Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка учителя к уроку
Ключевые понятия. Планирование, виды, структура и содержание планов, методика подготовки учителя к уроку. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл планирования биологического материала. 2. Называть и характеризовать виды планов при обучении биологии. 3. Выражать общую методику подготовки учителя биологии к уроку. 4. Составлять краткий план урока биологии. Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе учителя биологии. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий учителя и учащихся. Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный. На предварительном этапе разрабатываются перспективные планы — календарный, тематический или календарно-тематический. Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов школьной биологии при учете сроков изучения тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскурсии и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний. Такой план включает следующие пункты (табл. 8.8). Тематический план составляется для распределения часов внутри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и содержания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить систему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ и экскурсий, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельности учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые учителем на четверть, полугодие или сразу на весь учебный год. Обыч-
но эти планы используются в течение нескольких лет при их корректировке с учетом педагогического мастерства учителя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций. В практике обучения биологии накоплен большой опыт составления тематических планов и разработаны различные их варианты. Один из планов системы уроков может включать следующие пункты (табл. 8.9). Предлагаемый вариант планирования — это только основа плана. В конкретных условиях работы каждый учитель вносит в него необходимые изменения. Календарный и тематический планы могут совмещаться. В таком случае схема плана может быть следующей (табл. 8.10).
Вопросы для актуализации материала. С какими формами перспективных планов вы знакомились при изучении педагогики? Назовите основные их разделы. На этапе непосредственной подготовки учителя к уроку биологии осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современных задач школьной биологии и снижает эффективность обучения предмету. Однообразная структура урока становится привычной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышление. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Именно на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока биологии. Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме учитель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков. При составлении поурочного плана можно использовать различные формы — краткий план урока, структурно-логическую схему урока, развернутый план-конспект и полную методическую разработку урока. В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде текстовой таблицы. В третьем и четвертом случаях все структурные элементы урока представляются полными текстами, раскрывающими содержание учебного материала, виды деятельности учителя и учащихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ. Вопросы для актуализации материала. 1. С какими формами поурочных планов вы знакомились при изучении педагогики? 2. Какую из этих форм планов вы составляли самостоятельно? Какие трудности при этом вы испытывали? При оформлении плана урока любой формы в нем, как правило, отражаются следующие позиции: дата, тема урока; задачи урока; оборудование урока; тип и вид урока; методы и приемы обучения; основные понятия урока; ход урока с указанием структурных элементов (в зависимости от типа и вида) и полное изложение содержания этих элементов.
|