Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии
Ключевые понятия. Индивидуальная, групповая и фронтальная формы учебной работы, методические особенности их использования при обучении биологии. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл индивидуальной, групповой и фронтальной учебной работы. 2. Характеризовать методические особенности их реализации при обучении биологии. 3. Составлять план совместного использования обозначенных форм на уроке биологии. Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каждый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со стороны одноклассников. В практике обучения биологии наиболее распространена фронтальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, приводя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в общее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, вступают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реакцию коллектива. При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопросами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа получала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместными усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следовательно, при таком обучении происходит взаимное продуктивное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот. Фронтальная форма учебной работы требует от учителя проявления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные способы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и темпом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отношений, формированием умений. Управляя процессом обучения, учитель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на организацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса. Вопросы для актуализации материала. 1. С какими способами управления классом вы знакомились при изучении педагогики? 2. Как можно организовать педагогическое взаимодействие учащихся на уроке? На этапе актуализации биологического материала учитель может организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практическими и специальными. На этапе изучения нового материала эффективнее проводить фронтальную работу по объяснению и осмыслению физиологических, генетических, эволюционных, цитологических и экологических явлений. Они требуют установления причинных отношений, формулирования оценочных, сравнительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фронтальных можно рекомендовать работы по воспроизведению любых биологических знаний, а также выполнению заданий и решению задач по образцу. Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование единого фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспособности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недогруженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно участвовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы. Групповая форма предполагает организацию обучения биологии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых формах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содержанием материала на основе выбора соответствующих способов. При обучении биологии необходимо различать несколько видов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными возможностями — высокими (сильные), средними (средние) и низкими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товарищей и предлагает члену группы обосновать перед классом окончательный ответ. Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познавательная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятельная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, принимается и формулируется групповое решение. На третьем, презентационном, этапе представляется результат выполненной работы (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецензированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе подводится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы. При обучении биологии групповую работу рационально применять на уроках формирования новых знаний, а также обобщающих уроках. Приведем примеры. На обобщающем уроке по теме «Роль птиц в природе, их значение для человека и охрана» учащиеся могут успешно выполнять следующие групповые задания. 1. Прочитайте внимательно текст... (школьникам дается спе- Парная работа. Первый учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие роль птиц в природе. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте. Второй учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие значение птиц для человека. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте. Подумайте и вместе решите: для чего ученые выясняют роль птиц в природе и их значение для человека? Сформулируйте два вывода: о роли птиц в природе и их значении в жизни общества. Будьте готовы к высказыванию по просьбе учителя. 2. Далее учитель организует фронтальную работу по выясне- Групповая работа. С использованием обозначенных записей на доске, а также дополнительных материалов, предложенных учителем, каждой группе необходимо составить мини-проект — «Меры охраны птиц». Он должен включать 4—6 письменных предложений, которые отражали бы в обобщенном виде совокупность мер по регулированию численности птиц и охране их видового многообразия. Хорошо, если она будет прокомментирована в ходе «защиты» проекта. Группе необходимо быть готовой к ответам на вопросы. В конце принимается коллективное решение о лучшем проекте. Подобные задания можно рекомендовать учащимся при изучении тем «Значение цветковых растений в природе и жизни человека» (6 кл.), «Значение рыб в природе, жизни человека и их охрана» (7 кл.), «Многообразие видов в природе и их охрана» (9 кл.) и др. Вопросы для актуализации материала. 1. Какие виды групповой формы работы вы назвали бы еще, используя материалы курса «Педагогика»? 2. Почему в классе необходимо культивировать групповые формы работы? Индивидуальная работа в рамках урока ограничена, хотя и очень необходима. Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать персональные различия и отношения к учебе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать физическую и психологическую нагрузку. Каждый школьник работает самостоятельно под руководством учителя, не имея контакта с другими. Они выполняют задания на выяснение существенных признаков биологических объектов, составляют логические схемы и текстовые таблицы по учебнику, обозначают последовательность процессов в органах, системах органов и организмах растений, животных, человека и др. Для организации такой работы широко используется раздаточный и мультимедийный материал. Приведем пример использования индивидуальных заданий в сочетании с фронтальными и парными на уроке по теме «Особенности местообитания и строения тела пресмыкающихся». Учитывая несложный характер материала, учащимся предлагается выполнение следующих заданий. Фронтальные задания: прочитайте по учебнику статью об образе жизни и местообитании пресмыкающихся и ответьте на вопросы учителя (о местах обитания разных представителей, о пресмыкающихся, которые ведут полуводный и водный образ жизни). Индивидуальное задание: на основе объяснения учителя и демонстрации таблицы определите формы тела пресмыкающихся и сделайте соответствующие записи в тетради. Фронтальные вопросы: можно ли утверждать, что форма тела пресмыкающихся разнообразнее, чем у земноводных; если да, то чем это объясняется? Индивидуальное задание: по рисунку таблицы рассмотрите скелет пресмыкающихся; определите, какие прогрессивные черты появились в его строении по сравнению со скелетом земноводных? Парное задание: один из вас вспоминает части пищеварительной системы земноводных (можно по учебнику), другой определяет их по тексту нового параграфа; назовите эти части друг другу; решите вместе, отличаются ли пищеварительные системы земноводных и пресмыкающихся. Индивидуальное задание: найдите в таблице или учебнике органы дыхания пресмыкающихся; чем они представлены? Отличаются ли по строению эти органы у пресмыкающихся и земноводных? Для эффективной организации процесса обучения биологии важно правильно выбирать формы учебной работы. Это зависит от содержания биологического материала, который имеет разную степень сложности и новизны. Трудный материал, обладающий полной новизной, на первом этапе всегда требует фронтальной работы. В его объяснении приоритетная роль принадлежит учителю. Но если учесть, что при первом толковании его поймет большая часть учащихся класса, а учащиеся с низкими учебными возможностями будут нуждаться во вторичном объяснении, то фронтальную работу необходимо дополнить групповой. Если материал нетрудный, имеет неполную новизну, то его можно изучать при парной и звеньевой работе. На выбор форм работы влияет наличие информационных, медиа-средств, лабораторного оборудования и дидактических материалов. Они позволяют индивидуализировать процесс обучения, прибегая к групповой форме. Выбор формы учебной работы зависит от этапа урока. При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной и групповой форм. В процессе применения знаний и умений на практике преимуществом могут пользоваться индивидуальная, парная, звеньевая формы работы, сочетаемые с фронтальной. При выборе форм также важно учитывать особенности класса и каждого учащегося. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В чем заключается сущность фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности учащихся при обучении биологии? 2. Для каких уроков биологии характерна каждая из форм организации деятельности учащихся? 3. Какая из этих форм в наибольшей степени соответствует современным целям обучения биологии? 4. Разработайте краткий план урока с целью формирования новых биологических знаний с использованием соответствующих форм организации учебной деятельности учащихся.
|