Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Урок как основная форма организации обучения биологии, классификация уроков, общая методика урока.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение урока. 2. Называть и кратко характеризовать типы и виды уроков. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику урока. 4. Обосновывать образовательное значение урока. В системе обучения биологии урок занимает центральное место. Он отражает противоположные элементы педагогики — нормативности и творчества и одновременно олицетворяет их диалектическое единство, поэтому творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал. Урок — это динамическая вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, включая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания подрастающего поколения (М.И.Махмутов). Самым существенным признаком урока, следовательно, является организация учебно-познавательной деятельности учащихся, их обучение самостоятельному добыванию знаний, необходимых для успешной социализации в изменяющемся мире. В условиях качественных изменений в работе школы особое внимание обращено на личность учителя и на урок. Урок является методическим произведением учителя, имеет творческую окраску, которая зависит от его профессионализма и понимания им задач модернизации общего образования. В настоящее время уроку придается особое значение, ибо формирование личности во многом происходит на уроке, поэтому разрабатывается иная, чем ранее, методика урока. Для того чтобы ее представить по отношению к уроку биологии, необходимо выяснить его сущностные признаки. По мнению видных методистов биологии Е. П.Бруновт, Н.М.Верзилина, В.М.Корсунской, В.Н.Максимовой, А.Н.Мягковой и И. Т. Суравегиной, такими признаками урока являются функции, цели (задачи), типы и виды, а также требования. Урок биологии как основная единица процесса обучения должна выполнять все его функции — образовательную, развивающую, воспитательную. Они вытекают из самой сущности биологической науки, совокупности биологических понятий, общей цели образования и цели биологического образования, реализуемых в школах России. Образовательная функция заключается в формировании понятий, выражающих естественно-научные, ценностные, нормативные, технологические и культурологические аспекты знаний о биологических объектах, их структурах, функционировании и взаимодействиях с окружающей средой, усвоение учащимися основных теоретических положений, научных идей и фактов, развитии интеллектуальных, практических и специальных умений. Ее реализация предполагает подведение учащихся к обобщенному пониманию уникальности функционирования живых систем и сверхценного их значения в формировании среды обитания как необходимого пространства всех живых существ, включая человека, осознания факта повышенной уязвимости биосферы и поиска путей устойчивого ее развития. Развивающая функция урока биологии заключается в развитии у школьников познавательных процессов — восприятия, внимания, мышления, памяти на основе изучения объектов живой природы, эмоций и чувств при наблюдении за ними, воли при их преобразовании, речи при воспроизведении знаний и пропаганде идей сохранения биоразнообразия, укрепления здоровья и культивировании здорового образа жизни. Ее реализация должна помочь учащимся в приобретении умений познавать биологические закономерности, осуществлять творческую, интеллектуальную и практическую деятельность по сохранению среды, окружающей живые существа, включая человека, отстаивать свои взгляды, убеждения и интересы по вопросам живой природы. Воспитательная функция урока биологии заключается в формировании разносторонне развитой личности, имеющей научное мировоззрение, владеющей культурой, ответственно относящейся к окружающей среде, здоровью, понимающей универсальную ценность живой природы и соотносившей потребности и привычки с ней, личности, которая способна жить и действовать в постиндустриальном обществе, используя новые технологии труда, центральное место среди которых занимают биосферосовмес-тимые. Ее реализация предполагает формирование гражданина — личности, который признает право на жизнь каждого человека, является бережливым по отношению к любым проявлениям жизни, воспринимает жизнь во всех ее разновидностях и формах, содействует жизни по мере сил и способностей, ведет образ жиз- ни, достойный человека, осмысливает жизненную позицию и корректирует в соответствии с ней свое поведение. Свою реализацию урок биологии получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цель (задачи) — это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень образованности, развитости и воспитанности. Совокупность задач обучения учащихся биологии на уроке можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (табл. 8.2). Задачи урока должны быть конкретными, четкими, достижимыми, соответствующими возрастным психофизиологическим и физическим особенностям учащихся. Вопросы для актуализации материала. 1. Приведите другие определения понятия об уроке. 2. Какими суждениями дополнили бы характеристику задач урока биологии? Таблица 8.2
|