Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средств
Ключевые понятия. Вербально-информационные средства и их использование при обучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характеризовать вербально-информационные средства. 2. Применять вербально-информационные средства в процессе обучения биологии. К вербально-информационным средствам относятся: слово учителя, дикторский текст, сопровождающий теле- или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (программы действий и контроля за достижениями учеников), книга (учебник), инструкции, тесты, рабочие тетради, дидактический материал. Слово учителя в виде беседы, объяснения, рассказа незаменимо в познании природы. В нем обычно сообщаются готовые знания о каком-либо предмете или явлении живой природы. Эти знания предварительно обрабатываются учителем с целью придать им такие качества, как доступность, целостность, логическая последовательность, яркость образов, занимательность. Рассказ должен привлечь внимание учащихся и вызвать у них живой интерес. Например, в основе сюжетного рассказа может быть исторический сюжет (история открытия законов наследования признаков), где обязательно присутствует завязка, кульминация и развязка. Иллюстративный рассказ представляет собой повествование, раскрывающее особенности биологических объектов и явлений. Например, о растении с самым большим и ярким цветком. Информационный рассказ применяется для изложения конкретных фактов. Например, при изучении размеров тела или органов, образа жизни растения или животного. Однако вопросно-ответная форма обсуждения не менее важна при изложении нового материала. При беседе происходит обмен мнениями между учителем и учениками, у учеников развивается речевой аппарат. Беседы всегда строятся на известном или частично известном материале и заканчиваются выводами или обобщениями. При изучении биологического материала не обойтись без объяснения, которое отличается от рассказа четкостью и логичностью изложения на основе фактов и доказательств. Вопросы для актуализации материала. С какими вербально-информационными средствами обучения биологии вы знакомились в курсе общей педагогики? Сделайте дополнительные пояснения к тексту. Важное значение для учащихся имеет работа с учебником как книгой, содержащей определенную научную информацию. Следует обратить внимание на использование всех основных компонентов учебника — текстового (параграфы) и в нетекстового (аппарат ориентации в учебнике, иллюстративный материала и аппарат организации усвоения учебного материала). При работе с текстом следует обратить внимание на следующие методы (приемы) работы: 1) чтение текста или отдельного его фрагмента, выделение основной мысли или главного понятия; 2) чтение текста и составление планов пересказа; 3) чтение текста и установление причинных связей; 4) чтение текста, нахождение в его содержании определения понятия и анализ его сути; 5) чтение текста и его деление на смысловые фрагменты; 6) чтение текста и составление по его содержанию логической схемы; 7) чтение текста и постановка к его фрагментам вопросов для учащихся. Методами (приемами) работы с иллюстративным материалом могут быть следующие: 1) рассмотрение рисунка, нахождение описания и его объяснения в тексте; 2) рассмотрение рисунка, изучение надписей к нему и пояснение сути рисунка; 3) рассмотрение рисунка и объяснение его сути по памяти; 4) рассмотрение рисунка, формулирирование по его сути вопросов и ответов. Методами (приемами) работы с аппаратом ориентировки и усвоения материала могут быть: 1) нахождение по оглавлению соответствующих параграфов; 2) обнаружение по указателю терминов, соответствующих материалов в учебнике и его текстах; Нахождение ответов на вопросы, данные в конце параграфов;
|