Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А также на учебно-опытном участке.
Внеурочные работы в кабинете биологии и уголке живой природы выполняются поздней осенью, зимой и ранней весной. По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» такие работы в основном связаны с растениями. При изучении каждой темы возникает объективная возможность для их выполнения. Рассматривая материал об органах цветковых растений, учащиеся могут выяснять особенности физиологических и экологических явлений. По теме «Семя» учащиеся наблюдают за прорастанием семян при различных условиях — на свету и в темноте, высоких, оптимальных и низких температурах, наличием и отсутствием влажности. По теме «Корень» определяют зоны роста (растяжения) у корня. По теме «Побег» наблюдают влияние света на образование хлорофилла, зеленение всходов и побегов, определяют степень воздействия температуры и влажности на рост растений. При изучении основных процессов жизнедеятельности растений проделывают-ся опыты по поглощению воды и питательных минеральных веществ из почвы, образование крахмала в листьях и выделение кислорода листьями. При изучении покрытосеменных растений в уголке живой природы организуется наблюдение за их общим состоянием и ростом, интенсивностью окраски листьев, цветением и плодообразованием. По разделу «Животные» имеется возможность организовать внеурочные работы по нескольким темам. При изучении инфузорий учащиеся могут получать чистую культуру инфузории туфелька, выяснять реакцию этих животных на факторы окружающей среды. Интересными являются наблюдения за моллюсками — передвижением, питанием, развитием молоди. Особое значение имеет выяснение особенностей жизнедеятельности аквариумных рыб — поведения, реакций на различные раздражители, размножение и рост потомства. По разделу «Человек и его здоровье» учащиеся могут выполнять работу с микроскопом по рассматриванию препаратов клеток и тканей организма человека. Особый интерес для них представляет использование микроскопа типа Intelplay, который позволяет анализировать и демонстрировать препараты с помощью компьютера и мультимедиа-средств на экране. Учащиеся также могут выполнять работу по выработке рефлексов у животных, выяснению степени загрязнения воздуха в классе и школе, определять кровяное давление, объем легких и показатели собственного физического развития — роста, массы, окружности грудной клетки. По общей биологии в кабинете биологии и уголке живой природы возможно выполнение работ с использованием цитологических, ботанических, зоологических, генетических и экологических объектов. С помощью микроскопа учащиеся могут выяснять особенности клеток на разных стадиях митоза и мейоза. Для конкретизации представлений о наследовании признаков ставят опыты по скрещиванию мухи дрозофилы и аквариумных рыб гуппи. Приспособленность организмов к среде обитания успешно выясняется на разных примерах комнатных растений. Особый познавательный интерес представляет изучение аквариума как примера экосистемы. С его помощью выясняются трофические отношения, строятся экологические пирамиды и создаются модели биоценозов и экосистем. Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и сформулируйте несколько суждений о воспитательном значении внеурочной работы в кабинете биологии и уголке живой природы. 2. Имеется ли необходимость в расширении тематики работ для учащихся в данном случае? Почему? Внеурочные работа в природной и социоприродной средах могут выполняться в разное время года, но большая часть из них все-таки реализуется весной и летом. Это так называемые летние задания. По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» учащимся важно собрать материал о морфологических, анатомических и экологических особенностях организмов грибов и растений и их основных органов. Особое значение имеет выполнение заданий по выяснению видового разнообразия растений своей местности. Для этого учащиеся оформляют гербарий, фотомонтажи, слайд-шопы и видеофильмы по определенным систематическим группам школьной программы. При выполнении задания они обнаруживают причины сокращения численности особей красивоцветущих и лекарственных растений и убеждаются в необходимости пропаганды идеи сохранения всех видов для полноценного функционирования живой природы. После представления материалов в кабинет биологии учитель использует их при обучении новых поколений учащихся. Это дает возможность стимулировать познавательный интерес к изучению растений. Особый обучающий смысл имеют задания по использованию компонентов биоценозов природных и социоприродньгх экосистем — смешанного леса, любого луга, близлежащего водоема, пшеничного поля, городского парка. Важно, чтобы с помощью заданий учащиеся могли выяснить видовое разнообразие систем, зависимость длительного их функционирования от количества видов, ярусное расположение растений как приспособленность к совместному обитанию. Будет полезным составление учащимися схемы любого растительного сообщества с использованием собственных рисунков и (или) фотографий. По разделу «Животные» необходимо предложить задания по изучению морфологических, экологических (трофических, поведенческих, половых, фабрических) и физиологических (размножения, роста, развития) особенностей представителей различных типов и классов животных, обитающих в своей местности. В качестве конкретных объектов можно выбрать моллюсков, жужелиц, озерную и прудовую лягушек, синантропных птиц, млекопитающих, разводимых человеком. Для лучшего выполнения задания учащимся важно выразить логику их действий и ожидаемые результаты. Для реализации экологической и природоохранительной направленности раздела большое значение имеют задания по выяснению многообразия видов животных, определению его роли в поддержании устойчивости сообществ животных и биоценозов в целом. Такие задания предлагается выполнять на территории леса, лесопарка, луга, а также акватории пруда и реки. Особый интерес вызывают у учащихся задания по выяснению последствий влияния антропогенных факторов на численность и население некоторых видов насекомых, земноводных и птиц. Они с увлечением могут определять причинно-следственные события, возникающие у обозначенных групп животных при влиянии на них факторов истребления, беспокойства, разрушения и загрязнения среды жизни. Учащиеся могут выполнить и задания по сбору природных объектов, отражающих следы жизнедеятельности животных — оставленные гнезда, погрызы, погадки и др. Этим они пополняют демонстрационный материал кабинета биологии. По разделу «Человек и его здоровье» важно ориентировать учащихся на выполнение заданий санитарно-гигиенического, здоро-вьесберегающего и экологического содержания. По первому аспекту они могут выяснять особенности санитарного состояния своего микрорайона, села, города — качество воздуха, воды и почвы. При этом используются простейшие методы и методики исследования. На основе полученных сведений учащиеся составляют общую картину загрязненности окружающей среды и простейшую систему рекомендаций по сохранению здоровья людей в сложившихся условиях. Большое познавательное и воспитательное значение имеют задания по оценке качества продуктов питания. Для этого учащиеся по записям на упаковках напитков, мясных, молочных, консервированных и маринованных продуктов анализируют их компоненты, обращают внимание на категории стабилизаторов, подсластителей и красителей, а также сроки годности. По результатам работы составляют аналитические справки, отражающие реальные показатели качества продуктов в соотношении с ГОСТами. Учащиеся могут с использованием небольшой анкеты выяснить у родителей, дедушек, бабушек и других родственников смысл культов здоровья, труда и рационального питания. На основе изучения литературы и периодической печати они могут выяснять факторы риска для здоровья человека в местности проживания. На основе полученных сведений возникает возможность наметить способы «избегания» этих факторов и культивирования здорового образа жизни: соблюдение культуры двигательной активности; использование режима дня, труда и отдыха; поддержание сбалансированного и правильного питания; соблюдение правил индивидуальной и общественной гигиены; отсутствие вредных привычек и пристрастий. При изучении общей биологии важно предложить задания эволюционного, экологического и генетического содержания. На конкретных примерах растений, животных и их сообществ они могут конкретизировать представления о видах борьбы за существование — внутривидовой, межвидовой, а также с неблагоприятными факторами неживой природы. Особую группу должны составить задания о приспособленности живых организмов к среде жизни и относительном характере приспособлений. Важными являются задания на выяснение видового и экосистемного разнообразия в местности проживания. Учащимся можно предложить задания по изучению структуры микропопуляций раннецветущих растений. Одновременно их внимание можно зафиксировать на явлениях индивидуальной и групповой изменчивости, обнаруживаемых по листьям и цветкам этих растений. Также необходимы задания на выяснение влияния одного и (или) нескольких экологических факторов на состояние организмов и сообществ. Учащиеся могут справиться с заданиями, связанными с рекреационными воздействиями — вытаптыванием, шумом, механическим загрязнением. При изучении экосистем можно предложить несколько типов заданий: 1) на конкретизацию знаний о компонентах, взаимодействиях и устойчивости; 2) на овладение методами познания экосистемных явлений; 3) на усвоение опыта ценностных отношений; 4) на выполнение практических работ природосберегающего характера. Вопросы для актуализации материала. 1. Подумайте и сформулируйте несколько суждений о развивающем значении внеурочной работы в природных и социоприродных условиях. 2. Имеется ли необходимость в расширении тематики работ для учащихся в данном случае? Почему? Работа на учебно-опытном участке в основном ориентирована на совершенствование знаний и умений, связанных с возделыванием растений и уходом за некоторыми животными. При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» с темами «Жизнь растений», «Строение и многообразие покрытосеменных растений» учащимся можно предложить разные задания. На конкретных примерах они получают возможность наблюдать за полным циклом развития организма растения. В контексте темы «Семя» им важно выяснить лучшие способы посева различных культур, темы «Корень» — плодородие почвы и оптимальные способы ее обработки, темы «Лист» — влияние света, температуры и влажности на общее развитие растения, темы «Строение стебля» — методы прививки и вегетативного размножения растений. С практической позиции интересными являются задания по выяснению особенностей роста и развития растений в зависимости от дозы и сочетания органических и минеральных удобрений. Целесообразны задания по выяснению видов сорных растений, многообразия сортов культурных растений — зернобобовых, технических, овощных, ягодных, плодовых, цветочных и декоративных. Необходимы также задания по растениям различных экологических групп — влаголюбивых, теневыносливых, светолюбивых. При изучении раздела «Животные» важно предложить задания по изучению влияния животных на состояние растений в культуре. Это касается насекомых, моллюсков, некоторых видов птиц и мышевидных грызунов. Интересными являются опыты по привлечению птиц на территорию пришкольного участка. Увлекает учащихся и опыт, связанный с выяснением роли насекомых, в частности пчел и шмелей, в опылении растений. При изучении раздела «Общая биология» можно предложить задания по конкретизации представлений об искусственном отборе, многообразии культурных растений в соответствии с интересами человека, культурных растениях и их диких видах, изменчивости растений в культурных условиях. Интересными для учащихся являются наблюдения за приспособленностью организмов к среде обитания, распространением плодов и семян, влиянием различной освещенности на рост, развитие и окраску листьев растений, произрастающих на учебно-опытном участке. Выполнение внеклассных работ в условиях природы, кабинета биологии, живого уголка и учебно-опытного участка оказывает влияние на повышение уровня познавательного интереса и общей культуры ответственного отношения учащихся к окружающей среде. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Выразите определение понятия о внеурочной работе учащихся по биологии. 2. Назовите основные виды внеурочных работ. 3. Проанализируйте тематику внеурочных работ и сформулируйте вывод об их соответствии или несоответствии интересам учащихся? 4. Как можно использовать результаты внеурочных работ учащихся на уроках? 5. Как внеурочные работы способствуют накоплению наглядных средств и раздаточного материала? 6. Разработайте задания для учащихся 9 класса по изучению приспособлений растений, произрастающих в условиях кабинета биологии.
|