Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественной среде или искусственно созданных условиях (Н. М. Верзилин, В.М. Корсунская).






Следовательно, специфика экскурсии по биологии заключает­ся в следующем:

• изучение объектов проводится в живой природе или в специ­ально созданной человеком обстановке;

• познавательная деятельность школьников организуется пре­имущественно на основе наблюдения — целенаправленного вос­приятия живых объектов при выделении существенных призна­ков, определении и анализе закономерных отношений, обеспечи­вающих их функционирование;

• особое внимание обращается на выполнение школьниками заданий, ориентированных на объяснение причинных явлений и улучшение экологического состояния окружающей среды;

• процесс обучения во время экскурсий протекает вне класса или вне школы и поэтому учебный материал не всегда раскрыва­ется учителем.

Вопросы для актуализации материала. 1, При изучении какой дис­циплины вы уже знакомились с экскурсионной формой учебных заня­тий? 2. Как выражали определение понятия об экскурсии? 3. Какие дру­гие признаки экскурсий назывались?

При обучении биологии используются различные экскурсии. В зависимости от признаков деления они могут быть следующих видов (табл. 8.6).

Тематические экскурсии, как правило, проводятся в рамках изучения какого-либо отдельного раздела школьной биологии — бактерий, грибов и лишайников; растений; животных; человека и его здоровья; общей биологии. В ходе проведения таких экскур­сий изучается структура, состав обозначенных объектов, а также закономерности функционирования при воздействии на них раз­личных факторов внутренней и внешней среды.

Комплексные экскурсии ориентированы на рассмотрение объек­тов, имеющих отношение к различным разделам биологии. В ка­честве таких объектов выступает окружающая среда и ее факторы, биологическое разнообразие — видовое, экосистемное и генети­ческое, здоровье человека, меры охраны животных и растений.

Задачи вводной экскурсии заключаются в предварительном ознакомлении школьников с объектами живой природы. Теку­щие экскурсии, как правило, носят тематический характер, на­правлены на закрепление и расширение содержания учебного материала, полученного на уроках, а также приобретение новых знаний и умений. Заключительные экскурсии имеют в основном обобщающий характер. Они чаще всего проводятся в конце изу­чения крупной темы или раздела в целом.


 

Приоритетное положение в системе обучения школьников био­логии занимают экскурсии по месту их проведения. Экскурсии в природу позволяют выяснить многообразие объектов живой при­роды, особенности их структуры, функционирования и взаимодей­ствий в определенных условиях. Во время экскурсий в сельскохо­зяйственное производство школьникам показываются способы ус­пешного преобразования растительного и животного мира. На эк­скурсиях в музеи, ботанические сады, питомники их знакомят с многообразием форм, образующих живую природу, как результата длительного развития жизни на Земле. Эти экскурсии могут быть вводными, тематическими, текущими и заключительными.

Вопросы для актуализации материала. 1. Какие классификации экскурсий вам известны еще? 2. Являются ли приоритетными экскурсии по месту их проведения в других предметах? Почему?

Программы по биологии предусматривают экскурсии для учеб­ного курса с 6-го по 11-й класс и рекомендуют их тематику за часть времени, отводимого на изучение соответствующих разде­лов. Однако экскурсии могут быть и внепрограммными. К сожа­лению, разные варианты программ по разделам «Человек и его здоровье», «Общая биология» предполагают проведение миниму­ма экскурсий. В обобщенном виде тематику экскурсий по биоло­гии можно представить следующим образом.

Экскурсии в программе 6 класса. Мир бактерий, грибов и рас­тений вокруг нас. Сезонные явления в жизни растений. Растения в жилых и производственных помещениях. Растения защищенно­го грунта. Многообразие растений в природе. Растительные сооб­щества.

Экскурсии в программе 7 класса. Животный мир вокруг нас. Внешний вид и особенности поведения животных. Взаимосвязи животных в природе. Многообразие животных и их роль в при­родных сообществах. Животные дикие, сельскохозяйственные и домашние.

Экскурсии в программе 8 — 9 классов. Реакция организмов, включая организм человека, на факторы среды обитания, относи­тельный характер приспособленности организмов. Природные сообщества, экосистемы и их обитатели. Антропогенные измене­ния природной среды.

Экскурсии в программе 10—11 классов. Биологическое — ви­довое, экосистемное и генетическое разнообразие. Многообразие сортов растений и пород животных. История развития жизни на Земле. Природные и антропогенные воздействия в природе.

Вопросы для актуализации материала. 1. Достаточна ли обозначен­ная тематика экскурсий для школьников общеобразовательной школы? 2. Имеется ли необходимость в дополнении тем экскурсий? Почему?

Успех проведения любой экскурсии зависит от разработки ме­тодики. В ее структуре можно выделить три этапа (табл. 8.7).

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В нем отражаются следую­щие позиции: 1) тема экскурсии; 2) задачи экскурсии — обучаю­щие, воспитательные и развивающие; 3) методы и приемы обуче­ния; 4) снаряжение экскурсии; 5) ход экскурсии: а) вводная бесе­да по теме и распределение заданий (до 8 мин); б) проведение экскурсии при акцентировании в определенной последователь-

ности внимания школьников на объектах живой и неживой при­роды (25 — 50 мин); в) самостоятельное выполнение заданий (до 20 мин); г) обсуждение результатов наблюдений (10—15 мин); д) осмотр территории экскурсии и выполнение практической рабо­ты по ее улучшению (время определяется в зависимости от объема работы); е) общее заключение по экскурсии (до 5 мин); 6) обра­ботка собранного материала, подготовка (дома, в классе) отчета или сообщения.

При организации и проведении экскурсии учителю необходи­мо воспользоваться полезными советами, сформулированными еще в 1920 г. одним из основоположников методики естествознания Б. Е. Райковым. В литературе они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал