Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудовое воспитание
Ключевые понятия. Труд, трудовое воспитание при преподавании биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать определения понятий о труде и трудовом воспитании. 2. Определять возможности школьной биологии в трудовом воспитании учащихся. Важным аспектом воспитания современного человека является трудовое воспитание. Оно предполагает развитие главной человеческой потребности — потребности в труде. Основной целью трудового воспитания является формирование готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, как важнейшей обязанности человека. В связи с этим человек осознает задачи труда, мотивы трудовой деятельности, необходимость овладеть трудовыми умениями и навыками, накопление опыта по самообслуживанию, а также опыта профессиональной деятельности. В школьных условиях методами трудового воспитания являются повседневное наблюдение за поведением и деятельностью школьников на уроках, практических работах, разные виды бесед, убеждение, метод положительного примера и др. В качестве форм трудового воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке, лабораторные работы, оформление и выполнение домашних и летних заданий, внеклассная работа. Школьное трудовое воспитание направлено на формирование психологической и практической готовности школьников к труду. Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы. Современный этап предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; уважение к труду и его результатам; постоянное проявление инициативы; активный творческий подход к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека. Вопросы для актуализации материала. На основе материала курса по общей педагогике сформулируйте суждения о трудовом воспитании учащихся. С какими формами трудового воспитания вы знакомились при его изучении. Школьная биология имеет достаточные потенциальные возможности для трудового воспитания. В разделе «Растения» учащихся важно знакомить с культурными растениями, приемами их выращивания, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения и других растениеводческих работ. В разделе «Животные» учащиеся должны получить представления о работе по охране редких и исчезающих видов, выращиванию домашних животных. Раздел «Человек и его здоровье» призван знакомить с вопросами охраны здоровья людей, а раздел «Общая биология» — с трудами ученых-биологов, изучающих законы природы, приемы работы селекционеров и биотехнологов. Эта основа дает возможность формировать представление о том, что труд человека является не только производительным, но и созидательным, интересным и творческим процессом. Воспитание культуры труда предусматривается при выполнении индивидуальных и коллективных учебных работ учащихся, начиная с самых простых. Особо надо остановиться на организации условий учебного труда. В первую очередь нужно воспитать отношение учащихся к школьному помещению и учебному оборудованию. Кабинет биологии должен способствовать желанию и возможностям в нем учиться. Здесь предусматриваются приспособления для демонстрации наглядных пособий, опытов, растений и животных, оборудования для проведения практических работ, наличие справочной литературы. Отношение учащихся к учебному оборудованию следует вырабатывать приемами его использования. Дежурные учащиеся подготавливают его к уроку, разносят инструменты и материал для практических работ и затем собирают. Пособия располагают в определенной системе при помощи учащихся. Учащихся привлекают к ремонту пособий и изготовлению новых самодельных таблиц, гербариев, раздаточного материала, различных моделей. Они должно храниться в порядке и при необходимости использоваться на уроках. Показ значимости работы учащихся имеет большое воспитательное значение. Важно обращать внимание на культуру выполнения индивидуальных работ учащихся по заданиям. Известно, что культура труда складывается из правильности проведения наблюдений и опытов с учетом условий, сравнения опыта с контролем, измерения в определенные отрезки времени, точной записи, тщательной гербаризации, изготовления препаратов, содержания в системе и порядке растений и животных, а также строгой планировки учебно-опытного участка. На воспитание оказывает влияние и правильное ведение записей в ученической тетради. Казалось бы, незначительная работа — фиксация наблюдений за прорастанием семян, но она свидетельствует о культуре труда. Культура труда заключается не только в тщательном выполнении каждым учащимся порученной ему работы и умелом использовании знаний, но и в коллективной его организации. Как правило, индивидуально выполняемые задания являются частью коллективной работы. Например, на учебно-опытном участке каждое звено показывает свои посадки и рассказывает об опыте всему классу. Воспитание коллективизма осуществляется путем обсуждения проектов организации, содержания, оборудования кабинета биологии, уголка живой природы, планировки учебно-опытного участка и посевов на нем, организации работы ассистентов, заведующих отделами кабинета, уголка, участка, организации кружка. В процессе обучения биологии имеется возможность воспитывать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия. При воспитании культуры умственного и физического труда на биологическом материале следует использовать все формы организации учебного процесса — уроки, экскурсии, внеурочную, внеклассную, домашнюю работу и массовые общественно полезные мероприятия. Все работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно правильными, но и красиво выполненными и оформленными. В рамках внеклассной работы большим успехом пользуются в школах ученические научные вечера с докладами учащихся, выставки, кампании — Неделя леса, День птиц, День Земли, Неделя биологии, на которые приглашаются родители. Эта форма работы, пропагандирующая науку, имеет большое значение, так как учащиеся приобретают убежденность, практикуя свое миропонимание, свои знания. Вопросы и задания для самоконтроля. I. Сформулируйте определения понятий о труде и трудовом воспитании. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для трудового воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для трудового воспитания учащихся при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Культурные природные сообщества (поле, сад, парк)» (6 кл.), «Биологические способы борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых» (7 кл.) сформулируйте задачи с позиций трудового воспитания.
|