Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корректируются структура урока, логика учебного процесса и резерв времени.






8. Оформляется план по выбранной форме с «наполнением» содержания всех структурных элементов урока.

Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его задач. Умение выражать задачи урока необходимо для предвидения его результатов. Задачи отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития уча­щихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности? Формулировка задач должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки за­дач учителем очевидна, однако осознание их только учителем не­достаточно. Задачи в соответствующей форме доводятся до созна­ния учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться.

Представим примеры. Формирование теоретических знаний в задачах можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Задачи формирования умений можно отражать в следующих формулировках: раскрыть последо­вательность мыслительных действий (например, при анализе внеш­него строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно-следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч.Дарвина для развития сельско­го хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учеб­ных задачах, выдвигать гипотезу и др.

В качестве конкретного примера приведем формулировки за­дач урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок по­вторения и обобщения): образовательная задача — сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны; развивающая задача — способствовать развитию мышления на основе установления ос­новных причин сокращения численности и видов растений; вос­питательная задача — воспитание бережного отношения к расте­ниям на основе выяснения средообразующей, эстетической, по­знавательной, практической и рекреационной ценности цветко­вых растений.

Оценка качества и результативности урока осуществляется в двух аспектах — как он был подготовлен и проведен. Известно, что хороший урок требует от учителя больших затрат времени на его подготовку. Это время в несколько раз превышает время са­мого урока. Оценка урока проводится по конечному результату. При оценке необходимо учитывать его конечный результат. Кри­терием результативности является степень реализации задач уро­ка. При оценке урока необходимо учитывать следующие показа­тели: достижение триединых задач урока (образования, воспита­ния и развития личности учащегося), отражение и реализация задач в структуре и содержании; адекватный выбор типа и вида урока, способа постановки учебных задач и мотивации учебно-познава­тельной деятельности; методы контроля и оценки знаний и уме­ний на уроке; научный уровень урока; соотношение репродук­тивной и поисковой деятельности учащихся; использование со­временных информационных средств; отношение учащихся к уро­ку; взаимодействие учащихся и учителя на основе сотрудничест­ва; региональный материал на уроке и связь с жизнью; личностно-ориентированный и дифференцированный подходы на уроке.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Что такое планирование? 2. В чем смысл перспективного планирования биологического материа­ла? 3. По одной теме любого раздела биологии составьте тематический план. 4. Какова последовательность в действиях учителя при его подго­товке к уроку? 5. Для одного из уроков биологии составьте краткий план, выразив все основные его структурные элементы. При этом обратите особое внимание на формулировку задач, исходя из возможностей био­логии в формировании личности школьника, и обобщенное выражение содержания учебного материала по основным смысловым фрагментам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал