Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика модели экзамена по биологии в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ)
Ключевые понятия. ЕГЭ как особая форма итогового контроля, тест, тестирование. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать сущность ЕГЭ как особой формы итогового контроля за биологической подготовкой выпускников общеобразовательной школы. 2. Формулировать понятия о тесте и тестировании. 3. Характеризовать процедуру тестирования по биологии. 4. Применять знания о тестировании учащихся в учебных ситуациях. В условиях реализации образовательных стандартов нового поколения качество общеобразовательной подготовки выпускников российских школ стало контролироваться в форме ЕГЭ. Он предполагает проверку знаний, умений, ценностных отношений и накопленного опыта творческой деятельности учащихся на уровне высокой степени обобщения. Такой экзамен более обоснованно позволяет судить о глубине усвоения материала за период обучения в основной и старшей школах. По результатам ЕГЭ возникает возможность анализировать недостатки и достоинства обучения учащихся в школе. В этом состоит одно из преимуществ ЕГЭ по сравнению с традиционной итоговой аттестацией. Вопросы для актуализации материала. Используя педагогические и методические источники, отражающие материалы о ЕГЭ, выясните, в чем заключаются его недостатки. Известно, что ЕГЭ в большинстве случаев проводится в виде тестирования. Для того чтобы выразить смысл тестирования, важно определить понятие о тесте. В литературе однозначного его определения не обнаруживается. Обратим внимание на несколько современных словарных определений тестов для психолого-педагогической области: 1) тест — стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого (Советский энциклопедический словарь, 1987); 2) тест — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков (Российская педагогическая энциклопедия. — Т. 2, 1999); 3) тест — система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности (Толковый словарь русского языка, 1985). Анализируя их содержание, можно утверждать, что эти определения близки по своему смыслу. Наиболее существенным пред- ставляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании означает проверку, испытание, позволяющие выявлять уровень овладения знаниями, умениями, ценностными суждениями и применения творческого опыта. В состав любого теста входят тестовые задания. Тест должен быть стандартизирован и главное назначение теста должно заключаться в выяснении личностных особенностей обучаемого или приращении. Учитывая изложенное, можно представить уточненное определение понятия о тесте. Нам представляется, что тест — это одновременно и способ, и инструмент, включающий выверенную систему тестовых заданий, жестко определенную последовательность проведения, заранее запланированную технологию обработки и анализа результатов, предназначенный в целом для измерения качеств и свойств личности, эффективное изменение которых возможно в процессе целенаправленного обучения. Важно отделять тест от не теста. По мнению А.Н.Майорова (2001), тест не является аналогией отдельным заданиям, экзаменационным вопросам и анкетам. В его основе, как правильно указывает ученый, лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов. Тест в качестве составляющих должен иметь, по крайней мере, четыре элемента: задания в определенной системе, конкретную технологию проведения, порядок проверки выполненных учащимися тестов, а также анализ результатов, которые в совокупности должны составлять единство. В зависимости от признаков тесты могут быть различными. По составу различают тесты гомогенные и гетерогенные. Первые — это однородные, включающие в себя тестовые задания одной какой-либо формы. Вторые — это неоднородные тесты, включающие в себя тестовые задания различных форм и сгруппированные в порядке возрастания сложности. В зависимости от общего подхода к разработке тесты делят на нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и смешанные. Первые позволяют по результатам набранных баллов или выполненных заданий сравнить обследуемых учащихся различных классов и внутри класса друг с другом. Вторые тесты выявляют, насколько каждый учащийся владеет знаниями, способами действия, ценностными суждениями, опытом творчества, но труднее поддаются стандартизации и количественным измерениям. По виду контроля бывают экспресс-тесты, которые проводятся сразу после занятия, стартовые тесты, или входные, а также тесты текущие, рубежные и отсроченные. Характер деятельности испытуемого определяют устные и письменные тесты, а также тесты-действия. Наибольшее распространение в системе школьного образования получила классификация тестов по форме заданий. На основе этого признака их делят на закрытые — с выборочным ответом и открытые — с конструируемым ответом. По своему объему тесты могут быть короткими, от 10 до 20 заданий, средними и длинными, до 500 заданий. В школьной практике, как правило, используются тесты, содержащие от 30 до 60 заданий. Время, отводимое на выполнение каждого задания, обычно определяют в пределах 30 — 60 с. Это может быть отнесено к тестам с выбором одного верного ответа. Во всех других случаях подход индивидуален. При обучении предметам, включая биологию, наибольшее распространение в тестах получили два типа заданий, которые объединяют в шесть видов. Первый тип — открытые тесты, к ним относятся дополнения и тесты свободного изложения. Второй тип — закрытые тесты, включающие тесты альтернативных ответов, множественного выбора, определения соответствия и восстановления последовательности. К этим шести видам может быть сведено все многообразие существующих заданий без ущерба для их качества. Процедуру использования тестов в практике контроля за предметной подготовкой учащихся, включая и биологическую, называют тестированием. С позиции тестирующего ее составными частями являются следующие: подготовка и выдача теста учащимся, предоставление им возможности для общего знакомства с тестом, отдельными заданиями и его выполнение, проверка теста, его анализ и объявление результатов тестирования учащимся. Вопросы для актуализации материала. Найдите в любых источниках материал о процедуре тестирования и на основе его анализа сделайте о ней дополнительные записи в рабочих тетрадях. Выскажите свою точку зрения о целесообразности тестирования выпускников общеобразовательной школы по биологии. На ЕГЭ по биологии проверяется уровень подготовки учащихся по всем разделам школьного курса. В соответствии с требованиями образовательного стандарта в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие наиболее существенные вопросы содержания по разделам «Общая биология» и «Человек и его здоровье»: морфологические, анатомические, цитологические, генетические, эволюционные, экологические, гигиенические, физиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. Проверяются знания о биологии как науке, методах ее познания, признаках живого, а также научные факты, необходимые для конкретизации теоретических обобщений. Определенное место отводится контролю знаний о клетке — структурной и функциональной единице живого, ибо они составляют основу для осмысления процессов жизнедеятельности организмов (растений, животных, человека, грибов, бактерий). Знания тельные данные, которые содержатся в эталоне. В этой связи допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысл. Исключение составляют критерии оценивания задач по цитологии и генетике, которые требуют однозначного ответа. Результаты ЕГЭ по биологии оцениваются на основе первичных баллов, полученных выпускниками за выполнение заданий из всех частей. Для получения отметки «3» в 2007 г. достаточно было набрать от 29 до 48 баллов за выполнение заданий базового уровня или других заданий из всей работы. Как правило, отметка «3» выставляется, если правильно выполнено более половины заданий базового уровня. Отметка «4» выставляется при выполнении всех заданий базового уровня и двух заданий повышенного уровня. Для получения отметки «5» нужно правильно выполнить задания из всех трех частей, среди которых должно быть хотя бы одно задание с развернутым ответом высокого уровня сложности. В 2007 г. для получения пятерки необходимо было набрать не менее 67 баллов. Подчеркнем, что каждый полученный балл имеет свой коэффициент. Он тем выше, чем меньше правильно выполненных учащимися работ. Коэффициент определяется в зависимости от качества выполнения заданий всеми учащимися и рассчитывается с использованием специальной компьютерной программы. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится до 3 ч (180 мин). Вопросы для актуализации материала. На основе анализа фрагмента параграфа об оценивании результатов ЕГЭ по биологии определите количество баллов, соответствующее отметке «4». Вопросы и задания для самоконтроля. 1. На какие виды подразделяется контроль? Опишите их. 2. Какие формы контроля вам известны? Как их используют в зависимости от содержания урока. 3. Что такое методы контроля? 4. В чем преимущества и недостатки устного и письменного контроля? 5. Каковы возможности машинного контроля? 6. Какие педагогические требования предъявляются к контролю? 7. Что такое тест? Какие виды тестирования можно использовать в преподавании биологии?
|