Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое воспитание. Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая культура.
Ключевые понятия. Экологическое воспитание, экологическая культура. Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Определять формы и методы экологического воспитания при преподавании биологии. В сложившихся кризисных условиях в стране и мире проблеме экологического воспитания подрастающего поколения необходимо уделять особое внимание. Однако в ситуации ухудшения экологической обстановки, снижения показателей жизненного уровня населения, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченной сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед природой непросто. В связи с этим возрастает значимость личностных качеств и способностей человека, необходимых для изменения его внутренней сущности на основе глубокого переосмысления взаимосвязей между обществом и природой. Понимая опасность для дальнейшего существования цивилизации, люди должны осознать свою родовую общность и единство судеб, что неизбежно приведет к возникновению нового типа мышления, связанного с потребностью общества в становлении духовно зрелой, нравственно свободной личности, которая способна взять на себя ответственность за будущее земной цивилизации, ее культуру с формирующимися общечеловеческими ценностями. В связи с этим А. В. Мень писал, что если развитие человеческого рода перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая деградация. Иными словами, это ведет к гибели культуры, а гибель последней означает гибель всего. Очевидно, что приоритет при формировании культуры принадлежит школьному образованию, а экологической культуры — школьной биологии и экологии. Экологическая культура как желаемый результат биоэкологического образования и как педагогическая категория имеет сложный состав. В самом общем виде смысл понятия об экологической культуре учащихся можно выразить используя следующие суждения: это практический и интеллектуальный опыт, полученный ими в школе на основе усвоения соответствующих знаний, способов действия, этических, эстетических, ценностных отношений, норм и правил поведения для сохранения оптимальных условий среды жизни живых существ, включая человека, при осуществлении разных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях. Таким образом, экологическая культура — это не что иное, как материализованное сознание в поступках, словах и делах людей. Поэтому экологическая культура не может рассматриваться вне ее связи с общей культурой. Развитие экологической культуры учащихся видится прежде всего в преодолении их отчуждения от общей культуры, общечеловеческих ценностей. Вопросы для актуализации материала. На основе материала по общей педагогике и собственного опыта сформулируйте суждения о важности и необходимости экологического воспитания подрастающего поколения. Школьная биология обладает достаточными потенциальными возможностями для экологического воспитания и формирования экологической культуры учащихся. Так, при изучении раздела «Растения» необходимо особое внимание уделять рассмотрению материала о многообразии растений — культурных и дикорастущих, однолетних и многолетних, лекарственных и декоративных. Важно представлять учащимся материал о жизненных формах растений — деревьях, кустарниках, кустарничках и травах. Учитывая факт, что зеленые растения являются своеобразными «фильтрами» атмосферного воздуха, возникает объективная необходимость в рассмотрении условий жизни растений, а также основных экологических факторов, оказывающих влияние на их жизнедеятельность. Важно, чтобы учащиеся представляли жизнь растений в разное время года. При изучении органов цветковых растений следует акцентировать внимание на их изменениях по составу, форме и структуре под воздействием антропогенных факторов. Особое место при изучении названного раздела должно отводиться материалу о видовом разнообразии основных отделов Царства Растения. При этом необходимо подчеркивать важность реализации системы мер по защите растений от загрязнения и их рациональному использованию в местности своего проживания. На основе этого материала можно формировать убеждения о важности сохранения растительного покрова планеты для всех живых существ, включая человека. При изучении раздела «Животные» также необходимо представлять материал о многообразии животных, их распространении в зависимости от экологических факторов. На примере представителей разных таксонов важно раскрывать сложные отношения между животными одного вида, разных видов, а также между животными, растениями, микроорганизмами и грибами. Учащимся важно показать, что ни одно растительное сообщество не может полноценно функционировать без животных. Они, как известно, выступают в качестве биологического компонента сообществ и экосистем. При изучении названного раздела возникает объективная возможность в анализе социально-экологического материала. Важно, чтобы учащиеся имели представления о рациональном использовании животных — способах выяснения запасов, их оценки, соблюдении правил охоты, промысла, сбора и научно обоснованного расселения. Следует постоянно подчеркивать об аспектах культуросообразного поведения человека в природном окружении. Так, например, нельзя беспокоить животных во время брачного периода. Необходимо соблюдать правила передвижения по лесу, лугу и особенно нормы обработки полей и сбора урожая на них. Имеется необходимость в ознакомлении учащихся с народными традициями сохранения священных и почитаемых животных, их мест обитания, размножения и развития. При изучении раздела «Человек и его здоровье» следует обратить внимание на рассмотрение материала о роли экологических факторов в жизни человека. Известно, что организм человека испытывает сейчас все возрастающие нагрузки под влиянием социальных, экономических и экологических факторов — физического и химического загрязнения, постоянного увеличения количества людей на планете и изменения информационных полей. Названные факторы оказывают воздействие на все органы и их системы. Поэтому при изучении конкретных тем раздела важно обсуждать с учащимися последствия воздействия обозначенных факторов на организм человека в целом, его органов и систем в частности. Так, при изучении темы «Кровь и кровообращение» следует обсуждать материал о неблагоприятных факторах воздействия на сосудистую кровеносную систему человека — магнитные бури, изменение климата, малоподвижный образ жизни, нарушение гигиены питания и режима дня. В каждой из тем раздела учитель совместно с учащимися может подобрать и использовать материалы в экологическом ключе: экологические факторы, влияющие на органы и их системы как причины патологий, последствия и результаты действия этих факторов на системы органов и организм в целом. В разделе «Общая биология» возникает объективная возможность показать общие закономерности функционирования и изменения живых систем под воздействием экологических факторов. В концентрированном виде этот подход можно реализовать на вводных уроках, раскрыв содержание материала о нормальной структуре, функционировании живых систем разных уровней организации и их изменений под воздействием конкретных антропогенных факторов. В темах «Основы цитологии», «Основы генетики» необходимо обсудить материал о биохимических, физиологических и цитологических изменениях живых систем под воздействием экологического фактора, начиная с органоидов и клетки в целом. В теме «Биосфера, ее состояние и эволюция» возникает объективная возможность показать функционирование живой природы на биосферном уровне. При этом обязательно затрагиваются вопросы о целостности и единстве биосферы, а также процессах саморегуляции, самоуправления и самовосстановления в ней. Таким образом, школьная биология может оказывать положительное влияние на формирование экологической культуры подрастающего поколения на основе установления взаимоотношений в природе, биосфере, экосистемах и сообществах. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий об экологическом воспитании и экологической культуре. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для экологического воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для реализации экологического воспитания при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Растительные сообщества» (6 кл.), «Экологические факторы и их влияние на организмы» (9 кл.) сформулируйте воспитательные задачи в экологическом контексте.
|