Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корректируются структура урока, логика учебного процесса и резерв времени.
8. Оформляется план по выбранной форме с «наполнением» содержания всех структурных элементов урока. Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его задач. Умение выражать задачи урока необходимо для предвидения его результатов. Задачи отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности? Формулировка задач должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки задач учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточно. Задачи в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться. Представим примеры. Формирование теоретических знаний в задачах можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Задачи формирования умений можно отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно-следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч.Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др. В качестве конкретного примера приведем формулировки задач урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения): образовательная задача — сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны; развивающая задача — способствовать развитию мышления на основе установления основных причин сокращения численности и видов растений; воспитательная задача — воспитание бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений. Оценка качества и результативности урока осуществляется в двух аспектах — как он был подготовлен и проведен. Известно, что хороший урок требует от учителя больших затрат времени на его подготовку. Это время в несколько раз превышает время самого урока. Оценка урока проводится по конечному результату. При оценке необходимо учитывать его конечный результат. Критерием результативности является степень реализации задач урока. При оценке урока необходимо учитывать следующие показатели: достижение триединых задач урока (образования, воспитания и развития личности учащегося), отражение и реализация задач в структуре и содержании; адекватный выбор типа и вида урока, способа постановки учебных задач и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и оценки знаний и умений на уроке; научный уровень урока; соотношение репродуктивной и поисковой деятельности учащихся; использование современных информационных средств; отношение учащихся к уроку; взаимодействие учащихся и учителя на основе сотрудничества; региональный материал на уроке и связь с жизнью; личностно-ориентированный и дифференцированный подходы на уроке. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Что такое планирование? 2. В чем смысл перспективного планирования биологического материала? 3. По одной теме любого раздела биологии составьте тематический план. 4. Какова последовательность в действиях учителя при его подготовке к уроку? 5. Для одного из уроков биологии составьте краткий план, выразив все основные его структурные элементы. При этом обратите особое внимание на формулировку задач, исходя из возможностей биологии в формировании личности школьника, и обобщенное выражение содержания учебного материала по основным смысловым фрагментам.
|