Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ознакомление с заданиями к параграфам и их выполнение с использованием содержания текстов.
Вопросы для актуализации материала. На основе источников по обшей педагогике и методике обучения биологии дополните материалы о методах работы учащихся с учебником и учебными пособиями по биологии. Дидактический материал призван оказать помощь учителю в стимулировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Достаточно часто дидактический материал предлагается учащимся в виде карточек. Они могут быть как на бумажной основе, так и на электронных носителях. Задания для учащихся в дидактических карточках могут быть для организации их работы с учебником при изучении нового материала, для закрепления и проверки усвоения знаний и способов действия, а также для домашней самостоятельной работы. При использовании заданий первого типа внимание должно быть обращено на развитие умения самостоятельной работы с учебником, умения находить ответы на вопросы в тексте параграфов, объяснять рисунки и схемы, определять наиболее важный материал, выявлять в нем основные теоретические положения. Задания помогают учителю формировать у учащихся умение анализировать описываемое явление, проводить сравнение, делать выводы. Эти задания можно использовать и для массовой проверки знаний. В процессе объяснений нового материала учитель может предложить одно или два задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и затем проверить их выполнение. Такой подход помогает учащимся готовиться к успешной сдаче ЕГЭ по биологии. При работе с заданиями для закрепления и проверки усвоения знаний важно своевременно обнаруживать слабо усвоенный материал и организовать его закрепление. Это помогает учить устанавливать связь теоретических положений с практикой, жизнью, извлекать дополнительную информацию из иллюстративного материала, рассматривать изученный объект или явление под другим углом зрения, обобщать и систематизировать знания. Задания для домашней самостоятельной работы предусматривают использование дополнительного материала, самостоятельных наблюдений, обобщения знаний, полученных из разных источников. В зависимости от степени подготовленности учащихся, овладения ими учебного материала, познавательного интереса к биологии учитель может применить индивидуальный подход обучения и предложить одним учащимся менее сложные задания, другим — более сложные. Первые требуют простого воспроизведения знаний, анализа биологического явления, вторые — анализа и сравнения, третьи — обобщения на основе анализа нескольких явлений, четвертые — сопоставления, систематизации и выводов, пятые — привлечения жизненного опыта, связи теории с практикой, вывода теоретических положений на основе фактического материала. Постепенное усложнение заданий и их связь с практикой способствуют повышению уровня знаний учащихся, развитию у них интереса к предмету. Приведем пример из раздела «Общая биология». Так, на уроке по теме «Деление клетки. Митоз» возможно использовать все три типа заданий. Представим примеры заданий для организации работы с учебником при изучении нового материала. Задание 1. Рассмотрите схему митоза клетки в учебнике на рисунке- Сравните расположение хромосом в различных фазах деления. Чем отличается метафаза от профазы, анафаза от мета-фазы, телофаза от анафазы? Задание 2. Рассмотрите под микроскопом делящиеся клетки в зоне роста корешка лука. Определите фазы митоза? Выразим некоторые задания для закрепления и проверки усвоения знаний. Задание 1. Чем объясняется более длительная продолжительность интерфазы по сравнению с митозом? В чем отличие митоза от амитоза? Задание 2. Как можно объяснить преобладание в органическом мире непрямого деления клеток над прямым? Каковы результаты митоза и чем они обеспечиваются? Какие функциональные зависимости существуют между ядром и цитоплазмой? Задание 3. Укажите на схеме, сколько хромосом содержится в каждой дочерней клетке в результате митоза? Задание 4. Какие изменения происходят в интерфазе? Перечислите их в тетради. Каково биологическое значение митоза? Задание 5. Дополните схему митоза, назовите и охарактеризуйте все фазы? Задание 6. Проанализируйте таблицу, помещенную в учебнике. Чем отличаются хромосомные наборы у разных видов животных и растений? Обратим внимание на примеры заданий по организации домашней самостоятельной работы. Задание 1. Повторите в параграфе учебника материал о нуклеиновых кислотах. Какими свойствами ДНК объясняются изменения, происходящие в хромосомах в интерфазном ядре?
Задание 2. Заполните в тетради таблицу. По таблице выделите особенности разных фаз митоза. Задание 3. В таблицу впишите новые термины: «митоз», «центромера», «хроматиды», «интерфаза», «веретено деления», «диплоидный набор хромосом», «гаплоидный набор хромосом». Заполните графы таблицы. Термины к теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Итак, вербально-информационные средства дают возможность эффективно организовать процесс обучения учащихся биологии. Учителю важно в соответствии с возрастом учащихся, содержанием учебного материала и наличием оборудования методически грамотно определять их совокупность. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и кратко охарактеризуйте вербально-информационные средства обучения биологии. 2. Почему важно при обучении биологии учащихся учить работе с учебником? 3. Для тем «Внешнее и внутренне строение млекопитающих» (7 кл.), «Строение и функция сердца» (8 кл.) определите совокупность необходимых вербально-информационных средств.
|