Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия. Лабораторные и практические работы как форма обучения биологии, их виды и общая методика.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения лабораторной и практической работ. 2. Называть и характеризовать основные их виды. 3. Описывать общую методику обозначенных форм и разрабатывать краткие их планы. При обучении биологии постоянно используются лабораторные и практические работы. Они проводятся в кабинете биологии, уголке живой природы, природном и социоприродном окружении, школьном саду, цветнике и на учебно-опытном участке. Эти работы ориентированы в основном на формирование интеллектуальных и практических умений — наблюдать, исследовать, распознавать, определять, измерять, анализировать, аргументировать, обрабатывать, выращивать, ухаживать и др. Лабораторная работа — форма организации обучения, при котором учитель руководит самостоятельной познавательной и иной деятельностью учащихся при использовании соответствующих средств и методов, преимущественно для исследования различных биологических объектов и протекающих в них процессов. В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие лабораторные работы от других организационных форм. Это руководство самостоятельной и иной деятельностью учащихся с применением методологии научного познания, создание условий для овладения простейшими методиками и методами исследования на уроке с лабораторным оборудованием. Лабораторные работы позволяют освоить учащимися один из основных методов биологической науки — экспериментальный. Он предполагает проведение наблюдения, воспроизведения и изучения биологических явлений, измерения и обработку их результатов, а также формулирование выводов. При этом реализуется предназначение названного метода как источника знаний и критерия истинности теоретических представлений. Программы по биологии предусматривают лабораторные работы для курса с 6-го по 11-й класс. В обобщенном виде их тематику можно представить в следующих суждениях. Работы в программе 6 класса. Устройство увеличительных приборов, строение растительной клетки. Внешнее и внутреннее строение органов растения — корня, стебля, листа, цветка, соцветия, плода. Внешние признаки растений различных систематических и экологических групп. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Работы в программе 7 класса. Особенности внешнего строения, поведения и передвижения представителей животных различных типов. Многообразие животных — червей, моллюсков, насекомых, птиц. Работы в программе 8 класса. Клетки и ткани организма человека. Анатомические особенности тела человека — мышц, костей, сердца. Физиологические явления в организме человека — природа пульса, реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку, действие ферментов слюны на крахмал, рефлексы головного мозга. Работы в программе 9 класса. Особенности строения, функционирования и изменения состояния биологических систем различных уровней организации жизни — клеток растений и животных, расщепление пероксида водорода ферментами живых клеток, изменчивость организмов, морфологические критерии вида, условия жизни, пищевые цепи и сукцессия в экосистеме. Работы в программе 10—11 класса. Строение и функционирование клетки — клетки эукариотические и прокариотические, плазмолиз и деплазмолиз, движение цитоплазмы в растительных клетках. Генетические явления — изменчивость у растений и животных, фенотип растений, фенотипические проявления хромосомных аномалий у человека. Эволюционные явления — приспособленность организмов к среде обитания, ароморфозы и идио-адаптации у растений и животных. Вопросы для актуализации материала. 1. Какое определение лабораторной работы использовалось при изучении педагогики? 2. Достаточна ли обозначенная тематика лабораторных работ для школьников общеобразовательной школы? 3. Имеется ли необходимость в дополнении тематики лабораторных работ в условиях профильного обучения? Почему? В методике обучения биологии по определенным признакам различают несколько видов лабораторных работ. По дидактической цели они бывают исследовательскими и иллюстративными, по организационным формам обучения — индивидуальными, групповыми (парными) и фронтальными, по характеру познавательной деятельности — проблемными и непроблемными. Исследовательские работы отличаются тем, что позволяют организовать логику научного исследования, но вместе с тем не открывают объективно новых для человечества знаний. Учащиеся во время таких работ наблюдают, анализируют факты, выдвигают гипотезы, проверяют их и формулируют выводы. По сути исследовательские лабораторные работы являются проблемными и могут выполняться группами и (или) классом. С их помощью учитель побуждает учащихся к самостоятельной учебной деятельности, развивает у них логику мышления и стимулирует познавательный интерес. Иллюстративные лабораторные работы служат для конкретизации, подтверждения, уяснения и повторения некоторых биологических законов и закономерностей, полученных учащимися от учителя или из учебника. Например, работы по изучению модификационной изменчивости с построением вариационных рядов и кривых изменчивости на примере длины листьев и роста относятся к исследовательским, а работы по выяснению особенностей внешнего и внутреннего строения органов растений и животных, строения эукариотических и прокариотических клеток, морфологии хромосом — к иллюстративным. Для организации лабораторной работы важное значение имеет инструктирование учащихся. Оно проводится с целью их ориентации к эффективному выполнению этапов и заданий познания биологического объекта. Лучше организовать письменное инструктирование в форме заданий-инструкций. В них формулируются задачи и тема, приводится перечень оборудования, описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, даются рекомендации по обработке и оформлению результатов работы. Для проведения лабораторной работы необходима качественная ее подготовка. Она заключается в следующем: 1) включение темы работы в тематический план и отражение ее содержания в поурочном плане; 2) подбор раздаточного материала и оборудования для проведения работы; 3) формулирование учебных заданий по содержанию работы; 4) определение последовательности и времени выполнения работы по каждому ее пункту. На основе работ видных методистов биологии Е.Т. Бровкиной, Е.П.Бруновт, Т.А.Козловой, Р.Д.Маша, В.Ф.Шалаева можно сформулировать основные положения методики организации и проведения лабораторных работ. 1. Подготовка учащихся к выполнению работы — повторение соответствующего материала, вводное слово учителя, общий инструктаж учащихся. 2. Пояснение учителем последовательности выполнения операций на основе инструктивной карты, которая должна быть у каждого учащегося или вывешена на доске. 3. Выполнение учащимися действий в зависимости от вида лабораторной работы. При необходимости показ учителем образцов выполнения действий и способов самостоятельной работы.
|