Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, здоровый образ жизни.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий о физическом воспитании, физической культуре и здоровом об­разе жизни. 2. Называть и характеризовать основные пути и методы фи­зического воспитания учащихся при изучении биологии. 3. Применять методы физического воспитания учащихся при изучении конкретных тем.

В современных условиях формирование физически развитой личности является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что большая часть населения страны имеет различные забо­левания из-за несоблюдения правил здорового образа жизни. Физическое развитие человека необходимо рассматривать во вза­имосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспита­нием. На связь физического развития с интеллектом и сознанием указывал основатель научной системы физического воспитания в нашей стране П.Ф.Лесгафт. Современные психолого-педагоги­ческие и медико-биологические исследования не противоречат это­му, а только лишь обогащают его новыми сведениями о комплек­сном развитии человека.

Физическое воспитание — процесс организации оздоровитель­ной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура при этом является одним из средств достижения результатов физического воспита­ния, представляющее из себя идеал гармонически развитого че­ловека на основе знаний о единстве тела и духа, а также системы разнообразной деятельности по сохранению здоровья.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимали важное место. Многие древневос­точные и античные учения имели положения о гармоническом развитии человека при его духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Этими положениями руководствуется и со­временное общество. Однако сейчас необходимо обратить особое внимание на решение задачи физического воспитания в школь­ных условиях. Именно в школе закладываются основы знаний и способов укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Школа должна в целом решать следующие задачи физического воспитания: развитие основных двигательных качеств; обеспече­ние правильного физического развития; укрепление здоровья для повышения работоспособности; воспитание потребностей в по­стоянных занятиях физическими упражнениями; осмысление зна­чения физической культуры с гигиенической и валеологической позиций.

Вопросы для актуализации материала. В любом из источников по педагогике найдите определение понятия о физическом воспитании. Совпадает ли по содержанию это понятие с приведенным ранее? Если не совпадает, сформулируйте интегрированное определение названного понятия.

Физическое воспитание в методике биологии в основном рас­сматривается в связи с изучением организма человека. Однако все разделы школьной биологии могут содействовать осознанию при­роды как мощного фактора психического и физического здоровья и ощущения эффекта его влияния на образ жизни и поведение. Этому способствуют не только уроки биологии, но и экскурсии, работа на учебно-опытном участке, внеклассные наблюдения, а также общественно полезная экологическая деятельность. При изучении раздела «Растения» особое внимание следует обращать на роль зеленых растений в формировании жизнепригодного про­странства. Важно также обращать внимание на использование растений в лекарственных целях. Возникает возможность пояс­нить смысл термина «лекарственные растения» как имеющие профилактическое и лечебное свойства из-за содержания особых веществ. На уроках по изучению представителей семейств клас­сов одно- и двудольных растений следует рассуждать с учащими­ся о дезинфицирующих их свойствах. При изучении всего раздела следует постоянно акцентировать внимание учащихся на эстети­ческих и рекреационных свойствах растений. Известно, что мно­гие растения обладают привлекательностью, яркостью, чем спо­собствуют снятию эмоционального напряжения, стрессов, психиче­ской неустойчивости. Особенно это относится к людям, которые проживают в городских условиях и привыкли к упрощенному урбанизированному ландшафту. Обобщенное выражение значе­ния растений как фактора физического развития представлено на рис. 5.1.

В разделе «Животные» следует раскрывать роль животных в физическом воспитании человека. Животные, как известно, по­вышают общительность детей и взрослых, улучшают настроение и самочувствие, развивают чувство доброты, заботы и внимания. Содержание в домах кошек и собак предохраняет их хозяев от инфарктов, стрессов, утомления и психических расстройств. При обсуждении содержания этих тем важно подводить учащихся к выводам, что животных, как и растения, необходимо рассматри­вать в качестве природного фактора, оказывающего положитель­ное влияние на физическое состояние человека и его здоровье.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» важно анали­зировать состояние функциональной деятельности организма че­ловека в спокойном состоянии и при выполнении физических упражнений с различной нагрузкой. Особенно это относится к теме «Опорно-двигательная система». С ее помощью раскрывает­ся содержание материала о физических и психических нагрузках, их влиянии на формирование скелета и мышц, а также укрепле­ние общего физического состояния организма. Определенную смысловую нагрузку в плане физического воспитания имеет тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность». Здесь важно показать эмоциональные и другие аспекты высшей нервной дея­тельности, биологические ритмы, бодрствование и сон как фак­торы здоровья человека. В названном разделе возникает объек­тивная возможность выявлять и раскрывать практический эффект от занятий физической культурой и спортом на основе использо­вания анатомо-физиологических данных. В этом случае важно обратить внимание на дозировку нагрузок при занятиях различ­ными видами спорта в зависимости от возраста учащихся и пока­зателей их индивидуального здоровья. При изучении многих тем можно конкретизировать положения о влиянии физической куль­туры и здорового образа жизни на общее состояние учащихся школьного возраста и лучшее усвоение знаний и умений при изу­чении разных школьных предметов. При изучении таких тем, как «Дыхание», «Пищеварение», «Мочевыделение», «Кожа» и особен­но «Обмен веществ», с использованием научных фактов необхо­димо характеризовать анатомо-физиологическое состояние спорт­сменов, занимающихся разными видами спорта — легкой и тяже­лой атлетикой, теннисом, плаванием, экстремальным спортом. При этом обязательно должны демонстрироваться показатели интен­сивности обмена веществ организма из-за высоких и средних на­грузок, которые испытывает организм спортсмена.

При изучении раздела «Общая биология» можно более под­робно анализировать материал о химических и биохимических превращениях вещества и энергии на молекулярно-клеточном уровне организации жизни. Их специфические особенности по­казываются на примерах организмов больного и здорового, тре­нированного и нетренированного, в состоянии покоя и физичес­ких нагрузок, употребляющего и не употребляющего алкоголь и наркотики. При противопоставлении различных показателей жиз­недеятельности организма человека учащиеся могут убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни.

Вопросы для актуализации материала. Просмотрите подшивки журналов «Биология в школе» за последние 3 — 4 года. Найдите мате­риалы о возможностях различных разделов школьной биологии в физическом воспитании учащихся. Сделайте в рабочей тетради до­полнительные записи.

Во внеурочной работе по биологии также имеются достаточ­ные возможности для физического воспитания учащихся. При этом важно определять и осуществлять в зависимости от возраста уча­щихся систему мероприятий, связанных с такими темами, как «Дискотека здоровья», «Физкультура, знания и труд — здоровье дают», «Физическое и психическое здоровье — важнейшая цен­ность человека». При реализации этих тем можно использовать методы воспитания, которые учитывали бы не только групповые особенности учащихся, но и индивидуальные. В качестве некото­рых методов можно назвать упражнение, убеждение, элементы рефлексии и др. Одним из важнейших аспектов физического вос­питания учащихся во внеклассной работе является их вовлечение в разные виды деятельности — исследовательскую, трудовую, физкультурно-спортивную и др. Так, например, экскурсии и по­левые практикумы по биологии необходимо сочетать с организа-


РИС.5.1.


цией и проведением физкультурно-массовых мероприятий — эста­фет, подвижных игр, упражнений на воде.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о физическом воспитании и физической культуре. 2. На основе использования дополнительной литературы дайте один из вариантов понятия о здоровом образе жизни. 3. Сформулируйте общие суждения о значении школьной биологии в физическом воспитании учащихся. 4. Для тем «Многообразие покрытосеменных растений» (6 кл.), «Строе­ние и функции скелета», «Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок» (9 кл.) сформулируйте задачи урока с позиции физического воспитания учащихся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал