, инициативе, самодеятельности самих учащихся и необязательна для всех учащихся. Внеклассная работа по биологии включает индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, по выбранным учащимися темам. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать интеллектуальные и практические умения. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия о формах организации обучения. 2. Назовите формы организации обучения биологии. 3. Дайте краткую характеристику форм организации обучения биологии. 4. Обоснуйте взаимосвязь использования основных форм организации обучения биологии. 5. Выразите свое мнение о том, какие формы внеурочной и внеклассной работы по биологии наиболее эффективно можно использовать в общеобразовательной школе. 6. Рассмотрите рис. 8.1 и установите наиболее адекватные условия успешной реализации той или иной формы обучения биологии.
|