Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка учителя к уроку






Ключевые понятия. Планирование, виды, структура и содержание планов, методика подготовки учителя к уроку.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл плани­рования биологического материала. 2. Называть и характеризовать виды планов при обучении биологии. 3. Выражать общую методику подготовки учителя биологии к уроку. 4. Составлять краткий план урока биологии.


Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе учителя биологии. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий учителя и учащихся.

Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предваритель­ный и непосредственный.

На предварительном этапе разрабатываются перспективные пла­ны — календарный, тематический или календарно-тематический.

Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов школьной биологии при учете сроков изуче­ния тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскур­сии и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний. Такой план включает следующие пункты (табл. 8.8).

Тематический план составляется для распределения часов внут­ри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и со­держания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить си­стему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ и экскурсий, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельно­сти учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые учите­лем на четверть, полугодие или сразу на весь учебный год. Обыч-

 

но эти планы используются в течение нескольких лет при их кор­ректировке с учетом педагогического мастерства учителя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций.

В практике обучения биологии накоплен большой опыт со­ставления тематических планов и разработаны различные их ва­рианты. Один из планов системы уроков может включать следую­щие пункты (табл. 8.9).

Предлагаемый вариант планирования — это только основа пла­на. В конкретных условиях работы каждый учитель вносит в него необходимые изменения. Календарный и тематический планы могут совмещаться. В таком случае схема плана может быть сле­дующей (табл. 8.10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   
                Само-  
                 
                стоя- Меж-пред-
Наз- Коли- Сроки Тема,   Основ­ное Струк- Мето- тель-
вание изуче- тип, Задачи ды и ные
темы разде- чество часов содер­жание урока тура урока мет-
ния темы вид урока урока сред­ства рабо­ты и ные связи
ла             экскур­сии
                 
          б        
                   

 

Таблица 8.10 Примерная схема календарно-тематического плана
 

 

 

Вопросы для актуализации материала. С какими формами перс­пективных планов вы знакомились при изучении педагогики? Назовите основные их разделы.

На этапе непосредственной подготовки учителя к уроку био­логии осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности учителя и учащихся на уро­ке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современ­ных задач школьной биологии и снижает эффективность обуче­ния предмету. Однообразная структура урока становится привыч­ной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышле­ние. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Имен­но на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока биологии.

Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методи­ческие представления, мастерство и находчивость в оригиналь­ном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме учитель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков.

При составлении поурочного плана можно использовать раз­личные формы — краткий план урока, структурно-логическую схему урока, развернутый план-конспект и полную методическую разработку урока. В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде тексто­вой таблицы. В третьем и четвертом случаях все структурные эле­менты урока представляются полными текстами, раскрывающи­ми содержание учебного материала, виды деятельности учителя и учащихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ.

Вопросы для актуализации материала. 1. С какими формами по­урочных планов вы знакомились при изучении педагогики? 2. Какую из этих форм планов вы составляли самостоятельно? Какие трудности при этом вы испытывали?

При оформлении плана урока любой формы в нем, как прави­ло, отражаются следующие позиции: дата, тема урока; задачи уро­ка; оборудование урока; тип и вид урока; методы и приемы обуче­ния; основные понятия урока; ход урока с указанием структурных элементов (в зависимости от типа и вида) и полное изложение содержания этих элементов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал