Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, здоровый образ жизни.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения понятий о физическом воспитании, физической культуре и здоровом образе жизни. 2. Называть и характеризовать основные пути и методы физического воспитания учащихся при изучении биологии. 3. Применять методы физического воспитания учащихся при изучении конкретных тем. В современных условиях формирование физически развитой личности является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что большая часть населения страны имеет различные заболевания из-за несоблюдения правил здорового образа жизни. Физическое развитие человека необходимо рассматривать во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. На связь физического развития с интеллектом и сознанием указывал основатель научной системы физического воспитания в нашей стране П.Ф.Лесгафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования не противоречат этому, а только лишь обогащают его новыми сведениями о комплексном развитии человека. Физическое воспитание — процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура при этом является одним из средств достижения результатов физического воспитания, представляющее из себя идеал гармонически развитого человека на основе знаний о единстве тела и духа, а также системы разнообразной деятельности по сохранению здоровья. В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимали важное место. Многие древневосточные и античные учения имели положения о гармоническом развитии человека при его духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Этими положениями руководствуется и современное общество. Однако сейчас необходимо обратить особое внимание на решение задачи физического воспитания в школьных условиях. Именно в школе закладываются основы знаний и способов укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Школа должна в целом решать следующие задачи физического воспитания: развитие основных двигательных качеств; обеспечение правильного физического развития; укрепление здоровья для повышения работоспособности; воспитание потребностей в постоянных занятиях физическими упражнениями; осмысление значения физической культуры с гигиенической и валеологической позиций. Вопросы для актуализации материала. В любом из источников по педагогике найдите определение понятия о физическом воспитании. Совпадает ли по содержанию это понятие с приведенным ранее? Если не совпадает, сформулируйте интегрированное определение названного понятия. Физическое воспитание в методике биологии в основном рассматривается в связи с изучением организма человека. Однако все разделы школьной биологии могут содействовать осознанию природы как мощного фактора психического и физического здоровья и ощущения эффекта его влияния на образ жизни и поведение. Этому способствуют не только уроки биологии, но и экскурсии, работа на учебно-опытном участке, внеклассные наблюдения, а также общественно полезная экологическая деятельность. При изучении раздела «Растения» особое внимание следует обращать на роль зеленых растений в формировании жизнепригодного пространства. Важно также обращать внимание на использование растений в лекарственных целях. Возникает возможность пояснить смысл термина «лекарственные растения» как имеющие профилактическое и лечебное свойства из-за содержания особых веществ. На уроках по изучению представителей семейств классов одно- и двудольных растений следует рассуждать с учащимися о дезинфицирующих их свойствах. При изучении всего раздела следует постоянно акцентировать внимание учащихся на эстетических и рекреационных свойствах растений. Известно, что многие растения обладают привлекательностью, яркостью, чем способствуют снятию эмоционального напряжения, стрессов, психической неустойчивости. Особенно это относится к людям, которые проживают в городских условиях и привыкли к упрощенному урбанизированному ландшафту. Обобщенное выражение значения растений как фактора физического развития представлено на рис. 5.1. В разделе «Животные» следует раскрывать роль животных в физическом воспитании человека. Животные, как известно, повышают общительность детей и взрослых, улучшают настроение и самочувствие, развивают чувство доброты, заботы и внимания. Содержание в домах кошек и собак предохраняет их хозяев от инфарктов, стрессов, утомления и психических расстройств. При обсуждении содержания этих тем важно подводить учащихся к выводам, что животных, как и растения, необходимо рассматривать в качестве природного фактора, оказывающего положительное влияние на физическое состояние человека и его здоровье. При изучении раздела «Человек и его здоровье» важно анализировать состояние функциональной деятельности организма человека в спокойном состоянии и при выполнении физических упражнений с различной нагрузкой. Особенно это относится к теме «Опорно-двигательная система». С ее помощью раскрывается содержание материала о физических и психических нагрузках, их влиянии на формирование скелета и мышц, а также укрепление общего физического состояния организма. Определенную смысловую нагрузку в плане физического воспитания имеет тема «Нервная система. Высшая нервная деятельность». Здесь важно показать эмоциональные и другие аспекты высшей нервной деятельности, биологические ритмы, бодрствование и сон как факторы здоровья человека. В названном разделе возникает объективная возможность выявлять и раскрывать практический эффект от занятий физической культурой и спортом на основе использования анатомо-физиологических данных. В этом случае важно обратить внимание на дозировку нагрузок при занятиях различными видами спорта в зависимости от возраста учащихся и показателей их индивидуального здоровья. При изучении многих тем можно конкретизировать положения о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на общее состояние учащихся школьного возраста и лучшее усвоение знаний и умений при изучении разных школьных предметов. При изучении таких тем, как «Дыхание», «Пищеварение», «Мочевыделение», «Кожа» и особенно «Обмен веществ», с использованием научных фактов необходимо характеризовать анатомо-физиологическое состояние спортсменов, занимающихся разными видами спорта — легкой и тяжелой атлетикой, теннисом, плаванием, экстремальным спортом. При этом обязательно должны демонстрироваться показатели интенсивности обмена веществ организма из-за высоких и средних нагрузок, которые испытывает организм спортсмена. При изучении раздела «Общая биология» можно более подробно анализировать материал о химических и биохимических превращениях вещества и энергии на молекулярно-клеточном уровне организации жизни. Их специфические особенности показываются на примерах организмов больного и здорового, тренированного и нетренированного, в состоянии покоя и физических нагрузок, употребляющего и не употребляющего алкоголь и наркотики. При противопоставлении различных показателей жизнедеятельности организма человека учащиеся могут убедиться в необходимости ведения здорового образа жизни. Вопросы для актуализации материала. Просмотрите подшивки журналов «Биология в школе» за последние 3 — 4 года. Найдите материалы о возможностях различных разделов школьной биологии в физическом воспитании учащихся. Сделайте в рабочей тетради дополнительные записи. Во внеурочной работе по биологии также имеются достаточные возможности для физического воспитания учащихся. При этом важно определять и осуществлять в зависимости от возраста учащихся систему мероприятий, связанных с такими темами, как «Дискотека здоровья», «Физкультура, знания и труд — здоровье дают», «Физическое и психическое здоровье — важнейшая ценность человека». При реализации этих тем можно использовать методы воспитания, которые учитывали бы не только групповые особенности учащихся, но и индивидуальные. В качестве некоторых методов можно назвать упражнение, убеждение, элементы рефлексии и др. Одним из важнейших аспектов физического воспитания учащихся во внеклассной работе является их вовлечение в разные виды деятельности — исследовательскую, трудовую, физкультурно-спортивную и др. Так, например, экскурсии и полевые практикумы по биологии необходимо сочетать с организа- РИС.5.1. цией и проведением физкультурно-массовых мероприятий — эстафет, подвижных игр, упражнений на воде. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о физическом воспитании и физической культуре. 2. На основе использования дополнительной литературы дайте один из вариантов понятия о здоровом образе жизни. 3. Сформулируйте общие суждения о значении школьной биологии в физическом воспитании учащихся. 4. Для тем «Многообразие покрытосеменных растений» (6 кл.), «Строение и функции скелета», «Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок» (9 кл.) сформулируйте задачи урока с позиции физического воспитания учащихся.
|