Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Урок как основная форма организации обучения биологии, классификация уроков, общая методика урока.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение урока. 2. Называть и кратко характеризовать типы и виды уроков. 3. Опи­сывать общую и разрабатывать конкретную методику урока. 4. Обосновы­вать образовательное значение урока.

В системе обучения биологии урок занимает центральное мес­то. Он отражает противоположные элементы педагогики — нор­мативности и творчества и одновременно олицетворяет их диа­лектическое единство, поэтому творческий подход к уроку пред­полагает хорошее знание его нормативных начал. Урок — это ди­намическая вариативная форма организации процесса целенап­равленного взаимодействия (деятельности и общения) определен­ного состава учителей и учащихся, включая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания подрастаю­щего поколения (М.И.Махмутов). Самым существенным призна­ком урока, следовательно, является организация учебно-познава­тельной деятельности учащихся, их обучение самостоятельному добыванию знаний, необходимых для успешной социализации в изменяющемся мире.

В условиях качественных изменений в работе школы особое внимание обращено на личность учителя и на урок. Урок являет­ся методическим произведением учителя, имеет творческую ок­раску, которая зависит от его профессионализма и понимания им задач модернизации общего образования. В настоящее время уро­ку придается особое значение, ибо формирование личности во многом происходит на уроке, поэтому разрабатывается иная, чем ранее, методика урока. Для того чтобы ее представить по отноше­нию к уроку биологии, необходимо выяснить его сущностные при­знаки. По мнению видных методистов биологии Е. П.Бруновт, Н.М.Верзилина, В.М.Корсунской, В.Н.Максимовой, А.Н.Мяг­ковой и И. Т. Суравегиной, такими признаками урока являются функции, цели (задачи), типы и виды, а также требования.

Урок биологии как основная единица процесса обучения дол­жна выполнять все его функции — образовательную, развиваю­щую, воспитательную. Они вытекают из самой сущности биоло­гической науки, совокупности биологических понятий, общей цели образования и цели биологического образования, реализуемых в школах России.

Образовательная функция заключается в формировании поня­тий, выражающих естественно-научные, ценностные, норматив­ные, технологические и культурологические аспекты знаний о биологических объектах, их структурах, функционировании и вза­имодействиях с окружающей средой, усвоение учащимися основ­ных теоретических положений, научных идей и фактов, развитии интеллектуальных, практических и специальных умений. Ее реа­лизация предполагает подведение учащихся к обобщенному по­ниманию уникальности функционирования живых систем и сверх­ценного их значения в формировании среды обитания как необ­ходимого пространства всех живых существ, включая человека, осознания факта повышенной уязвимости биосферы и поиска путей устойчивого ее развития.

Развивающая функция урока биологии заключается в развитии у школьников познавательных процессов — восприятия, внима­ния, мышления, памяти на основе изучения объектов живой при­роды, эмоций и чувств при наблюдении за ними, воли при их преобразовании, речи при воспроизведении знаний и пропаганде идей сохранения биоразнообразия, укрепления здоровья и куль­тивировании здорового образа жизни. Ее реализация должна по­мочь учащимся в приобретении умений познавать биологические закономерности, осуществлять творческую, интеллектуальную и практическую деятельность по сохранению среды, окружающей живые существа, включая человека, отстаивать свои взгляды, убеж­дения и интересы по вопросам живой природы.

Воспитательная функция урока биологии заключается в фор­мировании разносторонне развитой личности, имеющей научное мировоззрение, владеющей культурой, ответственно относящей­ся к окружающей среде, здоровью, понимающей универсальную ценность живой природы и соотносившей потребности и при­вычки с ней, личности, которая способна жить и действовать в постиндустриальном обществе, используя новые технологии тру­да, центральное место среди которых занимают биосферосовмес-тимые. Ее реализация предполагает формирование гражданина — личности, который признает право на жизнь каждого человека, является бережливым по отношению к любым проявлениям жиз­ни, воспринимает жизнь во всех ее разновидностях и формах, содействует жизни по мере сил и способностей, ведет образ жиз- ни, достойный человека, осмысливает жизненную позицию и кор­ректирует в соответствии с ней свое поведение.

Свою реализацию урок биологии получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цель (задачи) — это предполагае­мые, заранее планируемые результаты деятельности по преобра­зованию какого-либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результа­том — уровень образованности, развитости и воспитанности. Со­вокупность задач обучения учащихся биологии на уроке можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (табл. 8.2).

Задачи урока должны быть конкретными, четкими, достижи­мыми, соответствующими возрастным психофизиологическим и физическим особенностям учащихся.

Вопросы для актуализации материала. 1. Приведите другие опре­деления понятия об уроке. 2. Какими суждениями дополнили бы харак­теристику задач урока биологии?

Таблица 8.2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал