Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание. Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая куль­тура.






Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая куль­тура.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать опреде­ления понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Определять формы и методы экологического воспитания при препо­давании биологии.

В сложившихся кризисных условиях в стране и мире проблеме экологического воспитания подрастающего поколения необходи­мо уделять особое внимание. Однако в ситуации ухудшения эко­логической обстановки, снижения показателей жизненного уров­ня населения, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченной сию­минутной выгодой без долгосрочного прогноза, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед приро­дой непросто. В связи с этим возрастает значимость личностных качеств и способностей человека, необходимых для изменения его внутренней сущности на основе глубокого переосмысления взаи­мосвязей между обществом и природой. Понимая опасность для дальнейшего существования цивилизации, люди должны осознать свою родовую общность и единство судеб, что неизбежно приве­дет к возникновению нового типа мышления, связанного с по­требностью общества в становлении духовно зрелой, нравственно свободной личности, которая способна взять на себя ответствен­ность за будущее земной цивилизации, ее культуру с формирующи­мися общечеловеческими ценностями. В связи с этим А. В. Мень писал, что если развитие человеческого рода перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая дег­радация. Иными словами, это ведет к гибели культуры, а гибель последней означает гибель всего. Очевидно, что приоритет при формировании культуры принадлежит школьному образованию, а экологической культуры — школьной биологии и экологии.

Экологическая культура как желаемый результат биоэкологи­ческого образования и как педагогическая категория имеет слож­ный состав. В самом общем виде смысл понятия об экологичес­кой культуре учащихся можно выразить используя следующие суждения: это практический и интеллектуальный опыт, получен­ный ими в школе на основе усвоения соответствующих знаний, способов действия, этических, эстетических, ценностных отно­шений, норм и правил поведения для сохранения оптимальных условий среды жизни живых существ, включая человека, при осу­ществлении разных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях.

Таким образом, экологическая культура — это не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах людей. Поэтому экологическая культура не может рассматриваться вне ее связи с общей культурой. Развитие экологической культуры учащихся видится прежде всего в преодолении их отчуждения от общей культуры, общечеловеческих ценностей.

Вопросы для актуализации материала. На основе материала по общей педагогике и собственного опыта сформулируйте суждения о важ­ности и необходимости экологического воспитания подрастающего по­коления.

Школьная биология обладает достаточными потенциальными возможностями для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. Так, при изучении раздела «Растения» необходимо особое внимание уделять рассмотрению материала о многообразии растений — культурных и дикорасту­щих, однолетних и многолетних, лекарственных и декоративных. Важно представлять учащимся материал о жизненных формах ра­стений — деревьях, кустарниках, кустарничках и травах. Учиты­вая факт, что зеленые растения являются своеобразными «фильт­рами» атмосферного воздуха, возникает объективная необходи­мость в рассмотрении условий жизни растений, а также основных экологических факторов, оказывающих влияние на их жизнедея­тельность. Важно, чтобы учащиеся представляли жизнь растений в разное время года. При изучении органов цветковых растений следует акцентировать внимание на их изменениях по составу, форме и структуре под воздействием антропогенных факторов. Особое место при изучении названного раздела должно отводить­ся материалу о видовом разнообразии основных отделов Царства Растения.


При этом необходимо подчеркивать важность реализа­ции системы мер по защите растений от загрязнения и их рацио­нальному использованию в местности своего проживания. На ос­нове этого материала можно формировать убеждения о важности сохранения растительного покрова планеты для всех живых су­ществ, включая человека.

При изучении раздела «Животные» также необходимо пред­ставлять материал о многообразии животных, их распростране­нии в зависимости от экологических факторов. На примере пред­ставителей разных таксонов важно раскрывать сложные отноше­ния между животными одного вида, разных видов, а также между животными, растениями, микроорганизмами и грибами. Учащимся важно показать, что ни одно растительное сообщество не может полноценно функционировать без животных. Они, как известно, выступают в качестве биологического компонента сообществ и экосистем. При изучении названного раздела возникает объек­тивная возможность в анализе социально-экологического мате­риала. Важно, чтобы учащиеся имели представления о рациональ­ном использовании животных — способах выяснения запасов, их оценки, соблюдении правил охоты, промысла, сбора и научно обоснованного расселения. Следует постоянно подчеркивать об аспектах культуросообразного поведения человека в природном окружении. Так, например, нельзя беспокоить животных во вре­мя брачного периода. Необходимо соблюдать правила передвиже­ния по лесу, лугу и особенно нормы обработки полей и сбора урожая на них. Имеется необходимость в ознакомлении учащихся с народными традициями сохранения священных и почитаемых животных, их мест обитания, размножения и развития.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» следует обра­тить внимание на рассмотрение материала о роли экологических факторов в жизни человека. Известно, что организм человека ис­пытывает сейчас все возрастающие нагрузки под влиянием соци­альных, экономических и экологических факторов — физическо­го и химического загрязнения, постоянного увеличения количе­ства людей на планете и изменения информационных полей. На­званные факторы оказывают воздействие на все органы и их сис­темы. Поэтому при изучении конкретных тем раздела важно об­суждать с учащимися последствия воздействия обозначенных фак­торов на организм человека в целом, его органов и систем в час­тности. Так, при изучении темы «Кровь и кровообращение» сле­дует обсуждать материал о неблагоприятных факторах воздействия на сосудистую кровеносную систему человека — магнитные бури, изменение климата, малоподвижный образ жизни, нарушение гигиены питания и режима дня. В каждой из тем раздела учитель совместно с учащимися может подобрать и использовать материалы в экологическом ключе: экологические факторы, влияющие на органы и их системы как причины патологий, последствия и ре­зультаты действия этих факторов на системы органов и организм в целом.

В разделе «Общая биология» возникает объективная возмож­ность показать общие закономерности функционирования и из­менения живых систем под воздействием экологических факто­ров. В концентрированном виде этот подход можно реализовать на вводных уроках, раскрыв содержание материала о нормальной структуре, функционировании живых систем разных уровней орга­низации и их изменений под воздействием конкретных антропо­генных факторов. В темах «Основы цитологии», «Основы генети­ки» необходимо обсудить материал о биохимических, физиологи­ческих и цитологических изменениях живых систем под воздей­ствием экологического фактора, начиная с органоидов и клетки в целом. В теме «Биосфера, ее состояние и эволюция» возникает объективная возможность показать функционирование живой природы на биосферном уровне. При этом обязательно затраги­ваются вопросы о целостности и единстве биосферы, а также про­цессах саморегуляции, самоуправления и самовосстановления в ней.

Таким образом, школьная биология может оказывать положи­тельное влияние на формирование экологической культуры под­растающего поколения на основе установления взаимоотноше­ний в природе, биосфере, экосистемах и сообществах.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для экологи­ческого воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для реализации экологического воспитания при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Растительные сообщества» (6 кл.), «Экологические факторы и их влияние на организмы» (9 кл.) сформулируйте воспита­тельные задачи в экологическом контексте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал