Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии, их виды и общая методика.






Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения лабораторной и практической работ. 2. Называть и характеризовать ос­новные их виды. 3. Описывать общую методику обозначенных форм и разрабатывать краткие их планы.

При обучении биологии постоянно используются лаборатор­ные и практические работы. Они проводятся в кабинете биоло­гии, уголке живой природы, природном и социоприродном окру­жении, школьном саду, цветнике и на учебно-опытном участке. Эти работы ориентированы в основном на формирование интел­лектуальных и практических умений — наблюдать, исследовать, распознавать, определять, измерять, анализировать, аргументиро­вать, обрабатывать, выращивать, ухаживать и др.

Лабораторная работа — форма организации обучения, при ко­тором учитель руководит самостоятельной познавательной и иной деятельностью учащихся при использовании соответствующих средств и методов, преимущественно для исследования различных биологических объектов и протекающих в них процессов. В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие лабораторные работы от других организационных форм. Это руководство самостоятельной и иной деятельностью учащихся с применением методологии научного познания, созда­ние условий для овладения простейшими методиками и методами исследования на уроке с лабораторным оборудованием.

Лабораторные работы позволяют освоить учащимися один из основных методов биологической науки — экспериментальный. Он предполагает проведение наблюдения, воспроизведения и изу­чения биологических явлений, измерения и обработку их резуль­татов, а также формулирование выводов. При этом реализуется предназначение названного метода как источника знаний и кри­терия истинности теоретических представлений.

Программы по биологии предусматривают лабораторные ра­боты для курса с 6-го по 11-й класс. В обобщенном виде их тема­тику можно представить в следующих суждениях.

Работы в программе 6 класса. Устройство увеличительных при­боров, строение растительной клетки. Внешнее и внутреннее стро­ение органов растения — корня, стебля, листа, цветка, соцветия, плода. Внешние признаки растений различных систематических и экологических групп. Передвижение воды и минеральных ве­ществ по древесине.

Работы в программе 7 класса. Особенности внешнего строе­ния, поведения и передвижения представителей животных раз­личных типов. Многообразие животных — червей, моллюсков, насекомых, птиц.

Работы в программе 8 класса. Клетки и ткани организма чело­века. Анатомические особенности тела человека — мышц, костей, сердца. Физиологические явления в организме человека — при­рода пульса, реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро­ванную нагрузку, действие ферментов слюны на крахмал, реф­лексы головного мозга.

Работы в программе 9 класса. Особенности строения, функци­онирования и изменения состояния биологических систем раз­личных уровней организации жизни — клеток растений и живот­ных, расщепление пероксида водорода ферментами живых кле­ток, изменчивость организмов, морфологические критерии вида, условия жизни, пищевые цепи и сукцессия в экосистеме.

Работы в программе 10—11 класса. Строение и функциониро­вание клетки — клетки эукариотические и прокариотические, плазмолиз и деплазмолиз, движение цитоплазмы в растительных клетках. Генетические явления — изменчивость у растений и жи­вотных, фенотип растений, фенотипические проявления хромо­сомных аномалий у человека. Эволюционные явления — приспо­собленность организмов к среде обитания, ароморфозы и идио-адаптации у растений и животных.

Вопросы для актуализации материала. 1. Какое определение ла­бораторной работы использовалось при изучении педагогики? 2. Доста­точна ли обозначенная тематика лабораторных работ для школьников общеобразовательной школы? 3. Имеется ли необходимость в дополне­нии тематики лабораторных работ в условиях профильного обучения? Почему?

В методике обучения биологии по определенным признакам различают несколько видов лабораторных работ. По дидактичес­кой цели они бывают исследовательскими и иллюстративными, по организационным формам обучения — индивидуальными, груп­повыми (парными) и фронтальными, по характеру познаватель­ной деятельности — проблемными и непроблемными. Исследо­вательские работы отличаются тем, что позволяют организовать логику научного исследования, но вместе с тем не открывают объективно новых для человечества знаний. Учащиеся во время таких работ наблюдают, анализируют факты, выдвигают гипоте­зы, проверяют их и формулируют выводы. По сути исследова­тельские лабораторные работы являются проблемными и могут выполняться группами и (или) классом. С их помощью учитель побуждает учащихся к самостоятельной учебной деятельности, развивает у них логику мышления и стимулирует познавательный интерес. Иллюстративные лабораторные работы служат для конк­ретизации, подтверждения, уяснения и повторения некоторых биологических законов и закономерностей, полученных учащи­мися от учителя или из учебника. Например, работы по изучению модификационной изменчивости с построением вариационных рядов и кривых изменчивости на примере длины листьев и роста относятся к исследовательским, а работы по выяснению особен­ностей внешнего и внутреннего строения органов растений и животных, строения эукариотических и прокариотических кле­ток, морфологии хромосом — к иллюстративным.

Для организации лабораторной работы важное значение имеет инструктирование учащихся. Оно проводится с целью их ориентации к эффективному выполнению этапов и заданий познания биологи­ческого объекта. Лучше организовать письменное инструктирова­ние в форме заданий-инструкций. В них формулируются задачи и тема, приводится перечень оборудования, описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, даются рекомен­дации по обработке и оформлению результатов работы.

Для проведения лабораторной работы необходима качествен­ная ее подготовка. Она заключается в следующем: 1) включение темы работы в тематический план и отражение ее содержания в поурочном плане; 2) подбор раздаточного материала и оборудова­ния для проведения работы; 3) формулирование учебных заданий по содержанию работы; 4) определение последовательности и вре­мени выполнения работы по каждому ее пункту.

На основе работ видных методистов биологии Е.Т. Бровкиной, Е.П.Бруновт, Т.А.Козловой, Р.Д.Маша, В.Ф.Шалаева можно сформулировать основные положения методики организации и проведения лабораторных работ.

1. Подготовка учащихся к выполнению работы — повторение соответствующего материала, вводное слово учителя, общий ин­структаж учащихся.

2. Пояснение учителем последовательности выполнения опе­раций на основе инструктивной карты, которая должна быть у каждого учащегося или вывешена на доске.

3. Выполнение учащимися действий в зависимости от вида ла­бораторной работы. При необходимости показ учителем образцов выполнения действий и способов самостоятельной работы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал