Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Домашние работы при обучении биологии
Ключевые понятия. Определение домашней работы как формы организации обучения, виды домашних работ по биологии, общая методика организации домашней работы учащихся. Результаты профессиональной подготовки. I. Выражать определение домашней работы. 2. Называть и характеризовать домашние работы по биологии. 3. Описывать общую методику организации домашней работы по биологии и разрабатывать конкретные задания для учащихся. Домашние работы являются составной частью процесса обучения биологии. Необходимость в них обусловлена как решением дидактических задач, так и задач формирования умений самостоятельной работы и подготовки учащихся к самообразованию. Домашние работы имеют и воспитательное значение. Они способствуют становлению чувства ответственности за порученное дело, выработке аккуратности, трудолюбия и других социально ценных качеств. Домашние работы принципиально отличаются от классных, ибо они протекают без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Учащийся сам определяет время выполнения задания, выбирает для себя оптимальный ритм и темп работы. Действуя самостоятельно, он не имеет тех средств, которые на уроке позволяют сделать учебную работу более интересной. Но самое главное заключается в том, что дома нет коллектива, который положительно влиял бы на создание рабочего настроя и стимулирование здорового соперничества. Домашние работы — форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя по закреплению, углублению содержания учебного материала, изученного на уроке биологии, решения познавательных задач и предварительной подготовки к восприятию новой темы. В методике биологии выделяют различные виды домашних работ: проблемные и непроблемные, групповые и индивидуальные, творческие и нетворческие. Все они могут использоваться в практике обучения предмету. Однако большее распространение получили виды домашних работ, определенных в контексте дидактических целей: 1) закрепление, углубление знаний и выработка умений, полученных на уроке; 2) подготовка к лучшему восприятию нового учебного материала; 3) решение познавательных задач; 4) выполнение творческих заданий. Вопросы для актуализации материала. 1. Как определялось понятие о домашней работе при изучении педагогики? 2. Какие виды домашних работ вами при этом назывались? Домашние работы по закреплению, углублению знаний и выработке умений связаны с общебиологическим, морфологическим, анатомическим, физиологическим, экологическим и другим материалом, а также интеллектуальными, практическими и специальными способами действия. Они, как правило, выполняются с использованием учебников биологии, научно-популярных журналов, научно-художественных книг, Интернет-ресурсов и натуральных объектов. С учебником биологии работают все учащиеся, поэтому учитель должен четко формулировать задания для выполнения. Их лучше выражать в виде одного или нескольких суждений с вопросом в конце или только в виде вопроса. Приведем примеры. 1. Известно, что в скелете человека имеются длинные кости. Объясните, почему большая часть этих костей имеет трубчатое строение. 2. Зеленые растения играют важную роль в природе — обогащают атмосферу кислородом. А еще? Дополните ответ 2 — 3 суждениями. Как вы думаете, почему нельзя уничтожать зеленые растения? 3. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика во время развития? По сути этих и подобных заданий учащиеся составляют ответы по тексту учебника, а не заучивают его подряд для пересказа. Активизируют их работу вопросы, предлагаемые в конце параграфов. Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает разнообразные вопросы — репродуктивные, объяснительные, поисковые и проблемные. Важно с их помощью организовать успешную проработку содержания текста — внимательное чтение для выделения главных биологических терминов и понятий, выражение определений последних с указанием на существенные признаки живых объектов, разделение параграфа на смысловые фрагменты и формулирование заглавий, составление текстовых таблиц и логических схем. Особое значение имеют задания с иллюстративным материалом — указание морфологических, анатомических и экологических признаков изучаемых объектов, определение последовательности физиологических явлений и объяснение их сути, аргументация взаимосвязей между элементами живых систем, а также отношений между ними и средами функционирования. Следовательно, важно в соответствии с возрастом учащихся и их учебного опыта составлять задания так, чтобы были задействованы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация. В старших классах необходимо предлагать более обобщенные задания. С их помощью можно закреплять и углублять биологические знания на мировоззренческом уровне. Для такого случая домашние задания формулируются с позиций оценочных суждений. При этом учащимся рекомендуется использовать не только учебник, но и журналы, и научно-художественные источники, заранее выбранные и просмотренные учителем. Это могут быть журналы «Юный натуралист», «Аквариум», а также книги Н.Н.Дроздова, В.М.Пескова, Н.Н.Плавиль-щикова, Ю. М.Сенкевича и др. В качестве индивидуальных домашних работ особое значение имеют задания по подготовке сообщений, демонстрационных материалов, углубляющих и расширяющих биологические знания на основе использования Интернет-ресурсов. Учитель биологии с этой целью может рекомендовать материалы, представленные в следующих сайтах: www.darwin.museum.ru (сайт, посвященный динозаврам), www.darwin.museum.ru/expos/dino, www.dino.ru (история развития жизни), www.zooclub.ru (дикие и домашние животные), www.nature.ru («Научная сеть» — научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое), www.zooland.rn («Кирилл и Мифодий. Животный мир»), www.bio.msu.ru (биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова), www.herba.msu.ru (ботанический сервер МГУ им. М.В.Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, много фотографий и рисунков), www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm («Редкие и исчезающие животные России»), www.zoomax.ru («Животные»), www.pestlife.narod.ru («Домашние животные»), www.luzhok.ru («Лужок» — сайт, посвященный декоративным растениям, содержит описания комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии, рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях), www.aib/loki/zoolog/zoo.htm («Экзотическая зоология»). Для школьников важны домашние задания с натуральными объектами. Они ориентированы на закрепление и совершенствование практических умений. При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» необходимы работы по выяснению морфологических и экологических признаков у представителей различных систематических групп грибов и растений, определению условий их роста и развития, способов распространения плодов и семян, составлению гербариев отдельных органов и экземпляров представителей семейств. Практические работы по разделу «Животные» больше связаны с наблюдениями. Учитель предлагает для этого задания с «доступными» объектами. К ним относятся дождевой червь, брюхоногие моллюски, бабочки (капустная белянка), жесткокрылые (жужелицы), двукрылые (комнатная муха), аквариумные рыбы, птицы (большая синица, сизый голубь, грач, галка). На их примере учащиеся могут выяснять особенности условий жизни, характерные черты внешнего строения, способы размножения, сезонные явления, роль животных в природе и значение для человека. Ряд заданий может быть связан с практическими работами учащихся по борьбе с вредителями сада и огорода, а также охране и привлечению птиц. Особый смысл имеют домашние задания по составлению мини-проектов о сохранении видового разнообразия животных. Домашние задания по разделу «Человек и его здоровье» могут иметь практический и экспериментальный характер. Первые из них реализуются с помощью заданий, таких, как подсчет частоты дыхательных движений до зарядки и после нее, определение пульса в зависимости от физической и умственной работы, восстановление дыхания после его задержки. Вторые — реализуются при выполнении опытов в домашних условиях. Их тематика определяется в четырех аспектах — анатомо-морфологическом, физиологическом, экологическом и санитарно-гигиеническом. Как конкретные темы можно предложить следующие: «Значение кожных складок над суставами пальцев тыльной стороны кисти», «Определение пропорциональных отношений между частями тела», «Санитарное состояние своей квартиры», «Значение реберного хряща», «Роль костей плечевого пояса в подъеме руки вверх», «Определение места нахождения мышц, сгибающих кисть», «Выяснение времени наступления утомления при статической и динамической работе», «Определение чувствительности слуха» и др. Домашние задания с использованием натуральных объектов по разделу «Общая биология» могут выполняться для закрепления и расширения представлений о многообразии форм, изменчивости, приспособленности организмов, влияния различных экологических факторов на организмы. Учащимся рекомендуется найти в природе соответствующий материал, сфотографировать или собрать его и сделать демонстрационные таблицы, составить краткий сопроводительный текст при обращении не только к учебнику, но и журналам, справочникам и научно-популярной литературе. Домашние работы по подготовке учащихся к лучшему восприятию нового материала могут быть различными, но основными являются следующие. 1. Актуализация ранее изученного материала. К примеру, для эффективной работы учащихся над темой о внутреннем строении млекопитающих учитель просит повторить соответствующий материал из тем «Класс Птицы», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные» и «Класс Рыбы». 2. Предварительное выполнение эксперимента. Учащиеся по заданию учителя заранее в определенные сроки закладывают опыт и полученные результаты представляют на уроке. Примерами таких экспериментов могут быть: выяснение силы набухания семян — 2 дня, проращивание семян в разных условиях — 7 дней, выращивание растений из черенков — 14 дней. 3. Подготовка к предстоящему уроку краткого сообщения, простейшей презентации, стендового доклада, которые могут дополнить объяснения учителя и текст учебника. Учащиеся в этом случае могут успешнее осмыслить материал исторического, нормативного, этического, морфологического и анатомического содержания. 4. Проведение наблюдений в природе для конкретизации нового материала. По отношению к растениям это могут быть наблюдения за сезонными явлениями их жизнедеятельности, ростом и развитием в естественных и искусственных условиях; к животным — средами их обитания, образом жизни, взаимоотношениями с растениями и другими животными, антропогенными изменениями численности; к организму человека — санитарным состоянием местности проживания и гигиеническими условиями дома и в школе; к общебиологическим явлениям — видовым разнообразием растений и животных, изменчивостью морфологических признаков растений. Решение познавательных задач можно предлагать при выполнении домашних работ по всем разделам биологии. Понятие задачи в данном случае следует представлять в широком смысле — это любой вид учебного поручения учителя учащимся, содержащий требования выполнить интеллектуальные и (или) практические действия для оптимального осмысления и закрепления материала. В зависимости от общих целей обучения предмету, а также степени использования интеллектуального потенциала учащихся задачи могут быть следующими: 1) на описание биологического объекта; 2) на объяснение биологических явлений; 3) на преобразование биологической информации в учебных и реальных ситуациях. Они подбираются и (или) составляются учителем в соответствии с возрастом учащихся и уровнем сложности материала. Первая группа задач предполагает закрепление знаний о различных характеристиках живых систем и их компонентов — клеток, органоидов, тканей, органов, систем органов, организмов, популяций, сообществ. При этом учащиеся используют анализ, конкретизацию, синтез. Также они работают с учебником, схематическими рисунками и фотографиями. Вторая группа задач связана с осмыслением и закреплением материала на более высоком уровне. В обозначенных системах, других биологических объектах объясняются взаимодействия, явления устойчивости, развития и формулируются соответствующие закономерности. Выполняя такие задачи, учащиеся вынуждены использовать анализ, сравнение, индукцию, дедукцию и синтез. Они также не обойдутся без обращения к учебнику, справочной и научной литературе. К этой категории относятся задачи генетического, физиологического, эволюционного и экологического содержания. Третья группа задач ориентирована на использование биологического материала в новой учебной ситуации и ситуации, близкой к реальной. По сути — это задачи творческого уровня. При их выполнении необходимо актуализировать имеющиеся знания, умения и задействовать их для принятия аргументированного решения. В практике обучения биологии к такой категории относятся задачи по поиску способов сохранения биологического разнообразия, укрепления здоровья человека, облагораживания бытовой и производственной сред жизни. Приведем примеры задач. 1. Задача на описание биологического объекта: «Перед вами схематическое изображение некоторых растительных клеток. Рассмотрите их. Какую форму они имеют? Узнайте и назовите основные части растительной клетки. Кратко охарактеризуйте функцию каждой части. Сформулируйте вывод» (6 кл.). 2. Задача на объяснение биологического явления: «Известно, что стабильность и устойчивость природной экосистемы достигается за счет многочисленных взаимодействий, сформировавшихся в ней. Наиболее ярко они проявляются в трофических отношениях. Объясните, в чем суть этих отношений. Ответ обоснуйте простыми схемами» (9 кл.). 3. Задача на преобразование биологической информации: «Дальнейшее существование человека на Земле во многом зависит от биологического разнообразия. Благодаря ему сохраняется целостность биосферы, регулируются механизмы самоочищения и самоуправления. Для того чтобы сохранить биологическое разнообразие, необходимо осуществлять постоянную целенаправленную работу. На основе имеющихся знаний, учебника и дополнительной литературы составьте краткий долгосрочный (десятилетний) план сохранения видового разнообразия на территории своего региона» (9 кл.). Такие работы требуют от учащихся определенных интеллектуальных и волевых усилий. Им необходимо найти указанные источники биологической информации, проанализировать их, выделить важный материал для раскрытия содержания конкретной темы, сформулировать выводы, представить по выбранной форме результаты работы. Учителю биологии важно правильно задавать домашнее задание: определить его вид и объем, объяснить содержание работы и указать способы ее выполнения, учитывать интересы и уровень подготовки учащихся.
|