Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 7
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Общая характеристика системы средств обучения Биологии Ключевые понятия. Средства обучения, система средств обучения биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение о средствах обучения. 2. Называть и характеризовать элементы системы средств обучения биологии. 3. Использовать средства обучения биологии в учебных ситуациях. Под системой средств обучения биологии понимают разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения. Выделяют две группы средств обучения: 1) основные: реальные (натуральные) объекты и процессы, знаковые (изобразительные) объекты и процессы, вербальные (словесные) средства; 2) вспомогательные: технические средства обучения, лабораторное оборудование. Средства обучения обладают различными дидактическими функциями: иллюстративная, адаптивная, инструментальная, мотивационная, компенсаторная, преемственности, интерактивности. Все функции средств обучения взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно-воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление. Практика работы школ и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Поэтому определение системы средств обучения соответствует концепции теории познания и стадиям развития мышления. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства наглядности применяются не только на уроке, но и при других формах обучения биологии. Вопросы для актуализации материала. На основе материалов из курса общей педагогики сформулируйте одно из понятий о средствах обучения. Натуральные пособия разделяют на живые и неживые (или препарированные). Первые из них являются специально подобранными растениями (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животными в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы. Среди комнатных растений можно предложить следующих обитателей тропических лесов — бегонии (вечноцветущая, листовидная, пятнистая), восковой плющ, драцена, традесканции (виргинская, гвианская, зебровидная, белопестрая), фикус; субтропиков — аспарагусы (Шпренгера, перистый), камнеломка отпрысковая, папоротники адиантум и нефролепис, пеларгонии душистая и зональная, плющ обыкновенный, узамбарская фиалка, фуксия грациозная, хлорофитум пучковатый; пустынь — кактусы (различные виды), алоэ древовидное, бриофиллиюм, сансевьера цейлонская. Из животных рекомендуется содержать представителей простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), водных членистоногих (жуки-плавунцы, пауки-серебрянки), мушек дрозофил. Из позвоночных можно содержать аквариумных рыб, рыб местных водоемов, сухопутных черепах, волнистых попугаев, канареек, врановых птиц (галок), хомячков, морских свинок. Натуральными обработанными пособиями являются разнообразные гербарии и коллекции, влажные и остеологические препараты, микропрепараты, таксидермический материал. Гербарии представляют собой расправленные и засушенные растения или отдельные органы растений, прикрепленные к плотной бумаге. Коллекции — это натуральные объекты, объединенные определенной тематикой. Выделяют коллекции анатомические, морфологические, общебиологические. Влажные препараты — это законсервированные в специальном фиксирующем растворе растения, животные или их отдельные органы. Они могут быть ботаническими, зоологическими и анатомическими. Остеологические препараты представляют собой целые скелеты животных или наборы их костей (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки). Таксидермический материал — это чучела, тушки, части внешних покровов промысловых животных (щуки, утки-кряквы, белки), животных, разводимых человеком (кролика, лабораторной крысы), животных, наносящих урон природным сообществам (голубя, вороны серой, суслика). Микропрепараты — это микроскопически малые объекты, заключенные между покровным и предметным стеклом в бальзаме специального состава. Существуют постоянные (изготовленные фабричным путем) и временные (приготовленные учителем или школьниками) препараты. Натуральные объекты служат для формирования у учащихся систематических, прочных и осмысленных научных знаний (представлений, законов, понятий, теорий), умений применять знания в жизни и труде. Изобразительные пособия делятся на плоскостные (рисованные) и рельефные таблицы. Первые из них — таблицы, репродукции картин и портреты ученых. Наиболее часто используются в обучении биологии таблицы, которые могут быть рельефными и печатными. Учебная таблица — это плоскостное материальное средство обучения, несущее научную информацию, которую должны усвоить учащиеся. С помощью учебных таблиц по биологии создаются наглядные представления о биосистемах различного уровня, о внешнем и внутреннем строении организмов, о среде их обитания, размножении, развитии. Рельефные таблицы — красочные изображения животных, представляющие барельефы из пластика, являются промежуточным звеном между плоскостными таблицами и объемными моделями. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места, нежели для печатных таблиц. Объемные наглядные пособия — муляжи и модели. Муляжи — это пособия, которые точно копируют натуральные объекты, где отражены не только главные (размер, форма, соотношение частей, окраска), но и второстепенные, незначительные, признаки. Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде. Дидактическая функция учебных биологических моделей — демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Словесные средства — это слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле- и кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (программы действий и контроля за достижениями учеников), книга (учебник), инструкции, тесты, рабочие тетради, дидактический материал. Тетрадь на печатной основе осуществляет связь учебника с другими средствами обучения. Вопросы и задания печатных тетрадей по биологии содержат вопросы и задания на воспроизведение изученного материала, для развития мыслительных операций, для практического применения полученных теоретических знаний. Это могут быть рисунки для определения и распознавания частей объекта, инструкции для проведения практических занятий, графы для выполнения заданий учебника. Методически более эффективны тетради с цветными рисунками, их используют в комплекте с учебником. Для учебного процесса по биологии можно рекомендовать следующий комплекс технических средств обучения (ТСО): телевизор цветной; видеомагнитофон кассетный (или пишущий видеоплейер); графопроектор (оверхедпроектор); компьютер компактный или сетевой; принтер для показа изображений с видеокамеры и компьютера или проектор с LSD-панелью для демонстрации изображения с компьютера и пленки на экран; пульты управления демонстрационные; программа для презентаций, видеокамеру. ТСО не являются предметом изучения школьников, но применение такой техники позволяет раздвинуть рамки наглядности через показ природных объектов средствами кино, слайдов, диафильмов, мультимедиа, телевидения и пр. Графопроектор используется для проекции слайдов, транспарантов, небольших прозрачных объектов. С его помощью можно получить на экране теневую или полупрозрачную проекцию живых объектов, размещенных в прозрачной кювете (например, движение водных беспозвоночных) на просветном окне графопроек-тора. Через проектор можно демонстрировать оптические явления с помощью линз и кристаллов. Использование мультимедийной проекции — новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Современные аппараты не ограничиваются наличием видеокарты и принимают сигнал от видеомагнитофона, видеоприемника, а также от компьютера, цифровой и аналоговой видеокамеры, сканера. Лабораторное оборудование является важным для уроков биологии. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа, мелких животных — без лупы. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов. Так, с помощью приборов можно показать всасывание воды корнем, газообмен в процессе дыхания, механизм вдоха и выдоха и др. По ряду тем необходима лабораторная посуда (колбы, стаканы, пробирки, спиртовки, покровные и предметные стекла), лабораторные штативы и определенные химические вещества, например йод для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксид водорода для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных; удобрительные смеси для подкормки растений уголка живой природы; некоторые ферменты для опытов по пищеварению в курсе «Человек». Для проведения опытов и лабораторных работ нужны также физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука. Для проведения экскурсий используют специфицированный комплект: лупы экскурсионные, совки, пинцеты, папки, прессы, сачки, кюветы. Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых объектов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Поэтому их и называют вспомогательными. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определение о средствах обучения. 2. Назовите основные элементы системы средств обучения биологии. Дайте краткие характеристики каждого из элементов системы. 3. Составьте логическую схему системы средств обучения биологии. 4. Для темы «Класс Земноводные» определите совокупность эффективных средств обучения учащихся. К уроку «Внешнее и внутреннее строение лягушки» определите необходимые средства обучения. Сделайте соответствующие записи в рабочих тетрадях.
|